Снова в школу

Терехов Максим Юрьевич
             Снова в школу

       Я хорошо помню, как сильно переживал каждый раз в начале летних каникул о том, что лето пройдёт, и мне придётся снова ходить в школу : в младших классах я много болел и учился неважно. В первом классе я настолько редко оказывался на занятиях, что не все одноклассники меня узнавали даже в середине учебного года. В старших классах  здоровье стало лучше, и я стал учиться на 4 и 5. Надо ли говорить, что это позволило мне отделаться от фатальных размышлений в конце каждого учебного года?
      Я вижу, что  мои дети  относятся к школе не так негативно -  во всяком случае, те из них, у кого получается хорошо учиться. От успеваемости очень многое зависит: учителей, могущих любить двоечников и кропотливо пестовать их  до приемлемого уровня знаний, сейчас практически нет, а значит , этот  труд  целиком ложится на плечи родителей.
     Православные дети могут иметь преимущество уже в первом классе, если давать им читать по молитвослову те или иные молитвы в утреннем и вечернем правилах, предварительно освоив  с ними буквы ещё до школы. Гуманитарные предметы при таком подспорье идут легко, а вот с математикой бывают  сложности. К ней тоже надо готовить и подходить неформально, считая то листики  в лесу, то грибы в корзинке,  то птичек на ветке.
        Молитва помогает в учении, но иногда у детей возникает соблазн:  молиться об успехе на уроках, не приложив никаких  усилий к их выполнению. Преподобному Сергию  Радонежскому не сразу далось учение, но ведь усилия он прилагал и старался на совесть.
        Весь первый класс дети привыкают к школе, к урокам, к учителю. Идут бои за лидерство  или за независимость. Скромных и тактичных детей начинают обижать. В этот период нужна помощь духовника. Сами  дети  в семь лет ещё очень плохо выстраивают исповедь, а проблемы могут быть серьёзными. В какой мере надо терпеть агрессию одноклассников? Ведь  уровень смирения святых отцов  для большинства из нас ещё  недоступен,  и вряд ли мы вправе требовать его от наших детей. Приходиться беседовать с родителями агрессоров и организовывать совместные разборки с педагогами  тех или иных конфликтов. Личные беседы родителей  с  обидчиками их детей на территории учебных заведений не приветствуются... 
        К концу первого класса становиться понятным, как пройдёт период обучения в начальной школе.  Иногда приходиться менять либо класс, либо учителя, либо школу… Главное -  не упустить ребёнка и дать ему хорошую базу в начальных классах. Закладывается всё: почерк, умение работать, способность обходить конфликты. Если  учитель начальных классов хорошо даёт знания, спрашивает строго и при этом любит  детей и формирует из класса дружный коллектив  -  то большего мы не можем требовать от светской школы. Кстати, у моего младшего ребёнка сейчас именно такая учительница, в прошлом моя одноклассница. Как горят детские глаза, когда появляется возможность поехать на экскурсию с любимым педагогом или подготовить какой – нибудь праздник!
     Православным родителям всегда хочется большего: педагоги должны быть верующими, иконы в классах, молебен перед учёбой - всё это можно обеспечить лишь в малочисленных православных гимназиях.  Зачастую долгая дорога до места учёбы измучивает маленьких детей и отнимает у них радость от получения знаний.
      Когда этап начальной школы пройден, наступает сложный период  адаптации к учителям- предметникам. Ещё и переходный возраст не за горами… Кто-то кого-то невзлюбит -  и начинаются разборки, а впереди ОГЭ… Уже можно и о профессии подумать, а не только о том, что англичанка противная…
     Всё больше и больше будущее школьника зависит от этих страшных слов: ОГЭ, ЕГЭ. Экзамены проходят в суровой атмосфере, и о радости тут говорить не приходиться. Серьёзная взрослая необходимость отчитаться перед государством за проведённые на школьной скамье годы. Радость здесь бывает, когда: « молился, учился, сдал, поступил – Слава Богу!» Если ОГЭ сдано плохо, то приходится отложить мечты о высшем образовании ребёнка в ближайшем будущем  - нужно идти в колледж. Раньше слово «ПТУ» вызывало у многих образованных людей тихий ужас. Сейчас много очень неплохих колледжей, но многие из них платные, как и ВУЗы. Часто приходиться ужаться и нанимать репетиторов,  чтобы  потом поступить на бюджет.
     Последний звонок у моего сына Григория в этом году был замечательный : учителя и выпускники показали музыкальное театрализованное представление. Разыгрывались сценки уроков, пелись переделки современных песен на школьную тему. На сцене висел экран. На нём мы увидели фото школьных будней, выпускников в детстве,  выпускников в семье   и замечательный фильм-фантазию о судьбе выпускников через десять лет после школы. Полёт фантазии впечатлял… Дети  прощались со школой, и при звуках последнего звонка у многих из них навернулись на глаза слёзы, которые они не смогли скрыть. Им было жалко прощаться с этими стенами, с учителями и даже с директором. А ещё им было жалко прощаться с детством…. Я тихо радовался за своего сына, который попал в такую правильную школу.
      Мы, православные, благодарим Бога за всё! Изучать мир, созданный Богом – наше благое послушание. Научить детей получать радость от послушания -  наша прямая родительская задача.
Максим Терехов 2016

Школьные годы мои

Школьная парта была
Мной не любима порою.
Были другие дела
В детстве далёком, не скрою.

Книги любил я читать
Жизнь проживая иную.
Ну а потом помечтать...
Часто о детстве тоскую.

Школьные годы мои
Были наполнены сказкой.
Плыли вперёд корабли
Волны качали их с лаской.

С храбрым героем спасал
Женскую честь и свободу.
Смело коня я седлал
Гнал через сушу и воду.

Пушки плевались огнём
Лунные кратеры звали
Звёзды манили огнём
В самые дальние дали...

Только тогда не прочёл
Библию- главную книгу.
Взрослым её я нашёл
Радуюсь светлому мигу!

Терехов Максим 2015