Притча. Пугало

Ава Ардо
Из книги "Серебряный колокольчик"



ПУГАЛО

По пустынной дороге шел человек. Ничего особенного в этом человеке не было и не могло быть: усталый, осунувшийся за долгое время пути, правда глаза его еще горели юным задором да и сам он был еще отнюдь не стар. Звали идущего Чадом. За все время пути блеклая, бесцветная пустыня ему порядком поднадоела. Он мечтал увидеть хоть одно строение, повстречать хотя бы одну живую душу. А тут надо же — среди камней и сухой земли все, что встретилось ему — качающее соломенной головой пугало, такое же потрепанное, выцветшее и обветшалое, как и сама пустыня. Хотя, нужно было отдать ему должное — пугало приветливо улыбалось. Интересно, кого именно это пугало отгоняло, и с какой целью было оставлено среди пустыни? Чад устало оглядел его с ног до головы, хотел было со злости оторвать пугалу голову, но сил на это не было, да и желания особого тоже. Чад зло сплюнул и поплелся дальше. Идет, а самому кажется будто пугало так и свербит его спину взглядом. Наверняка ведь качает своей тряпичной головой на ветру и смотрит, прожигая насквозь.
Впереди, наконец, показалась одинокая постройка. Чад устало улыбнулся и поблагодарил небеса за такой щедрый подарок. Подарок был действительно щедр, потому как постройка оказалась трактиром. Чад зашел, обвел взглядом пустые столики и, заказав себе три кружки отменного пива, умиротворенно улыбнулся, как в тот самый момент заметил, что из окон трактира прекрасно просматривается силуэт пугала, которое по-прежнему следило за Чадом.
— Слушай, что это? — спросил он у трактирщика.
Трактирщик перевел взгляд на указующий палец Чада и усмехнулся.
— Как что, пугало. Сам что ли не видишь?
— Да пугало я вижу, а чего оно там делает одно, в пустыне, среди камней и растрескавшейся земли? Кого именно оно отпугивает?
— Никого, — удивленно пожал плечами трактирщик. — Стоит себе и стоит. Оно же никому не мешает. К тому же это очень древнее пугало. Его еще мой прадед помнил.
— А зачем оно, если толку от него никакого? — заводился Чад.
— Слушай, — нахмурился трактирщик, — отвяжись от меня. Закажи лучше выпивку и расслабься.
Только не унимается Чад. Все смотрит и смотрит он на чернеющее вдали пугало. Даже в сумерках различает его силуэт.
— Скажи, — вновь обратился он к трактирщику, — а были те, кто хотел его вырвать из земли и выбросить куда подальше.
— А зачем?
— Ну не знаю, просто так.
— Дурачила, — раздраженно махнул рукой трактирщик.
— Если я это сделаю, — продолжал размышлять вслух Чад, — я буду первым, кому пришла эта простая мысль в голову, глядишь, и обо мне заговорят. К примеру, спросит кто-то: «А где пугало?». А ему в ответ: «Да тут один парень вырвал его и выбросил. Никто не решался на этот шаг, а он сделал». Завтра я разберусь с этим куском ветоши.
— Ты только не забудь позвать кого-нибудь в помощь, — неодобрительно покачал головой трактирщик.
— Зачем это? Это пугало что сделано из камня? Думаешь, я не справлюсь с ним? Да я одним пинком опрокину его.
— Да что опрокинешь, я не сомневаюсь, а вот кто ж подтвердит, что этот пинок принадлежал именно тебе? Нужны доказательства, а иначе не заговорит о тебе народец. Так бесславно и помрешь, — рассмеялся трактирщик.
— Да, ты прав. Завтра возьму кого-нибудь с собой.

Прошла ночь, настало утро. Чад бодро обвел глазами трактир, в котором было полным полно народу. Ну, вот и его звездный час настал. Сегодня он сделает то, что никто до него не делал.
— Эй, — обратился он к гудящей толпе, — может кто-то хочет составить мне компанию и пройтись до пугала, я за это даже приплачу.
Но никто даже бровью не повел.
— Что, никто не хочет подзаработать несколько монет? — растерялся Чад.
Молчание в ответ.
— Ну и ладно, — махнул он рукой.

Выйдя из трактира, он увидел сидящего под деревом старика.
— Эй, старик, хочешь подзаработать пару монет?
— Да не откажусь, — приветливо улыбнулся тот.
— Тогда прогуляйся со мной до пугала.
— Как скажешь.
Они достаточно бодро дошли до пугала и, сияющий от предвкушаемого удовольствия Чад, обратился к старику:
— Ты внимательно смотришь за мной?
— Нет, — ответил тот.
— Ну тогда смотри! — прикрикнул на него Чад.
— Не могу.
— Почему это?
— Потому что ничего не вижу.
— Как не видишь?
— Не вижу и всё. Слеп я.
— Так чего ж ты поперся со мной?! — взбесился Чад.
— Так ты же не спрашивал меня о том слепой я или зрячий.
— Да как ты вообще сюда дошел, если слепой?!
— Так я хорошо знаю путь до пугала. Ты сказал прогулять до пугала, я и прогулялся. А теперь гони обещанные монеты.
— Да чтоб тебя! — выругался Чад. — Что же мне теперь делать! Мне же нужно было, чтобы кто-то подтвердил мои действия!
Чад хотел еще что-то сказать, но в этот момент, откуда ни возьмись, налетел сильный ветер. Пугало, словно живое, затрепыхалось на ветру, беспомощно размахивая своими тряпичными руками, будто подавая сигналы о грядущей опасности. Не прошло и секунды, как поднялась дикая буря. Ухватившись за сухой куст, Чад с ужасом наблюдал, как убийственный ветер с легкостью вырвал из земли пугало, уволакивая его за собой. Пугало сопротивлялось, цеплялось тряпичной головой за камни, руками обхватывало сухие ветки и держалось. Наконец ветер стих. Пугало лежало на спине, безмятежно, с улыбкой всматриваясь в прояснившееся синее небо.
А на помощь уже спешили завсегдатаи таверны во главе с трактирщиком. Но каково было удивление Чада, когда понял он, что торопились спасать они не его и даже не старика, а пугало! Они бережно подняли пугало, отряхнули его, подправили голову, смахнули песок с расплющенного носа и водрузили его на прежнее место. И вот, пугало снова, расставив руки в стороны, преспокойно раскачивает своей несоразмерной головой на ветру.
— Но зачем?! — из уст Чада вырвался крик.
— Так было всегда, — спокойно отвечал трактирщик. — Мой прадед спасал пугало, мой дед и отец спасали. И я не отстаю от них. А как же иначе? Посуди сам, как среди этой пустыни разобрать меняется что-то или нет. Здесь одни сплошные пески и ветры, и ничего больше. Когда пугала нет, кажется, что и времени не существует и перемен никаких не происходит: один безликий день сменяется черной и такой же безликой ночью. А это пугало, словно маяк прошлого. Смотришь на то, как оно потрепано и понимаешь, что время-то идет, движется, меняется все вокруг, и мы меняемся вместе с ним. Даже я за долгие годы понял главное: пугало это — наш опыт, от дедов, прадедов и без него заметить движение вперед было бы невозможно, потому как вокруг была бы одна сплошная пустыня — безвременье…