8. 09. 2016. зачем мы об этом пишем?

Феликс Рахлин
У меня  зазвонил  телефон (голос – мужской):
– Феликс Рахлин? Здравствуй. Меня Сашей зовут  Это твоя  статья о Бабьем яре в «Еврейском камертоне»?
Обращение на «ты» меня не удивило:  в иврите «вы»  говорят лишь нескольким собеседникам сразу, в здешнем русском общении это также сказывается.  Газета, которую он назвал,  – прежде  – еженедельник , теперь – ежемесячник, прилагаемый во второй четверг каждого месяца к тель-авивским «Новостям недели». Они продаются в четверг и пятницу, можно случайно ещё успеть захватить с самого утра в следующее воскресенье после абсолютно выходной еврейской субботы, но чтобы  увидеть  накануне продажи?! (Дело было в среду…) Ну, нет, такого не бывает!
– Знаешь, я о Бабьем яре писал много и давно. А это когда ты прочёл? (Раз ко мне на «ты», то и я не буду церемониться…)
– Да  вот, за сентябрь 2016 года.
– Ну, и о чём там? 
– О романе Кузнецова  «Бабий яр»…
– Да, я об этом много писал. У тебя вопросы?
– Да, у меня вопрос:  зачем вы, журналисты,  вообще об этом пишете?
Последнее, что я писал на эту тему, с широким использованием знаменитой книги Анатолия Кузнецова и ещё одной, мемуарной, – Захара   Трубакова – одного из буквально считанных людей, спасшихся  из Бабьего яра, - это моё, фактически, «изложение»  по обеим книгам на тему «Восстание в Бабьем яре»  (см. текст по ссылке:  ).
Если прочесть этот текст, то, как мне кажется, там ясно указана цель данной моей работы: 1) трагедия Бабьего яра и, более того, вся политика гитлеровского геноцида народов, включая деятельность лагерей массового уничтожения мирных людей, сегодня, ещё при жизни пережившего её поколения, зачастую   злостно скрывается, а то и полностью отрицается  фальсификаторами истории;     2)  предпринимаются нахальные попытки выдать истинную историю  попытки  расистского  «окончательного решения» (уничтожения) еврейского народа  за плод своекорыстной фантазии самих евреев  или, как минимум, за «преувеличения»;  3)существует антисемитская, юдофобская тенденция  извращённого изображения евреев как бессловесных, лишённых воли к сопротивлению  жертв нацистского насилия, при сокрытии массового героизма  еврейского народа как в составе армий сопротивления, так и в гетто и лагерях уничтожения.  Искажённый, утрированный геббельсовской пропагандой, а отчасти и сионистской «самокритикой», образ жалкого галутного* еврея  порою заслоняет от  нас истинные факты народного героизма. Один из них – небывало дерзкое интернациональное восстание  последних трехсот  двадцати семи безоружных узников гитлеровского Сырецкого лагеря в Бабьем яре  во вторую годовщину массового расстрела там  всего еврейского населения оккупированного Киева.
Всё это в какую-то секунду промелькнула в моей памяти, но сформулировать ответ в таком виде я не сумел, а лишь спросил у собеседника:
– Так   что тебе  непонятно?       
– Я  старый человек: родился в 1949 году, – сказал  он мне, на что я ответил не видной ему, а потому и необидной внутренней улыбкой: он моложе меня на 18 лет…  То есть ему под 70, а мне скоро под 90…Имею право улыбнуться?  – Как только чуть подрос (продолжал говорить он) , узнал о Бабьем яре. Понимаешь, с тех пор я так понимаю, что и меня там расстреляли  (правильно понимает, хотя и метафорично, образно, – внутренне согласился я). И мне незачем читать такое…
…Что мне было делать? Неужели спорить? Заметьте: я ведь не знал, какой именно из моих многочисленных материалов на эту тему он прочёл. И я лишь спросил:
– Так чего же ты хочешь?
– Меньше  пишите о страданиях, больше – о героизме, - сказал незнакомец. Теперь думаю, что он этой моей статьи просто не дочитал. Ведь я именно о героизме  и написал. Разве не геройство, не безумная, отчаянная смелость – вырваться из смрадной землянки безоружными навстречу губительному пулемётному огню, злобным и беспощадным овчаркам, ещё более лютым до зубов вооружённым конвоирам! Русские, украинцы, евреи – все в этом бою, последнем и решительном,  вели себя как  отчаянные и совершенно бесстрашные воины. Подумать только:  выжили и спаслись  - 14 человек, погибли – 313!   Скорее всего, звонивший просто не имел терпения дочитать… Может быть, я не сумел  увлечь его рассказом?
Но ведь не он – автор, а я. И я сказал примирительно:
– Спасибо, я учту  твою просьбу.
Конечно, читая – читай до конца, иначе, чуть перефразируем Козьму Пруткова, твоё чтение будет пустою забавою. Всё же, конечно, не в пример приятнее получать комплименты, приходящие мне от моих терпеливых и снисходительных  читателей, - скажем, таких, как мой земляк по Харькову Алекс Ершов. Кстати, его однофамилец  Фёдор Ершов был  душой, организатором и  руководителем  того   дерзкого восстания  и одним из погибших в нём…  До нас дошли его слова о том, что он готов был к гибели и считал, что уже  хорошо пожил на свете: дожил  «аж» до сорока – и теперь мечтал, чтобы выжил кто-то из молодых. Каким прекрасным предстаёт перед  нами  этот самоотверженный, мужественный человек! Алекс Ершов, а вдруг это был Ваш  кровный родственник?  Но  всё равно мне приятно, даже если просто однофамилец…
Хотел бы ещё использовать  своё изложение для того чтобы подчеркнуть:  при помощи пропаганды нацизма, расизма, шовинизма, антисемитизма и ныне их последыши   пытаются стравить  между собою народы.  Такие страшные, но правдивые сюжеты, как беспримерное финальное восстание интернационала последних узников Сырецкого лагеря в Бабьем яре должны сплачивать людей, взывать к их равенству, братству, свободе, взаимному  уважению . Не секрет, что взаимные фобии и предрассудки мешают единению народов.  Сама бесконечная история попыток сохранить   память о Бабьем яре – один из примеров такого жуткого раздрая.  Что за странная «ревность» мешала былым хозяевам Советского Союза много лет   помыкать памятью десятков и сотен тысяч погибших в киевском Бабьем, харьковском  Дробицком и других ярах, могилах и курганах  измученной войнами и  междоусобицами  русской, белорусской, украинской земли? Почему любое напоминание о еврейской Катастрофе  пытались выдать  за  нечто вроде национального эгоизма: да разве  самые крайние националисты-евреи выдавали себя за главную и единственную жертву нацизма? Нет. Но спорить с тем, что лишь один народ – евреи ( да ещё отчасти цыгане) ставились нацистами вообще вне закона означает ломиться в открытую дверь!  Отрицание этой истины привело к отсутствию в этих ярах  в течение долгого исторического срока не только достойных памятников погибшим евреям, но и вообще  всем жертвам  гитлеровской сегрегационной машины: и украинцам, и  русским в том числе!
Но мне остаётся ещё поделиться тем, КАК я догадался (почти не сомневаюсь, что правильно!) о том, кто же по своим занятиям был звонивший мне человек. Высчитав, что звонок был в канун выхода очередного номера ежемесячника, я предположил: увидеть и прочесть статью можно было только находясь  там,  где читают корректуру завтрашнего номера. То есть в редакции газеты или в типографии, где газета печатается. По-видимому, это какой-то из рабочих  (возможно, уборщик), взявший оттиск газеты почитать во время обеденного перерыва. Наутро я отправился в лавку, где продаются и газеты, и купил номер со своей статьёй. Спасибо тебе, незнакомый Саша: я мог пропустить и не купить газету со своим материалом...
• Галут (ивр.) – рассеяние евреев по всему миру в результате их изгнания римлянами  из древних Иудеи и Израиля .