Голливудские сказки. Часть первая. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров
Голливудские сказки. Часть первая. Михаил Ошеров


Когда смотришь многие крутые и красивые голливудские фильмы, то зачастую попадаешь под обаяние авторов этих фильмов и играющих в этих фильмах актёров. Начинаешь верить, что происходящее в фильмах возможно, что всё зависит от тебя, что Америка – замечательная страна, и так далее. На самом деле многие из фильмов с красивым финалом рассказывают истории, которые не могли произойти в реальности, многие фильмы основаны на прямой политической, исторической, юридической или бытовой лжи.  Например, очень известный и хорошо снятый фильм 1992 года с напряжённым сюжетом «Несколько хороших парней».

Википедия

«Действие фильма происходит приблизительно в 1990-е годы на Кубе и в США (Вашингтон).
На американской военной базе Гуантанамо погибает рядовой Уильям Сантьяго. Арестованы двое виновных: рядовой Дауни и капрал Доусон из взвода Сантьяго. Изучая дело, адвокатура дивизии приходит к выводу, что виновные применили к погибшему «красный код» (Code red) (неуставную систему наказаний со стороны сослуживцев). Их защиту в суде поручают начинающему адвокату, лейтенанту военно-морского флота США Дэниелу Кэффи, поглощённому подготовкой к бейсбольному состязанию. Помогают ему дознаватель Джоан Галлоуэй и адвокат Сэм Уайнберг.
Кэффи до этого вообще ни разу не доводил дела до слушания в суде, приходя к сделкам с обвинением. Вот и на этот раз он предлагает согласиться с приговором в 12 лет. Отправившись на Кубу в часть, где служил погибший, он обнаруживает ряд странностей. Сантьяго был плохим солдатом, не мог переносить физическую нагрузку и написал письмо конгрессмену с просьбой перевести его в другую часть, обещая рассказать о проступке со стороны Доусона. По словам командира базы полковника Джессепа, он подписал приказ о его немедленном переводе, рядовой должен был отправиться первым же утренним рейсом, но он не дожил до утра. Командир взвода лейтенант Кендрик заявляет, что, узнав о доносе Сантьяго, он приказал солдатам не трогать его. Обвиняемые же заверяют, что именно лейтенант Кендрик приказал им применить к Сантьяго «красный код».
Обвинитель, капитан Росс, предлагает своему приятелю Кэффи сделку — обвиняемые признают свою вину, получают два года и освобождаются через полгода. Однако капрал Доусон, помешанный на воинской чести, отвергает сделку. На суде Росс вынужден идти до конца, он обвиняет морских пехотинцев в предумышленном убийстве, сговоре, потере чести морпеха, обвиняемым грозит пожизненное заключение.
Между тем Кэффи, разбираясь в деталях инцидента, понимает, что штаб дивизии желает сделать из ребят козлов отпущения, чтобы оградить от неприятностей Джессепа, которому прочат перевод в Совет Национальной Безопасности. Единственный шанс снять обвинение с солдат — это доказать присяжным, что они только выполняли приказ своих командиров.
На суде происходит напряжённый психологический поединок между Россом и Кэффи, апофеозом которого становится допрос в качестве свидетеля полковника Джессепа. Старый ветеран не теряет самообладания, отвечая на каверзные вопросы Кэффи. Однако Кэффи удаётся выбить признание из Джессепа, сыграв на его презрении к себе — «молокососу, не нюхавшему пороха» — и на непоколебимой уверенности Джессепа в абсолютной правоте своих действий.
Полковника берут под стражу прямо в зале суда.
Присяжные признают обвиняемых невиновными в убийстве и заговоре с целью убийства, но виновными в поведении, не соответствующему требованиям к морскому пехотинцу США и приговариваются к увольнению из вооруженных сил с позором.»

Вот такой вот сюжет. Злой полковник арестован, а двух солдат, убивших своего сослуживца, солдат, душивших его и видевших, как он задыхается и умирает на их глазах, освобождают прямо в зале суда. Что должно было произойти на самом деле? Я согласен с ходом суда, когда адвокаты, доказывая степень вины своих подопечных, обвиняют в произошедшем их начальников, отдавших преступный и несоответствующий военным уставам приказ. Но два солдата всё-таки убили своего сослуживца, и помимо отпавших в ходе служебного слушания обвинений в умышленном убийстве и в заговоре с целью убийства, в реальности им должно было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, в непреднамеренном убийстве, в убийстве по неосторожности, я не знаю, как точно называется эта статья в американском уголовном праве. Это также достаточно тяжелое обвинение, которое должно было привести их к тюремному заключению. То есть в реальности два солдата, убивших своего сослуживца, должны были быть не красиво отпущены на свободу в зале суда, а просто получить меньший срок тюремного заключения и избежать смертной казни. Но тогда бы не было красивого голливудского финала красивого фильма о красивых адвокатах, одетых в красивую военную форму и добившихся красивой справедливости. Меньший срок и осуждение и начальников, и солдат - убийц, выполнивших приказ, как это должно было бы случиться в обыденной реальности – это банально, а киношное полное освобождение – это блестящая и красиво снятая на плёнку красивая победа красивой справедливости.

Михаил Ошеров