Двутавр

Юрий Кутьин
   О чём этот рассказ? О том ли, что дурная голова рукам покою не даёт. Или о преодолении психологических барьеров и расширении границ наших возможностей. Или о том, что хорошо быть молодым и сильным  и иметь хорошие трудовые навыки. Расскажу по порядку, а уж вы сами решайте о чём.
     Достраивали мы одну из баз отдыха  комбината в лесу за 100 км. Тёплый гараж делали. Из соображений удешевления и ускорения строительства бригадир строителей предложил заменить 6-тиметровые плиты перекрытия 3-метровыми из наличия. А посередине гаража соответственно в месте стыка плит положить балку подходящего сечения тоже из наличия.   
     Подобрать балку, просчитать её на прочность и проконтролировать проведение работ поручили мне, как конструктору. Длину балки принял по архивному экземпляру документации равной 4,5 метра, прикинул на прочность и выбрал балку из широкополочного двутавра 30Ш3  по ГОСТ 26020-83. Бригадир взял эскиз балки с моей подписью и по нему в заготовительном цехе балку отрезали в размер и завезли  заранее на объект.
     На следующий день выделили автокран и шаланду для перевозки плит перекрытий.   Бригадир с другими рабочими уехали за ними. Часа два проездят. Я с утра на объекте - контролирую. Хожу, осматриваю, как подготовлено место под балку на стенах. Заодно и измерил расстояние между пазами. Измерил и очень удивился. Между торцами пазов получилось 4 метра, а я дал длину балки 4,5 м. Как так получилось – сам не понимаю. Может отвлекли. Т.е. в заготовленные пазы стен балка никак не впишется. И что теперь делать?
    Выход один – срочно самому обрезать балку пока никто не видит, не доводить дело до разбора полётов. Дёрнулся в подсобку. Ага, резак здесь, кислород – норма, но пропановский манометр на нуле. Отпадает. 
Можно ещё попробовать болгаркой отрезать. Так, шлифмашинка  на месте. Но отрезных кругов нет. Ну как специально ни кругов, ни пропана. 
Мобильников тогда тоже ещё не было, так что позвониь бригадиру - захвати, мол, там пропан или круги отрезные тоже возможности не было. Зато на самом видном месте в подсобке висела, как нарочно, самодельная  ножовка по металлу с высоким корпусом и к  ней ещё пачка пильных полотен 10 шт. Ножовкой двутав №30? Семеётесь? Нереально… 
     Но положить балку и плиты сегодня нужно обязательно, когда ещё кран выделят? Можно, конечно, проломить стену и балку одним концом консольно положить, а отрезать потом. Но разрушать уже сделанное и выставлять на всеобщее обозрение такой ляп? Да и с одной стороны там были уже жилое помещение с кафельной стенкой, а с другой пролом попадал бы как раз на выполненную красным кирпичом эмблему комбината. 
    Но работу эту нужно  сделать: иначе  спросят за холостой пробег японского 20 тонного автокрана «Като», который на комбинате нарасхват. Допустить такой ляп на объекте, который на глазах у начальства и это в тот момент, когда мне, как молодому специалисту, квартира светит -недпустимо. Это  чревато.  Не дай бог приедет Сам. Увидит это безобразие и крест на квартире. А, если не перекрыть гараж сегодня, сдвинется неизвестно на сколько график сдачи объекта и это по моей вине. Опять крест.
Работяги тоже спросят: «Кто нам за простой заплатит?»  Они тоже получают не с тарифа, а  с выработки. Куда ни кинь – везде клин. Ситуация шахматного цуцванга – чтобы не сделал всё плохо, и не положить нельзя и положить невозможно.
     А двутавр тупо лежит себе и равнодушно ждёт моего позора. Представил, как бригадир будет вещать на всю ивановскую: « И чему вас там в институтах учат?  Вы будете путать,а мы за ваши ошибки расплачиваться!» Да, такой ляп это удар по моей профессиональной репутации. А не бригадир ли всё это подстроил? Бывало, спорили мы с ним, ругались, но всё в рамках рабочего процесса. Приглашают, помню, меня как-то в цех, разобраться:  строители сделали фундамент по нашим чертежам, а  станок на анкера не садится.         
   -Вы почему анкера сразу замонолитили.- наседаю я на бригадира. Нужно было оставить под них  колодцы и заливать анкера после выверки станка. Теперь что, фундамент долбить?
  -Не мандражи,- успокаивает бригадир,- анкера мы по трафарету ставили, а не подходят, так это только вершинки увело, сейчас поправим. Накрутил на резьбовые концы анкеров гайки и ударами кувалдой по гайкам подправил сколько надо анкера.   
 -Учись,- говорит.- И чему вас там, в институтах учат, штаны просиживать. По-вашему, пока бы мы ждали, когда схватятся анкера в колодцах, трое суток бы потеряли.
А у бригадира голос громкий. И прозвище - Рупор.
     Ещё раз публичный спор вышел, там вообще не по работе. Рупор утверждал, что спутник должен обязательно вращаться вокруг земли, иначе упадёт. Я возражаю, говорю, что не обязательно.  Есть такое понятие; геостационарная орбита. Спутник висит над одной точкой земли на расстоянии 36 тыс. км, и как бы не вращается, а на самом то вращается синхронно со скоростью вращения земли вокруг своей оси - один оборот в сутки. А Рупор упирается говорит, что это невозможно. Я тогда привёл высказывание кого-то из мудрых: «Нет ничего плохого ни в глупости ни в невежестве, если только они не отказываются развиваться.» Может с того спора он и на меня зуб имеет.
     И такая меня самого злость взяла. Зубами бы перегрыз этот двутавр. Вот так и бывает -  сначала ты работаешь на репутацию, а потом она на тебя. Сработал называется  - лишил себя и квартиры, и будущего на комбинате.
Сижу в раздумьях на двутавре и тут вспомнил, как Шура Балаганов распилил ножовкой по металлу полуторапудовую гирю. Авторы «Золотого телёнка», чтобы не уходить от темы про людей не стали  перегружать художественное произведение всякого рода технической терминологией (этим я грешу), а лишь отметили, что это процесс подобный  марафону, не менее чем часа на три. И  Шуру охарактеризовали, как здоровяка. По всему видно, что понимали процесс пиления или консультировались. Правда, для этого марафона нужны ещё и силовая выносливость, и дыхалка. А откуда они у бомжа Балаганова? Ещё вызывает сомнение то, что пилили они на пару с Паниковским  на природе, на берегу на песке и гири не были жёстко зафиксированы. То есть одной рукой нужно пилить, другой придерживать гирю. Да при такой организации рабочего процесса только наломаешь кучу ножовочных полотен, а реза ровного не будет, пильное полотно будет постоянно уводить в сторону. Паниковский тот вообще быстро капнул, как говорят спортсмены о сошедщем с дистанции. Но, как бы там ни было, Шура то по книге распилил. А ведь гиря  по диаметру 200 мм, то есть по площади среза в два раза больше моего двутавра.
      Итак, у меня есть единственный шанс, два часа времени, ножовка и 10 шт. полотен по металлу, чтобы избежать публичного позора. Полотна хорошие, как раз по стали, 32 зуба на дюйм, зуб с упрочняющим напылением, а  боковины для уменьшения трения тефлоном покрыта. Э-э-э, где наша не пропадала! Вставляю полотно в ножовку зубом вперёд, регулирую натяжку и сразу беру высокий темп. Балка около 300 кг. Поэтому дополнительной фиксации не нужно, лежит на земляном полу гаража как вкопанная, зараза. И где-то за 5 минут пропиливаю полку двутавра толщиной 15 мм на 3 см. Одновременно подсчитываю: общая длина пропила по полкам и ребру 70 см, т.е. потребуется где-то 90 минут. Есть шанс реальный, если хватит выносливости и ножовочных полотен.
    Первое полотно как раз  перестаёт пилить, затупилось,  нажимаю посильнее и хрум – ломается. Беру в руки горячущее.  Перегрелось и подсело. Нет, темп пиления нужно подбирать оптимальный и для полотна и для себя, примерно 60 ходов в минуту иначе полотен не хватит и у меня силёнок.  И будет, как у Высоцкого:   «Я на десять тыщь рванул, как на 500 и спёкся.»  Дальше пилю в оптимальном режиме, полотно ножовочное зря об металл не тру – при рабочем ходе вперёд нажимаю, при холостом ходе назад – пилу чуть приподнимаю. Скоро обнаруживаю новое препятствие – длина полки двутавра равна 200 мм,   длина полотна ножовки 300 мм, рабочий ход ножовки всего 100 мм т.е. не размахнуться. Темп пиления резко снижается. Поэтому делаю на полке двутавра ещё один параллельный рез на длину примерно на 100 мм в 20 мм от основного, чтобы было место для рабочего хода пилы.  Отгибаю молотком эту выпиленную полоску, надевая на неё удлинитель (трубу) и, сгибая-разгибая, выламываю эту полоску. Можно пилить дальше.  Такую операцию с параллельным резом и выламыванием полоски проделываю  и на противоположной полке. Увод ножёвочного полотна исправляю величиной его натяжки или легким поворотом крепежных бобышек полотна.
Полтора часа непрерывного ширкания прошло. Сил уже нет. На мне всё мокрое от пота. Пот застилает глаза и капает с носа.  В перерыв пью, пью и не могу напиться. Вспоминаю мечту жены о личном санузле. И снова бросаюсь на балку, кантую её ломиком, вставляю новое, 7-е по счёту полотно и продолжаю. Допиливаю. Окончательно прячу следы своего ляпа - отношу полуметровый кусок балки весом 34 кг в ящик отходов. И тут приезжает шаланда с плитами и кран.
Бригадир снимает с шаланды пропановский баллон, командует рабочим:
 - Вы двое пока раствор замулите, чтоб под плиты хватило и стыки между плитами замазать, а я балку обрежу. И ко мне,- забыл  тебе сказать, что мы гараж на полметра заузили, иначе на  дорожку вылазил.  А что это ты как-будто осунулся за эти два часа и нос заострился?
Попробуй пробеги марафон  - не так осунешься,- думаю про себя и добавляю вслух.-  Ты погоди не торопись  резать то, померяй сначала.
  -А что ?-  Измеряет, ещё раз перемеряет. Потом долго стоит, соображает. Наконец выдаёт.
  -Ну. Ты даёшь! Но скажи - к-а-к!?


Пилите, Шура, пилите.
https://www.youtube.com/watch?v=oBJOLOAhwMI