Один из главных шедевров Петруса Кристуса

Алина Алексеева-Маркезин
    
    Петрус Кристус.Портрет молодой девушки. ок. 1470. Картинная галерея, Берлин, Германия

     Этот портрет,конечно, вам знаком.Джоэль Аптон так охарактеризовал портрет:«полированный жемчуг, почти опалесцирующий, лежит на подушке из черного бархата».

         Петрус Кристус не был учеником Яна ван Эйка. Однако он помогал Яну ван Эйку в последние годы жизни мастера и доделал некоторые не завершенные им заказы. На стиль Кристуса помимо ван Эйка оказали влияние художники Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен. Петрус унаследовал мастерскую Ван Эйка после его смерти в 1441 году и оказал значительное влияние на других мастеров брюггской школы.

      Удивительно, что этот удивительный портрет когда-то не только не признавался шедевром, но и вообще мало кого интересовал.
На картине изображена молодая девушка, скорее девочка с фарфоровой кожей, миндалевидными немного восточными глазами и капризным ртом. Существуют веские основания утверждать, что изображена одна из двух дочерей Джона Тальбота, второго графа Шрусбери, либо Анна, либо Маргарет.

             Остаётся решить, кто из сестёр позировал художнику Кристусу. В 1468 году Анне уже исполнилось 23 года, а Маргарет было всего 8 лет. Однако в то время и 8-летние девочки уже считались невестами и одевались по взрослой моде. Единого мнения у искусствоведов нет.

          В Брюгге она могла приехать в 1468 г. на свадьбу Карла Смелого, герцога Бургундского и Маргариты Йорк, сестры английского короля Эдуарда IV

             Несмотря на некоторую кукольность изображения девушки, её лицо отражает психологию знатной леди. Глаза девушки смотрят аристократически свысока на работающего перед ней художника. Губы выдают капризный характер.

      Эстетика готики ещё сильна в творчестве художника. Легко заметить, что лоб девушки преувеличенно высок. Ухо выше своего нормального положения. И, несмотря на дорогое украшение на шее и изысканную отделку платья, фон портрета остаётся аскетически тёмным, без каких-либо атрибутов богатства или знатности.

           Фарфоровый блеск поверхности портрета и чистота исполнения производят эффект достойный Вермеера. Изысканные ткани одежды и дорогие ювелирные украшения создают атмосферу утонченной элегантности.

            Оживленное выражение лица девочки и ее косой взгляд, контрастирующие с фронтальной композицией, предполагают, что кто-то или что-то привлекли ее внимание за пределами рамы. Розовые щеки и губы делают лицо теплым, в то время как коричнево-черные глаза на фоне чистых белков повторяют основные тона стены позади фигуры.

              На голове девушки очень интересный головной убор-Эннен. Это сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги.Это был любимый головной убор знати. Делали эннен из жёсткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шёлк или другую дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Иногда вместо вуали применяли небольшой тканевый шлейф.

            Популярным было и полное драпирование эннена вуалью. Вуаль укрепляли также в форме сложенных крыльев бабочки при помощи металлических усиков и булавок. Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50—60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов»