В краю цветущего багульника

Журнал Алексеевск-Свободный
Спиридонова Татьяна Афанасьевна

 (Отрывок из книги  В краю цветущего багульника. Свободный, 2011. С. 38-47)

Зарождение Черновки

Своим рождением Черновка обязана строительству в начале 20 века Транссибирской магистрали. Из летописей местного школьного музея следует, что отряд строителей железной дороги, во главе с инженером Черновым ранним августовским утром 1911 года вышел из Суражевки и двинулся обозом на север. Путь их проходил по лесу между грядой сопок с одной стороны и бегущей с севера им навстречу рекой Пёрой, с другой. И когда солнце клонилось к вечеру, уставший отряд остановился на ночлег в сосновом бору. А утром Чернов, осмотрев местность, решил остаться здесь. Уж больно понравились ему и удобное расположение будущего посёлка, и красота природы.

Так описано рождение села в летописях, и трудно сказать теперь, так ли это было на самом деле? Скорее всего, линия железной дороги и местоположение разъезда № 21 на ней были заранее спланированы и занесены в топографические карты задолго до этого памятного дня, ведь просеку для предстоящей железной дороги начали рубить в этих местах ещё в 1909 году.

А в августе 1911 года в селе были построены первые дома барачного типа, в которых поселились семьи Кабановых, Фоминых, Андрияшко, Руденко, Побережниковых, Шестаковых, Пчельниковых, Богачёвых. В 1912 году было построено первое бревенчатое здание железнодорожного вокзала. К сожалению, не сохранилось оно даже на фотографиях. В очень трудных условиях велось строительство железной дороги. А зимой 1913 года по железнодорожной однопутке прошёл первый поезд из Благовещенска в Санкт-Петербург.

В 1930 году разъезд № 21 был переименован по названию села в разъезд Черновский, а в 1932 году – в станцию Бузули. Почему станцию так назвали, сейчас однозначно сказать трудно. Скорей всего, по названию речки Бузульки, протекающей в пяти километрах от станции и впадающей в Пёру. Станция стала называться Бузули, а село по прежнему оставалось Черновкой, так как уже было неподалеку село Бузули. С тех пор пошла путаница в названиях станции Бузули и сёл Черновки и Бузули. Путаются люди в этих названиях  сейчас, особенно приезжие и проезжающие мимо.
 …

Чужеумовка

Родившись в 1911 году как рабочий посёлок строителей Амурской железной дороги и став впоследствии рабочим посёлком железнодорожников, Черновка быстро расстраивалась. Привлекали людей удобное расположение села и красота местности. К началу первой мировой войны в 1914 году была проложена центральная улица, вдоль которой строили дома железнодорожники. Она так и называлась: улица Центральная. Ныне улица эта носит имя Нины Максимовны Распоповой. Дома стояли вдоль неё далеко в сторону Разливной.

Однако ни Чернов, ни изыскательские отряды топографов не были первооткрывателями этих мест. Известно, что ещё раньше в этих местах поселились два брата, староверы Чужеумов и Хитров. Они и основали хутор, который назывался Чужеумовкой. Большие у них были семьи. У каждого около десятка детей. Имели жители хутора крепкие подворья, хозяйства, распаханные в сопках поля. На своих полях выращивали почти все сельскохозяйственные культуры: злаковые, картофель, овощи, лён, коноплю. Братья промышляли охотой. А когда началось строительство железной дороги, стали снабжать строителей продуктами своего земледелия и мясом. Наиболее предприимчивым был Чужеумов, на хуторе у него была своя давка.

Хутор Чужеумовка располагался на возвышенности на правом берегу реки Пёры, в двух километрах к северу от Черновки. Когда-то быстро разросшаяся Черновка почти сливалась с Чужеумовкой. Сейчас это название утрачено и лишь немногие старожилы помнят о нём, а вот часть хутора сохранилась. Сейчас там живут Давиденко, Липкань, Савиновы.

Старожилы Черновки помнят, что Хитров в прошлом – балтийский матрос. В 1905 году он принимал участие в морских сражениях в русско-японской войне, был награждён царской грамотой и Георгиевским крестом и жил на хуторе ещё в пятидесятых годах прошлого 20-го века. Это бы высокий крепкий мужик с большой окладистой бородой. В семье его существовали строгие правила, которых придерживались в семьях староверов.


Образование Черновского сельского совета

Переселенцы, бывшие ссыльные со своими семьями и люди одинокие селились в Черновке. Вначале выкапывали себе землянки под сопкой, жили в них год-другой, а затем строили дома. Почерневшие, покосившиеся дома тех времён стоят ещё кое-где и сейчас. Рубили их из лиственницы, чтобы долго стояли. Добротно строили, надолго, на века. Черновка – это посёлок железнодорожников.

До пятидесятых годов 20-го века Черновка имела совсем не те размеры, что имеет сейчас. Да и выглядела она по-другому. Была одна Центральная улица. Пролетарская улица была до ныне строящегося здания медпункта. Дальше был лес. Не было и улицы Набережной, там тоже был лес.

В 30-е годы в Черновке был организован колхоз «Заветы Ильича». Колхоз этот организовал Карманов Игнат Акимович, он же и был его первым председателем. В колхозе выращивали пшеницу,  рожь, гречиху, овёс. Техники не хватало, была всего одна сеялка. Работали вручную. Пахали используя силу лошадей. Однако вскоре колхоз «Заветы Ильича» распался. Землю и инвентарь передали соседям – Чембаровскому колхозу «Первое мая», который стал называться колхозом им.Кагановича. Первым председателем колхоза в Чембарах был Ворожцов Иван Иванович.
Больше в Черновке не организовывали никаких колхозов.

В 1938 году, в связи с окончанием строительства вторых железнодорожных путей, в залинейной части станции «Бузули» начал строиться и посёлок железнодорожников. Туда же была проложена железнодорожная узкоколейная ветка, по которой доставляли в посёлок жидкое горючее топливо. Долгие годы в залинейной части посёлка работала автозаправочная станция. Во время перестройки в 80-е годы эту станцию убрали, а узкоколейку разрушили. Осталась лишь насыпь, поросшая травой и кустарником.
В 1952 году Черновка вышла из состава Бузулинского сельского Совета. В селе образовался Черновский сельский Совет, в состав которого вошли Черновка, Чембары, Разливная и дом отдыха «Бузули».

 
Село Чембары

В двух километрах от Черновки, на правом берегу речки Оры, расположено село Чембары. Официальная дата его образования – 1910 год, хотя по свидетельству чембаровских старожилов и в 1907 году здесь находились землянки, в которых жили люди. Существует две версии, почему село так названо.

Первая: по названию города Чембар Пензенской губернии, ныне это город Белинский, откуда пришли первые чембаровские переселенцы. Вторая заключается в том, что когда-то на этом месте было стойбище с похожим названием «Чумбуры», в котором жили эвенки – этельмены.

Старейшая жительница села Чембары Колесникова Евдокия Максимовна вспоминает: «В 1910 году в Чембары приехали первые поселенцы. Мои дед и бабушка приехали сюда в 1911 году. С ними приехал мой отец, тогда холостой ещё, сестра его Евфросинья и старший брат с семьёй. Евфросинья тяжело заболела и умерла в том же 1911 году. Похоронили её на другом берегу Оры, на полянке в лесу под большой сосной. Позднее там сделали кладбище и стали хоронить и других, ушедших в иной мир чембаровских жителей. На том месте, где они построили себе дом, была сплошная тайга.

Переселенцы пилили деревья, из них строили себе дома, сараи и другие постройки. Выкорчёвывали пни, а на освободившемся месте разрабатывали себе огороды. Усадьба деда находилась на Центральной улице, сразу за бывшим механическим двором.  И огород у них получился большой. В 1914 году отец привёз себе жену из Черниговки. Отца звали Максим Егорович, а маму Татьяна Ефремовна».

 
Сёла на речке Оре, которых сейчас нет…

В двенадцати километрах от села Чембары, вверх по Оре, располагалось село Николаевка, ещё выше на семь километров – Среднеорск, и далее, на таком же расстоянии, находилось село Верхнеорск. Все эти сёла располагались на правом берегу речки Оры и были довольно большими.

Старожилы села Чембары вспоминают, что когда их родители и деды приехали в этот край в 1907 году, то сёла Николаевка и Среднеорск уже были, правда, домов почти не было, были землянки. «В 1907 году моя бабушка, Кристинья Михалёва, приехала на Дальний Восток с Урала по переселению. С ней две дочери – Лена и Шура с сыном. Поселились в Николаевке. Поначалу люди жили в землянках. Стали рубить деревья, строить дома, раскорчёвывать землю и распахивать её под поля», - рассказывает жительница села Чембары Демидова Надежда Ивановна.

А ещё рассказывали мне местные охотники, что когда-то в Верхнеорске жили староверы-дырники. А ещё раньше на Оре в этих местах было два стойбища эвенков.
В 30-е годы в Верхнеорске была организована пролмартель, где изготавливали сани-розвальни, телеги, бочки, заготавливали древесную чурку для газогенераторных тракторов, делали дуги для лошадей, выжигали древесный уголь. Из ветвей, стеблей и  корней ивы плели корзины.

В селе этом был также смолокуренный завод, там из сосновой шишки гнали смолу и скипидар, вар из берёзовой и сосновой коры. Земля там была чёрная, пропитанная дёгтем.

Свет провели лишь в 50-е годы. Купили для села движок, который вырабатывал электроэнергию два часа ранним утром и вечером до 12 часов.

После победы над Японией под Николаевкой были лагеря военнопленных японцев-смертников. Пленные японцы работали на лесозаготовках.

В 50-е годы прошлого века эти земли были отданы базировавшейся тогда в Углегорске 27-й ракетной дивизии. Сёла эти были разрушены, люди выезжали, в основном в Чембары, вывозили свои дома, если могли, а нет, так и бросали их в тайге.