Была дана команда

Ольга Северина
 ...Реанимационная скорая возвращалась с вызова, когда по рации поступило срочное сообщение:  «Человеку плохо».
По счастливой случайности, именно эта бригада, в составе которой был врач-кардиолог высшей категории  Полторжицкий, оказалась в районе «Технолога», рядом с попавшим в беду человеком.
Врач Полторжицкий: По указанному адресу  вместо номера квартиры мы искали нужный номер машины. На одном из ответвлений от главной дороги, рядом с жилым домом стояла милицейская «Нива». В ней находился молодой парень, инспектор   ДПС. Бросились к нему. Видно было, что  держится из последних сил. Фельдшер спросила, как зовут, ответил:  «Игорь Молчанов».
 Игорь:  Проезжая мимо «Технолога», находясь за рулем, потерял сознание. Не знаю, каким чудом не произошло ДТП. Пришел в себя и понял, что могу создать аварийную ситуацию, решил съехать с главной дороги. Ноги как ватные, перед глазами все плывет. Дотянулся до аптечки, на ощупь нашел «валидол»,  успел остановить машину и опять «провалился» в небытие.  Когда  немного «отпустило», сообщил по рации, где нахожусь, и попросил дежурного вызвать «скорую».
 Врач Полторжицкий:  Здесь же, на месте, сделали кардиограмму.  Я много лет специализируюсь на кардиологии и знаю, что инфаркт миокарда имеет многогранную картину. В данном случае была нетипичная форма инфаркта миокарда с мозговым кризом. Сомнений никаких не было - нужна госпитализация.
 Игорь:  С приездом «скорой», беспокойство о себе ушло на задний план. Было видно, что врач -  профессионал   и я нахожусь в надежных руках.  Надеялся, что мне сделают укол, и  сразу станет легче....
 Врач Полторжицкий:  Парня запомнил,  потому что он отказывался ехать в стационар, пока не сдаст табельное оружие и автомобиль. А его нужно было вне всяких сомнений срочно госпитализировать. Я еще подумал, что молодежь по глупости совсем себя не бережет. Речь шла о жизни, а он думал о каком - то пистолете и ключах от машины. Разве с такими вещами шутят?
 Игорь:  Самочувствие было ужасным. Кто бы сказал, что у меня будут проблемы с сердцем, не поверил. Не курю, занимаюсь спортом. Врач потом объяснил, что это последствия стресса. По  разговору медиков, понял, что дело серьезное. Вскоре подъехали на «Оке»   сотрудники батальона  – девушки инспекторы и дежурный.
 Наверно, вид у меня был, как  у кандидата на тот свет. Видно  это было по их лицам. Отдал оружие, ключи от машины и  дальше ничего не помню. Потерял сознание.
 Врач Полторжицкий:  Я интересовался потом у коллег самочувствием парня. Узнав, что он  прервал лечение и исчез, подумал: «Вот дурак! Как можно быть таким ответственным и так безответственно относится к себе?!» Думал, никогда больше не встретимся.
 Где - то через месяц, сдав экзамены, он разыскал меня, чтобы сказать спасибо. Мы серьезно поговорили. Игорь объяснил, что учится заочно, и сбежал из больницы на сессию. Пообещал пройти тщательное обследование. Я ему объяснил, что это в его же интересах.
Игорь:   За те две недели, что находился в больнице, было время все осмыслить и восстановить в памяти. Если бы тот день повторился, поступил бы точно так же.   А начинался он обычно...
В 7 часов утра я заступил на дежурство у остановки  «Родина». Это один из самых оживленных участков дороги.
В 8.20 услышал по рации сообщение, что в сторону города  из Шебекино движется маршрутное такси, в котором находится террорист с взрывным устройством, захвативший пассажиров в заложники.
Команда была дана предельно просто и ясно: «Не дать машине попасть в город». ... Фраза еще не успела закончиться, а Игорь уже мчался на своей «Ниве» навстречу опасности, просчитывая в уме варианты и анализируя ситуацию. Сложность заключалась в том, что  на  участке дороги, где  он предполагал встретиться с маршруткой, как бы он не старался остановить микроавтобус, она будет иметь возможность объехать его с любой стороны.
 Игорь:  Думаю:  захочет прорваться -  прорвется. Передал по рации, что двигаюсь в сторону Сосновки. Проехав 100 метров, увидел, что машина движется мне навстречу со скоростью 40 км\час. Решил пропустить, а затем, догнать, и, следуя параллельным маршрутом,  прижать  к бордюру, перегородив дорогу.
Выполнив манёвр и поравнявшись, включил СГУ, сирену, требуя у водителя, остановить машину.  Когда маршрутка остановилась, из неё выскочил водитель и бросился бежать.
 Водитель: Один из пассажиров объявил, что у него бомба. Я по мобильнику набрал « 02» и сообщил, что мы находимся в заложниках у террориста.
 Игорь:  При освобождении заложников  нам разрешается использовать табельное оружие. Поэтому я расстегнул кобуру и переложил пистолет в потайной карман куртки. Окликнул водителя. Мне нужно было взять у него ключи от автобуса и выяснить обстановку.
 Водитель:  Террорист взял в заложники женщину. Держал нож у ее горла. Все пассажиры напугались. Две девушки  хотели выпрыгивать из машины на ходу..
 В это время действительно открылась  передняя пассажирская дверь маршрутки, и из нее выскочили две девушки.  Отбежав в сторону,       нерешительно остановились. У кресел, где они только что сидели, остались стоять две сумки.
Что в них, Игорь не знал. Взрывное устройство могло находиться, где угодно. Выяснив, что сумки девушек, резким движением руки сбросил их на землю: «Забирайте».
В салоне маршрутки царил хаос. Нужно было попытаться взять ситуацию под свой контроль, войти в контакт с террористом, попытаться убедить его отпустить заложников, дождаться прибытия СОБРа.  Пытаясь перекричать шум, доносившийся из салона, спросил  пассажиров: -« Как зовут? Чего он хочет?».
Несколько голосов ответило: «Сергей. Он требует телевиденье».
И тут через окно увидел, что на заднем сидении, прижав нож к горлу женщины, сидит парень, в надвинутой на глаза  шапочке.
Вернулся в свою машину  сообщить по рации обстановку и все, что удалось узнать.  Количество пассажиров. Местонахождение машины. Имя террориста. Его требования.
 В это время подъехала машина технадзора. Видимо, мужики услышали по рации о захвате маршрутного такси. Чем они могли помочь? Оружия у них нет. Но в душе был им благодарен. Теперь хоть чувствовал, что не один. И вот-вот должна подоспеть подмога.  Одна мысль не давала Игорю покоя: - Есть ли в машине бомба?  Или это блеф? И, если  она есть, как спасти людей?
Вернулся к маршрутке, подошел, открыл дверь. Находившиеся в салоне люди, притихли. Обратился к преступнику:
 - Сергей, вот рация. Телевидение скоро будет. Твое требование выполнят, отпусти хотя бы женщин.
В ответ молчание. Кивок, и вот из распахнутой двери начинают выбегать люди. Почему - то , мужчины.
Впрочем, удивляться «джентельменству» в данной ситуации у Игоря не было времени. Обрадовался, что удалось уговорить освободить людей. Ситуация становилась проще, все люди, кроме одной девушки, избежали опасности.  Игорь решил идти ва-банк. Он зашел  в салон маршрутки и сел напротив.
- Сергей, видишь, я без оружия. Я ничего тебе не сделаю. Просто поговорим. Что  у тебя за проблемы?
- Жизнь, - ответил тот, пьяно ухмыляясь.
        -  Откуда взрывчатка? Отпусти девушку.
Нож  сильнее прижался к горлу заложницы. Игорь констатировал: поведение неадекватное, похоже на состояние наркотического опьянения. На русского не похож, но разговаривает без акцента.  Что на поясе: муляж и он блефует, или настоящая бомба?
- Что ты хочешь?   - Игорю надо было «тянуть» время.
- Курить.
Сигарет не было, Игорь не курил. Вспомнил о ребятах из технадзора, пошел к ним.
Младший лейтенант Бершанский:  Мы едем, слышим в эфире сообщение, что террорист захватил такси и пассажиров в заложники. Видим, «Нива» перегородила дорогу и остановила  маршрутку,  догадались, что находимся как раз в гуще событий.  Гаишник один на один с террористом. Решили: может быть, ему понадобится наша помощь?  Видели, как он прятал пистолет в куртку. У нас оружия нет. Ну, хоть морально поддержали.  Не оставлять  же одного?
Игорь вернулся в маршрутку с сигаретами. Предложил помочь прикурить. Думал, «купится». Держа в  одной руке нож, прикуривать  другой неудобно.  Может быть, удастся выбить его из  рук?  По весовой категории преступник  уступал Игорю.  Лишь бы убедить его убрать нож от горла девушки, чтобы она не пострадала.  Еще  есть опасность, что может привести в действие, спрятанное на поясе  взрывное устройство... Как узнать, муляж это, или настоящая бомба? Предложил:
 - Садись сюда.
И несказанно удивился,  когда тот вместе с девушкой пересел поближе. Был момент, когда упали сигареты... Но нож своим лезвием упирался в горло девушки.
Попытался уговорить его убрать нож.
        - Да убери ты его, куда она денется?  Они уже находились друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Если бы не нож у горла...
А вот и свои!   
Террорист, сразу почувствовав опасность, насторожился:
        - Закрой дверь! - крикнул Игорю срывающимся голосом. - Я знаю, вы хотите меня в зону отправить!
         - А ты там был?
         - Нет.
        - А откуда наколки?
В ответ - молчание.
Что стоило Игорю, правдами и неправдами, убедить его в том, что  транспортное средство  необходимо убрать с проезжей части. Наконец Сергей согласился с его доводами.
Водитель маршрутки, сев за руль, сдал назад и припарковал машину к обочине.
Боковым зрением, не отводя глаз от преступника, Игорь заметил, как подъехали ребята из СОБРа. Машины скорой помощи...
Игорю тоже нужно было убрать свою «Ниву».
За те несколько минут, что он ее припарковывал,  всё было закончено...
Тихо, мирно, без стрельбы и взрывов.
 «Слава Богу!» - подумал и увидел, как девушку, бывшую заложницей, ведут к машине «скорой помощи». Подошел к ней, обратил внимание, что она дрожит:
- Все нормально?
В ответ. только кивнула.
Посмотрел на часы:   9.05.
Пора возвращаться на дежурство.
 ...  От точки отсчета прошло всего 45 минут. Столько времени длится урок  в школе. А у жизни свои правила. И за этот урок мужества оценками были  честь, долг, совесть.  Он был испытанием на прочность, когда  поступки, как на ладони, когда ты не можешь идти вразрез со своей совестью, когда сразу видно кто ты есть,  трус ты или герой, и среднего  не дано. За эти 45 минут была прожита целая жизнь. Слава Богу, что все обошлось благополучно, и никто не пострадал. Каждый с честью выполнил свой долг и поставленную задачу.
  ... А Игорь спешил в город. Рабочий день  гаишника продолжался, и дежурство еще не закончилось.
 И уже выезжая на улицу Костюкова,  по направлению к «Технологу», почувствовал, как кольнуло сердце и потерял сознание...