Абсолют. Палка о двух концах

Анна Гриневская
Знаете, чем восхитителен Мир?  Свободный и независимый?
Он способен посмеяться над любым из наших о нем представлений.
Сколько сил затратили люди, (причем, если говорить, как есть, в основном, мужчины, вместо того, чтобы заниматься главным - своими же детьми) чтобы надеть на Мир ярмо и вынудить его подчиняться человеку.
Вершиной этих попыток явилось сотворение бога. Многие, их большинство, на этом сразу успокоились, приняли эту гипотезу-творение за реальность, и занялись обычными житейскими делами. Потому, как бы ни был всесилен бог, но все элементарно: хоть замолись, но пока не потопаешь, не полопаешь.  Если ты, конечно, честен. А паразиты есть и будут. (Мне иногда кажется, что именно паразиты придумали бога, чтобы иметь право от его имени отбирать у честных трудяг львиную долю их труда. Потом для этих целей приспособили государство, сословия и так далее.)
Но многие так и продолжили совершенствовать это человеческое творение(в смысле, бога), расширяя его.

Так возник Абсолют. Как некая безусловная характеристика созданного существа.  И тут придумавшие Абсолют попали в некую западню. Потому как охарактеризовать Абсолют, как предельно искусственную сущность, можно только через прилагательные, созданные на его основе. Абсолют - это то, что имеет абсолютные свойства. Полное совершенство. Предельный Идеал. Или чистейшая абстракция. Ну, да, масло масляное.
При этом в реальной жизни нет ничего абсолютного, вечного, постоянного. Все относительно, временно, преходяще. Иначе, все течет, изменяется, появляется и исчезает, как сущность.
Наш русский философ Владимир Соловьев решил обойти Сциллу абстрактности Абсолюта, иначе западное его толкование,  вплотную подойдя к Харибде конкретности Абсолюта.

И если западные философы, сообразно католицизму, вынесли Абсолют за пределы души человеческой, наделив его качеством абсолютной истины, то Владимир Соловьев  поместил  Абсолют внутрь души человеческой, наделив его качеством всеединства. 

Мощь и красота этой мысли, являясь именно мощью и красотой, чтО само по себе  отнюдь не означает ее истинности, увлекли философа, и он не заметил, как Харибда конкретности поглотила его.  Позволю себе воспользоваться чужой мыслью, потому что она очень даже иллюстративна. 

"Главный итог критического рассмотрения Соловьёвым двух основных направлений европейской философии — это признание в качестве единственного возможного источника истины, т.е. того, что подлинно есть, особого «внутреннего опыта», носящего интуитивно-мистический характер и не зависящего непосредственно ни от действия чувств, ни от действия разума; у человека есть особая способность, с помощью которой он раскрывает для себя истинную реальность — основу всего чувственно воспринимаемого и мыслимого бытия."

Итак, эти слова "главный итог критического рассмотрения Соловьевым двух основных направлений европейской философии"  говорят о том, что базой для рассуждений философа явились именно западные положения об Абсолюте, путем исключения в них того, что, по мнению Соловьева, являлось несоответствующим Истине. Истине Абсолютной.   
Таким образом, западный Абсолют переселился в Истину. Но не только.
Если читать цитату дальше, то мы обнаруживаем, что "у человека есть особая способность, с помощью которой он раскрывает для себя истинную реальность — основу всего чувственно воспринимаемого и мыслимого бытия."  Эта особая способность - это что?  Если это способность обнаруживать Абсолютную истину, то может ли она быть не абсолютной, иначе, быть относительной? Иначе ошибаться?
В контексте мощи и красоты  - не может. Итак, мы получили, вложенную в нас понятно кем, абсолютную способность чувствовать интуитивно-мистически абсолютную Истину.
Итак Абсолют - Всеединство одновременно так дивно рассыпался на два  явления.
Первое.
Абсолютная Истина.
Причем, явно диалектического плана, поскольку она определяется Соловьевым именно в той форме, которую давно выбрала я, сторонник диамата, спокойно и не думая об ее исключительности: Истина то, что соответствует Миру.
Относительность Истины  в данном случае  снимается тем, что мы  представляем Мир и взаимодействуем с ним "на одном языке". (Если эта мысль недостаточно понятна читателям, то объясню ее отдельно. Мне самой она интересна.)
Второе.
Абсолютность нашего сверхчувственного чувствования Истины.

Кто-то называет эту способность шестым чувством, кто-то  интуицией. Это неважно.
Важно то, что мы видим здесь очередную отчаянную попытку идеалиста  вывести из-под удара логики абстрактную конструкцию Абсолюта, в надежде придать ей реальные черты путем перемещения из объективного мира  в субъективный мир души.

Между прочим, этим постоянно вынуждены заниматься теологи под ударами здравого смысла, перемещая бога  или меняя его структуру. 
Бог в душе.
Бог в моем сердце.
Бог- это состояние души.
Бог - это любовь.

Разумеется, и бог и абсолют находятся в душе человека. Или, если сказать точно, они находятся в сознании человека, иначе, в создаваемой этим сознанием субъективной реальности.

Какими свойствами обладает субъективная реальность?
Являясь одновременно отражением реальности объективной и системой абстрактных образов, она образует сложную смесь иллюзий самого разного плана.

Не будем повторять фундаментальную ошибку философа, и попробуем построить теорию  Абсолюта, исходя не из критики его положений, невольно следуя правилу: преследуемый ведет преследователей, а исходя из нашей реальной жизни.

Воспользуемся аналогией. С материей.
Вообще и строго говоря материи не существует, как некоего конкретного и абсолютного явления. Материя есть фундаментальное понятие, абстракция, созданная на основе свойств мира.  Следует отметить, что исходя из положений философии, фундаментальные понятия не определяются.  Иначе мы неизбежно получаем замкнутый логический круг. Я имею в виду ленинское определение материи через объективную реальность.  Что есть объективная реальность?
Вот одно из ее как бы определений: Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Круг замкнулся.

Другими словами, материя есть основополагающее понятие, которое мы не можем логически непротиворечиво определить, но о которой мы имеем представление, благодаря объективно существующим материальным объектам.

Все свойства материи мы выводим из анализа объективной реальности, которую можем представить, как вполне доступную нам форму существования материи в пространстве и времени.

Итак, материальные объекты - абстрактное обобщающее понятие Материя.
Другими словами, материя абстрактна, но проявления ее вполне конкретны.
Иначе говоря, материя есть абсолютная конкретность. Абсолютнее некуда.
 
Но если для нас абсолютная конкретность материи находит свое воплощение в материальных объектах, которые существуют независимо от нас, то есть вполне объективно, то представить абсолютные объекты  в отрыве от материи затруднительно.

Любовь? Справедливость?  Мы не можем ни только дать им исчерпывающего определения, мы не можем даже привести их совершенные примеры в жизни.
Есть некое смутное понятие, определяемое субъективностью представлений самого человека. 
Тут опять мы вынуждены из объективного мира переселяться в мир субъективный, текучий и аморфный, лишенный конкретики.

Остановлюсь на этом моменте. Лишенный конкретики.
Думаю, многим теологам недостает этой конкретики реального мира, и поэтому, как я заметила недавно, начались нападки на естественность Мира, иначе его независимость от нас, а, следовательно, и от созданного нами бога, и придание качеств Абсолюта нравственным категориям.

Понятно, что когда само человеческое общество находится в состоянии непокоя, нужен некий незыблемый фундамент и тогда вспоминают об Абсолюте, вечных (читай, абсолютных) ценностях.

Психологическая замена экономически обоснованной уверенности в своем будущем обращением к имитации этой уверенности через мораль.
Одним - богатство в как бы безнравственности, другим  - нищета в как бы  нравственности. Богат, но мерзавец. Нищ, но праведен. В последнем случае лесть примитивная, но действенная.

Если выявить предельную суть учения Владимира Соловьева об Абсолюте через девиз, то прозвучит он так: Абсолют должен быть конкретизирован. 
И все дальнейшие рассуждения философа уже шли не по дороге поиска Истины, а по пути утверждения этого девиза.

Что можно сказать? Абсолют - порождение души человеческой, некой мечты о стабильности и незыблемости Мира, попытке найти  опору вне себя (западное толкование Абсолюта) или над собой( сверхчувственное понимание Абсолюта Владимира Соловьева).
А что тут фантазировать и заниматься бесконечным умствованием?
Дети наши, чтобы вырасти здоровыми во всех смыслах, прежде всего должны есть. Причем, здоровую пищу.   А это здоровая экономика и здравый смысл во всей неисчерпаемости оного, включая живую смеющуюся  духовность, а не бледную немочь оной в религиозном исполнении. 
Это и есть единственный конкретный Абсолют. 
А не пустой треп вокруг да около с единственной целью вконец заморочить людям головы, лишить их права чувствовать себя не виноватыми за естественное стремление к материальному благополучию, и подменить реальный труд нравственного совершенствования в живом меняющемся мире мертвыми догмами тысячелетней давности, порожденными рабами.

Ложь, как не модернизируй, как ни приспосабливай, она - ложь и есть. 
Хочешь незыблемости? Иди и твори ее. Конкретными делами. 
Делай свой характер.
Твори в себе способности.
Созидай в себе любовь.
Воспитывай детей настоящими людьми.
Честно работай. (Ау, живинка в деле!)
Не позволяй вешать себе лапшу на уши.

Тысячи лет хитрецы всех мастей оттачивают свое умение лгать, передавая по наследству приемы мошенничества, ювелирного умения в коем достигли мировые религии. 

Никого ни в чем не собираюсь переубеждать. Просто откройте глаза и начните думать сами. Независимо. Своей головой. Как живущие в 21 веке, а не две тысячи лет назад.