Перипатос или Афинская школа

Виктор Печорин
Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
Аристотель.


Одну из стен станцы (парадной залы) делла Сеньятура папского дворца в Ватикане украшает величественная фреска под названием «Афинская школа» (итал. Scuola di Atene). Рука мастера угадывается с первого взгляда: это Рафаэль.  В 1508 году папа Юлий II  заказал великому живописцу расписать залы  Апостольского дворца, и эта фреска была первой работой выполненной в рамках этого заказа. Фреска «Афинская школа»  по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом.
В центре фрески – под воздушными мраморными сводами прекрасного здания два величайших философа всех времен, Платон и Аристотель, споря о чем-то,  прогуливаются в окружении сонма учеников, среди которых угадываются Гераклит, Эпикур, Архимед и другие великие мудрецы и столпы науки.   Без преувеличения: по этой фреске можно изучить всю философию.
Обычно фреску Рафаэля воспринимают как аллегорию мудрости или философии. Безусловно, элемент условности в ней есть. 
Но в действительности она изображает вполне реальное здание научного центра, созданного Аристотелем в Афинах. И кое-кто из персонажей Рафаэля действительно в этом  заведении учился, а Аристотель им руководил на протяжении 12 лет.
В 335 году до н.э.  Аристотель вернулся в Афины из Македонии, где он был учителем наследника престола Александра Филипповича, будущего Александра Великого, правителя Запада и Востока.
В Афинах, поругавшись со своим учителем Платоном, Аристотель решил создать собственную школу.
Однако, не будучи афинским гражданином, Аристотель не имел права приобрести земельный участок и строения, необходимые для обустройства школы. Но Аристотель был мудр, и задействовал административный ресурс.  Даром что ли он учил царского сына?  В те поры Афины находились в подчинении у Македонии, а юный Александр, отправившись завоевывать Азию, оставил на хозяйстве Антипатра,  который и оказал помощь в организации школы. А тут как раз и место удобное нашлось: за городом, среди рощ и садов существовала требовавшая ремонта гимнасия. Вызвав к себе главу финансового ведомства Афин Ликурга (между нами, известного ненавистника македонцев),  Антипатр приказал ему выделить бюджет на полную реконструкцию и расширение обветшавшей гимнасии.  И Ликург, скрепя сердце, вынужден был подчиниться. Так что будущая школа Аристотеля была построена в основном за счет городского бюджета.
Реконструкция была проведена масштабная: заново были сооружены палестра и окружавшие ее портики, разбит красивый сад, а в нем проложены прогулочные дорожки. На территории  школы также были обновлены или заново выстроены  учебные и жилые помещения. В общем, это было что-то вроде университетского городка.
Поскольку участок для школы был посвящен Музам, центром Афинской школы являлось святилище Аполлона Ликейского (Волчьего), по имени которого школа стала называться Ликеем (Ликейон). В алтаре святилища, помимо статуй Муз, также располагались изваяния самого Аристотеля и его сына Никомаха, которым воздавались почти божественные почести. 
К святилищу примыкали главный, а также малый и нижний портики. В последнем были размещены картины «изображающие всю землю в охвате». Главный портик, как и аллеи сада, являлся местом для прогулок, во время которых Аристотель читал свои лекции избранным слушателям. Это место для прогулок («перипатос») дало также и другое имя аристотелевскому Ликею – Перипатос, а самой философской школе наименование перипатетиков (прогуливающихся).
К саду со святилищем примыкали различные строения, предназначенные для проживания главы Ликея и какой-то части слушателей, для ученых занятий (включая помещения для библиотеки и научных коллекций) и разных служб. Для ухода за святилищем и садом, а также выполнения хозяйственных работ имелся штат слуг-рабов.
Обучение в Ликее засчитывалось как военная служба на благо Афин, поскольку здесь развивали не только ум, но и тело. Хорошая физическая форма высоко ценилась в Афинах, поэтому юноши соревновались здесь в боксе, борьбе и других видах боевых и полубоевых искусств.
Именно в период своего пребывания в Ликее Аристотелем была написана основная часть его сочинений. Большинство из них, по-видимому, не предназначались для публикации, и представляли собой конспекты лекций, которые Аристотель читал перед своими учениками и которые частично сохранились в их записях.
По свидетельству Страбона Аристотель был первым, кто собрал для своей школы коллекцию книг, которая была самой крупной частной библиотекой Античности.
Аристотель преподавал в Ликее до 323 года до н.э., когда после смерти Александра Великого в Афинах началось восстание против власти Македонии, и он был вынужден бежать, поручив руководство Ликеем своему ученику Теофрасту из Эроса на о. Лесбос (ок. 370-285гг. до н. э.). При Теофрасте школа достигла высшего расцвета, насчитывая в лучшие годы до 2 тыс. учеников.
В 287 г. его сменил на посту схоларха (директора школы)  Стратон из Лампсака, руководивший школой 18 лет. За ним схолархом стал ничем не выдающийся, кроме чистоты одежды и склонности к спорту, Ликон. Затем Ликей постигает упадок, прерванный лишь в 1 в. до н. э когда издание сочинений Аристотеля вновь возбуждает интерес к аристотелизму.
В 200 году до н.э. и Ликей был сожжен царём Македонии Филиппом V.
В 86 году до н.э. римский генерал Сулла вырубил священную рощу Ликейона, чтобы обеспечить деревом осадные орудия, которые он использовал для захвата Пирея.
В качестве гимнасия Ликей функционировал до конца II века, когда в 267 году на Афины напало племя герулов. Затем его помещения использовались для различных целей до IV века, когда были окончательно заброшены.
Долгое время упоминания об Афинской школе носили легендарный характер, поэтому Рафаэль, работая над своей фреской, вынужден был руководствоваться более фантазией, чем реальностью.
Остатки Ликея  Аристотеля были случайно обнаружены в 90-х годах ХХ века во время строительства музея Современного искусства. В 1996 году под руководством археолога Эффи Лигури на этом месте были проведены планомерные раскопки. Их консервация завершилась в 2002-м, а к 2009-му был разработан проект, согласно которому здесь должен был возникнуть археологический парк, а над всем местом раскопок планировалось построить огромную стеклянную крышу.  Однако, из-за дороговизны этого проекта и начавшегося в Греции кризиса, проект отменили.
Только в июне 2014 года на картах достопримечательностей греческой столицы появился новый  археологический памятник -  «Ликей Аристотеля», представляющий собой очень усеченный вариант первоначального проекта. Лишь над отдельными участками раскопок установлены низенькие стеклянные навесы.
 Археологический парк Ликея Аристотеля сейчас занимает 11 500 кв. метров. Здесь можно посмотреть часть палестры гимнасия Римского периода (146 до н. э. — 330 н. э.) — открытый прямоугольный двор для занятий спортом, окружённый с трёх сторон (с севера, запада и востока) галереями с рядами колонн. Двор имеет размеры 23 х 26 метров, а окружающие его портики насчитывают в ширину от 3,5 до 4 метров. Вход в палестру находился, вероятно, на южной стороне. Точно посередине с северной стороны было большое перистильное помещение, по сторонам которого располагались ещё по две комнаты меньшего размера. Эта часть гимнасия датируется VI веком до н.э.; в конце IV века до н.э. она была ещё расширена на север.
Также тут можно увидеть полы двух комнат с гипокаустом (античной системой подогрева), скважину и колодец, бани, эфебей (помещение для гимнастических упражнений), элайотесион (помещение, где юноши натирались маслом), конистрион (помещение, где борцы "напудривали" тело песком после масла) и библиотеку, которая одновременно была читальным залом.
Возможно, когда-нибудь археологи реконструируют Афинскую школу в ее первозданном виде, но уже сегодня можно пройтись по дорожкам, по которым 23 века назад прогуливались Аристотель со своими учениками и полюбоваться растениями, которые украшали сад Ликейона.
Да, по этим камням ступала нога великого Стагирита! В этом саду обдумывал свои бессмертные творения "отец всех наук"!
Непередаваемое ощущение.