Пойдёшь налево, заблудишься

Татьяна Пороскова
Если, бывало, какая-нибудь старуха в разговоре посылала собеседника к Лешему, это считалось самым плохим ругательством.
Нет ничего страшнее - попасть к нему и заблудиться в лесу.

И я слышала сама. Сидят две старушки. Все дела переделаны. Одна пришла к другой на беседу. А потом научили их в карты играть в «дурака». Вот играют они. А проигравшая бабушка всерьёз обидится да и скажет:
- Идите вы к Лешему!
Вроде ничего особенного нет.
Но, если этот человек пойдет в лес за грибами или ягодами, может и заблудиться. Такая была сила у слов,  сказанных необдуманно.


Света приехала погостить к матери на пару недель с двумя внуками. Пусть подышат свежим воздухом. Мама старенькая, коровы давно нет. Но пироги ещё печёт. На зиму дети и маму увозят на машине в город.

Надумала  женщина идти за морошкой. Раньше, в  её детство, за морошкой ходили По Столбам. Так называли место на болоте за речкой Чёрной.
Надо было миновать поле, деревню Бараниху, потом идти по колеям замОшной дороги до речки Чёрной и,  не переходя её,  как-то перебраться через   длинную и глубокую  канаву. Иногда там люди рубили берёзу и перекидывали её на другой берег.

 Так они и сделали. Прошли этот путь.  Нашли переход через канаву, наполненную тёмной водой, на дне которой таился  чёрный ил.

 Света задумалась:
-  Если будет морошка, быстро накидаем тарки и обратно.

День был пасмурным. Шли на дожде. Ягод совсем  мало.  Собирали по ягодке. Болото зарастало и стало неузнаваемым. И когда собрались выходить, она поняла, что не знает, куда идти.

Так часто случается. Если бы морошки было много, то собирали бы на одном месте, запомнив, откуда заходили. Бумажек контрольных на ветки она не повесила.

Шли, шли,  устали. Ребята  жались к ней. Взяли с собой только несколько резней хлеба. Становилось всё темнее и темнее. Встретились какие-то два незнакомых озерца. Переходили ручьи, которых раньше не было. И когда стало совсем темно, остановились.  На душе становилось тревожно и жутко. Спичек с собой не было. Лесины сухие скрипели в темноте. О кочки ноги спотыкались.

Вспомнилось, сколько людей пропадало в лесу безвозвратно.

В Лобанихе ушла в лес и не вернулась бабушка.
- Ох, мать,  что же ты наделала?! Ведь сапоги-то были новые,-  сокрушался убитый горем дед.
Так его и увезли к внучке в посёлок. И он всё время горевал  об утерянных сапогах.

Канули в неизвестность два москвича. Поискали. Да что толку?

Когда стало темнеть, забеспокоилась старуха мать, заметалась по избе. Стала бить тревогу, поплелась с батожком в поле. Ноги заплетались о дремучие травы. Гаркала в темноту до хрипоты.
Стали поднимать мужиков.

Ездил местный егерь на тракторе, стрелял в темноту. Прислушивался к лесу. Может, кто крикнет в ответ? Но тёмный лес молчал. Вызвали МЧС.

А в соседней деревне паренёк пришёл за молоком и узнал, что заблудились в лесу у Веры гости. Другим ребятам сообщил.
- Так что вы сидите?! Искать надо! – сказал Николай.

 Пятеро наших деревенских ребят приехали на мотоциклах. В руках у них были фонарики, телефоны. Если бы только связь была,..
Разделились они по - одному  и пошли в том направлении, где предполагали найти потерявшихся.

 Выросли они здесь и маленькими ещё бегали на эти болота с родителями. Они знали, что на стыке двух болот, Горского и ЗамОшного, можно потеряться, если только пойдёшь влево. А если идти вправо, то выйдешь на дорогу или на то место, где поле, заросшее дикими травами.

На этом поле и была когда-то деревня ЗАмох. Здесь для медведей охотники подсевали овёс, караулили их на лабазах в ветках сосен.

Самый младший из этих ребят был ещё учеником и в армию не ходил.
И вот они шли одной линией на расстоянии друг от друга и кричали в пять голосов:
- Ау! Света!
Потом останавливались и молчали. Слушали. И услышали тихие ответные крики.
- Стойте на месте! Мы идём на ваш голос! - скомандовал Николай.
Слабый свет фонариков выхватил три промокшие насквозь  фигурки людей.

- Не плачь, Вера! Твои уже в машине, - позвонил кто-то старой матери по телефону.
А было уже двенадцать часов ночи.

Измученных и испуганных людей вывели ребята из леса.  Но нигде не похвастались. Только через полтора месяца я случайно узнала об этом.

А вот кто уводит людей  плутать по лесам и болотам, до сих пор неизвестно.

Но есть в нём какая-то своя энергия, не подвластная человеку.


фото автора