Эссе об исторической справедливости и исторической

Антон Карин
Часто от представителей так называемого «патриотического лагеря» можно услышать рассуждения о навязывании нации комплекса вины и безосновательности рассуждений о коллективной ответственности. Это особенно характерно для сегодняшней России, но не только. Подобного рода рассуждения были очень популярны в послевоенной Германии и Японии и являются болезненной реакцией части общества оказавшейся не готовой порвать с милитаристским прошлым и осудить преступления тоталитарных режимов. 
Великий французский философ основоположник консерватизма Жозеф де Местр является автором знаменитого  афоризма: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Действительно опыт XX в. показал, что за преступления против человечности судят политиков и военных. Но как быть с народом, на который в своих действиях опирались эти политики. Разве преступления Гитлера, Сталина, Милошевича были бы возможны без поддержки огромного большинства населения возглавляемых ими стран? Конечно нет, только поддержка большинства немцев сделала возможной преступления Гитлера, только одобрение и соучастие большинства советских людей сделали возможными преступления сталинизма. Таким образом, историческая вина лежит не только на политическом и военном руководстве, но и на рядовых исполнителях и молчаливых соучастниках преступлений.
Многие годы философы, мыслители, журналисты, и общественные деятели бьются над проблемой исторической ответственности потомков за преступления предков. Есть ли такая ответственность и если да то в чем она проявляется. Попробуем найти свое решение  этой проблемы.
Если посмотреть на данную проблему с точки зрения юридической то, безусловно, потомки наследуют от предков, как их имущество, так и их долги. Это относится не только к материальным, но и к «моральным» долгам то есть сюда, в том числе входит обязанность компенсировать ущерб людям не справедливо пострадавшим от действий их предков. Именно поэтому ФРГ, как правопреемник Германской империи (существовавшей,  как известно с 1871-1945) многие годы выплачивает огромные компенсации жертвам холокоста.
Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения моральной то здесь тоже все говорит в пользу того что потомки ответственны за своих предков. И религиозная и светская мораль предполагает наличие ответственности детей за действия их родителей.
Казалась бы данный вопрос можно считать закрытым. Однако в реальной жизни все оказывается гораздо сложнее, чем в теории. Здесь нередко возникает вопрос о том в какой форме и до каких пор государство(или его правопреемник) виновное в противоправных действиях должно нести ответственность. И должна ли эта ответственность быть взаимной? Ведь нередко получается, так что страна проигравшая войну должна платить репарации и извинятся за свои преступления, её политическое руководство предается суду; победители же остаются неподсудными и все свои действия оправдывают военной необходимостью.
Должно ли поколение родившиеся после войны нести ответственность за военные преступление случившиеся в годы второй мировой войны? В разных странах мы видим различные походы к данной проблеме. В Германии в мае 2015 г. канцлер Ангела Меркель в очередной раз извинилась за национал-социализм, признав, таким образом, определенную ответственность молодого поколения немцев за прошлое. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ напротив на  семидесятую годовщину  окончания второй мировой войны не стал повторять извинений, так как считает что молодое поколение не несет ответственности за событие семидесятилетней давности.
Трудно однозначно сказать кто здесь прав. История и историческая память в каждой стране очень разная. Япония уже неоднократно в той или иной форме приносила извинение (достаточно вспомнить извинения Мураямы 1995 г.) и Абэ решил, что извинений было уже достаточно. Немцы же приносят извинения вновь и вновь, несмотря на то, что поле войны минуло уже 70 лет. На наш взгляд достаточно признать историческую вину один раз. Нет необходимости много раз повторять извинения. Однако такое признание будет иметь ценность только в том случае, если за словами последуют дела, жертвам и их потомкам будут выплачены компенсации, память о жертвах несправедливых гонений будет сохраняться, а люди виновные в преступления против человечности не будут, вставляется героями. Послевоенные Япония и Германия в равной степени соответствуют этим критериям и давно уже порвали с милитаристским прошлым. 
Совсем другое отношение к историческому прошлому мы наблюдаем в современной России. Современная РФ, провозгласившая себя государством-продолжателем СССР отнюдь не спешить компенсировать ущерб странам и народам, пострадавшим от советской агрессии. А ведь только в 1939-1940 г. жертвами советской агрессивной политики стали 6 государств Европы. Многие российские историки и общественные деятели, в том числе президент РФ В. В. Путин,  откровенно оправдывают  агрессивную внешнею политику сталинского СССР. Так в частности утверждается, что Сталина к агрессивным действиям подтолкнула неконструктивная позиция Запада. Политических деятелей виновных в преступлениях в РФ считают героями. Практически в каждом городе современной России установлен памятник Ленину, а в последние годы в некоторых городах стали устанавливается даже памятники Сталину. Если на главных площадях российских городов стоят памятники откровенным преступникам; что уж говорить о более мелких делителях, таких как утопивший в крови венгерскую революцию 1956 г. Г. К. Жуков и др. 
В этой связи  весьма интересно сравнить внешнюю политику современной РФ с внешней политикой тех же ФРГ и Японии.  Германия и Япония поставили крест на своем империалистическом прошлом и проводят миролюбивою политику. На первый план для этих стран вышла не внешняя экспансия, а создание достойного уровня жизни для своих граждан. В России напротив тоталитарное прошлое не было осуждено в полной мере и на первый план в исторической памяти, в том числе благодаря стараниям путинских идеологов вышли все возможные «победы». Нынешний режим в РФ заинтересован в сохранении памяти именно о победах, но не о том какой ценой покупались эти победы, еще меньше говорят о жертвах коммунизма, особенно если это затрагивает соседние с Россией страны. Такая историческая политика создает у людей нездоровый милитаристский настрой, что дает властям возможность проводить агрессивный курс в отношении граничащих с Россией государств. Таким образом вместо того что бы побеспокоится об обеспечении достойного уровня жизни населения российские власти предпочитают тратить деньги на вооружения и развязывание агрессивных войн. Россия и Германия, как мы видим, представляют собой разные, в чем то противоположные подходы к оценке прошлого и восприятия преступлений предков. Различны и плоды этих подходов. В первом случае процветающая, технологически развитая, успешная Германия, во втором, увы, отсталая, безнадежно испортившая отношения с соседями, захлебывающиеся в собственном милитаризме Россия.
Очень важным аспектом исторической справедливости является, как уже было отмечено необходимость извинений и признания своих ошибок обеими сторонами конфликта, а не только лишь побежденной стороной. Даже спустя 70 лет после великой войны 1939-1945 гг. мы наблюдаем странную картину. После войны судили только одну сторону побежденную. Только те военные преступления, которые были совершены странами оси получили правовую оценку на международным уровне. Преступления совершенные странами антигитлеровской коалиции не были рассмотрены не одним судом. И эта чудовищная несправедливость охраняется даже сегодня через 71 год после окончания той войны.
После второй мировой войны руководство Чехословакии, Польши и СССР при поддержки значительной части населения и молчаливом попустительстве западных демократий устроили массовую этническую чистку против немецкого народа. Миллионы людей были изгнаны из их домов, с земли, на которой их предки жили веками фактически только за их немецкую национальность. Десятки, может быть сотни тысяч людей, погибли в ходе изгнания. На сегодняшний день из крупных политиков только президент Чехии Вацлав Гавел извинился в свое время за изгнание судетских немцев. Но до сих пор не судетским немцам, не немцем, изгнанным из Польши и СССР, не их потомкам не выплачены компенсации. Разве это справедливо? Думаю, любой непредвзятый человек скажет что нет.
 Совершенно очевидно, что если существует единое международное право, а не два международных права одно для победителей, а другое для побежденных то преступления стран антигитлеровской коалиции так же должны получить юридическую и моральную оценку на международном уровне.
Странам, некогда входившим в антигитлеровскую коалицию, следует так же как немцам и японцем извинится и осудить жестокие действия их предков. Только тогда мы сможем достичь подлинного примирения между народами и уврачевать старые раны. Так американцам следует извиниться за ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, СССР за аннексию Прибалтики и агрессию против Финляндии, полякам и чехам за послевоенные этнические чистки немецкого населения. Есть за что извинится и англичанам. Именно английские военные в 1945-1947 гг. проводили насильственную репатриацию советских граждан, что нередко приводила к массовой гибели людей, широкую известность, к примеру, получила трагическая выдача казаков в Лиенце. Не следует забывать и о Блайбургской бойне, когда десятки тысяч хорватов, словенцев и сербов были выданы на расправу титовским партизанам. Швеция уже извинилась перед странами Балтии за аналогичные выдачи их граждан советскому союзу. В 2011 г. швецкий премьер Фредрик Рейнфельдт назвал выдачу прибалтов  в 1945 г. «темными днями» в истории его страны. Англия и другие страны, участвовавшие в антигитлеровской коалиции, к сожалению, не последовали примеру Швеции. Хотя  представители английской общественности все же установили в 1986 г. «памятник жертвам Ялты» в Лондоне.
Справедливость одна из важнейших ценностей человечества.  Историческая справедливость необходима для построения  мирных, доверительных отношений между народами. Только преодоление тоталитарного прошлого и взаимное признание исторической ответственности  позволит предотвратить повторение трагедий XX в.