А. Ф. Лосев и культура Серебряного века

Георгий Асеев
           Тезисы доклада Г. Е. Исаева «Платонизм как предпосылка мистического символизма русской метафизики Серебряного века в интерпретации А. Ф. Лосева» - участника международной конференции «А.Ф. Лосев и культура Серебряного века: К 100-летию философского дебюта» (12 сентября 2016 года, XV «Лосевские чтения». Обсуждаемое направление «Античная и русская философия в лосевской интерпретации»).

           Платонизм есть символизм, и для него не существует ни сущности без явления, ни явления без сущности. Оба они отличны одно от другого. Но оба же они и тождественны одно с другим, субстанционально тождественны, так что существует одно и единое, нераздельное реалистически-символическое бытие; и его только в абстракции можно делить на «отвлечённые идеи» и «реальные вещи» [1].
           Следует отметить, что А. Ф. Лосев разделяет убеждение о существовании онтологической связи объекта и субъекта познания. Интерпретируя платонизм как мистический символизм, философ указывает на то, что «символ» (в «Диалогах Платона» понятие «символ» означает лишь «совпадение» или «взаимосвязь») – это ещё и отождествление идеи и явления, или смысла вещи и самой вещи. Идея, как утверждает Лосев, есть «некая арена встречи двух энергий объективной – предметности и субъективной – человеческого сознания, в котором понимание дано в максимальной адекватности» [2]. Иначе говоря, «идея», подобно мосту, связывает сферы предмета и слова, а потому может трактоваться как «энергия вещи» либо её «имя».
           Фундаментальная парадигма русской метафизики заключается в онтологическом единстве бытия и блага [3]. Русские философы-идеалисты, в том числе Лосев, рассматривают платонизм как философское обоснование учения о имманенции Бога – присутствия в мире Его энергий, выраженных в именах. Имена Божии – не только результат психологического акта именования, они обладают онтологическим основанием в самом Боге и соответствуют Его реальным действиям.
           Согласно Лосеву, еретическое утверждение о трансцендентном Боге, не могущем явить себя в своих энергиях, возникло в результате утраты верности понимания платоновской мысли («сущность дана нам в явлении») в её восточно-христианском прочтении, а именно, что трансцендентный Бог являет себя в своих энергиях.
           Литература:         
1.  Лосев А. Ф.  Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Изд-во «Мысль», 1993 [Электронный ресурс]. – URL:// (дата обращения:02.04.2016). C. 259.
2.  Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование/Пер. с польск. Е. Твердисловой. (Серия «Философия и наука»). – М.: Изд-во ББИ, 2014. С. 195.
3. Исаев Г. Е. Своеобразие русской религиозной философии//Тезисы докладов на конференции «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России» в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Направление «Церковь, государство, общество». – М.:  Институт экономических стратегий РАН, 2015 [Электронный ресурс]. – URL:// (дата обращения: 25.01.2015).
    
P.S. На фото: участник «XV Лосевских чтений» теолог Григорий Евгеньевич Исаев (литературный псевдоним Георгий Асеев).