Красны девицы

Александр Молчанов 4
"Красны девицы": из "Дунькиного клуба" на эстрадный Олимп


Когда в самом начале 70-х годов теперь уже прошлого века к молодому, но  достаточно опытному и энергичному художественному руководителю ростовского Дома культуры работников службы быта Игорю Шнейдеру пришёл знакомый музыкант Анатолий Кононов с предложением создать на базе ДК вокально-инструментальный ансамбль, они быстро нашли общий язык.
Бум самодеятельных (да и профессиональных) ВИА был в самом разгаре. На каждом вузовском факультете, практически в каждой школе и техникуме, на предприятиях и даже в любой воинской части уже был организован свой ансамбль, «обслуживавший» танцевальные вечера, которые позже стали называть дискотеками.
Уже вышли из подполья и стали регулярными официальные сборные «сейшны», крупнейшие из которых проводились во Дворце Спорта, в Зелёном театре, и попасть на них можно было лишь по огромному блату.
Словом, недолго думая, сколотили при «Дунькином клубе» (как тогда называли ДК ростовчане) крепкую группу, назвавшись «Сказкой», и вполне успешно принялись выступать в Ростове и области.
Однако по-прошествие какого-то времени, на горизонте вдруг появились некие весьма шустрые московские «продюсеры», посулившие музыкантам «Сказки» профессиональную карьеру, правда, непонятно, под чьим официальным крылом.
Мудрый Игорь Шнейдер тогда, вовремя проинтуичив ситуацию, сколько мог отговаривал ребят от опрометчивого шага, сам отказался от «сладкого» предложения  москвичей, но амбиции юных «гениев» оказались сильнее разума.
Дальнейшая жизнь показала, что ни «Росконцерт», ни «Москонцерт», ни другие  серьёзные концертные организации в план гастрольной деятельности ВИА «Сказка» не включили, даже и не собирались этого делать. Пришлось ансамблю помыкаться, зарабатывая чёсом по городам и весям. А вскоре отэксплуатированные  по полной программе музыканты и вовсе остались без работы.

Однако жизнь продолжается, свято место пусто не бывает, и неугомонный Игорь Шнейдер «заболел» новой идеей создания теперь уже женского вокально-инструментального коллектива.
В Советском Союзе к тому времени появились лишь первые подобные ансамбли: «Девчата» в Москве, «Балтийские чайки» в Калининграде и «Крымские чайки» на одноимённом полуострове. Но пока они почти не были   известны широкой публике. А ведь на Дону – кладези фантастической женской красоты и таланта – сам Бог велел продвигать и раскручивать этот мировой музыкальный тренд!
Первые шаги худрука себя не вполне оправдали.
Сначала Игорь Семёнович набрал в коллектив очень эффектных девушек, которые, мягко говоря, не отличались выдающимися музыкальными способностями. Поняв свою ошибку, Шнейдер стал искать по-настоящему профессиональных исполнителей, благо Ростовское училище искусств ими никогда не оскудевало.
Гитарист ВИА «Сказка» Александр Нетребин как раз учился в РУИ вместе с такими талантливыми девчонками, знал их рок-н-ролльные пристрастия, поэтому посоветовал третьекурсницам скрипичного отделения Людмиле Шатохиной и Елене Басанец, а также студентке хоро-дирижёрского отделения Ирине Лагутинской, освоившей ударную установку, пойти в «Дунькин клуб» на прослушивание.
Сразу «почувствовавший разницу» Игорь Шнейдер, принялся кардинально менять состав группы, которая получила былинно-патриотическое название -  «Красны девицы».
Из Ростовского училища искусств чуть позже в коллектив также влились пианистка Ирина Михлина, скрипачки Лариса Гавряева и Ирина Сайко, которые (как и все их однокурсницы) оказались ещё и очень даже приличными вокалистками, умеющими и главное - желающими упорно работать над совершенствованием своего мастерства.
Поначалу в ансамбле солировала и прелестная 16-летняя студентка из Болгарии Поля Стоянова, которая позже, увы, не смогла выйти на советскую профессиональную сцену – иностранцам это было запрещено.
Из самого первого состава в конечном итоге осталась лишь гитаристка Ольга Зозуля.
В условиях всеобщего дефицита, благодаря усилиям Игоря Шнейдера, удалось достать вполне сносную аппаратуру. Синтезаторов в то время в нашей стране не было,  поэтому сначала приобрели небольшой, вечно «заикающийся» орган «Юность», затем – инструмент уже посложнее, двухрядный. Колонки, усилители, нормальные микрофоны – буквально со всем профессиональным оборудованием были проблемы…

На яркую молодую группу «Красны девицы», буквально заискрившуюся на провинциальном  самодеятельном небосклоне, трудно было не обратить внимания, и коллектив приглашают принять участие во всесоюзном конкурсе «Молодые голоса», который проводился первым каналом Центрального телевидения. Прежде этот конкурс назывался «Алло, мы ищем таланты» - зрители постарше это хорошо помнят, но по каким-то соображениям его  наименование затем изменили.
Однако для того, чтобы пройти в финальную программу конкурса, необходимо было достойно выступить в зональной его части, которая должна была состояться в Ереване.
Для подготовки конкурсной программы Игорь Шнейдер пригласил уже достаточно известного в узких профессиональных кругах музыканта Виктора Кутова, возглавлявшего в то время ансамбль РГУ под названием «Константа». Он стал музыкальным руководителем коллектива и без устали принялся готовить своих подопечных к исполнению четырёх произведений разных народов СССР. Были выбраны грузинская, украинская, белорусская и казачья песни.
Конкуренция в Ереване была жесточайшей, ведь между собой соревновались музыканты из южных республик, краёв и областей когда-то необъятной страны – люди генетически одарённые и вокально, и мелодически. Наши совсем ещё молоденькие девушки тогда познакомились и надолго сдружились с талантливейшими коллегами, многому у них научились в профессиональном плане, и сегодня, по прошествии стольких  лет, не стыдятся это признавать.
Занявший одно из первых мест на Ереванском зональном конкурсе вокально-инструментальный ансамбль «Красны девицы», естественно, был приглашён  в Москву, на съёмки в Останкино финала телепроекта «Молодые голоса». Было нашим землячкам в ту пору от 17 до 20 лет…

Маститый ростовский композитор Георгий Балаев специально для коллектива написал песню «Как по нашей улице…», Виктор Кутов блестяще её аранжировал с учётом очень широко диапазона голосов вокалисток ВИА, количество которых доходило до шести человек.
Председателем жюри конкурса «Молодые голоса» в тот год был Микаэл Таривердиев, его заместителем – не менее известный тогда композитор Леонид Афанасьев, написавший популярнейшую в народе песню «Гляжу в озёра синие…», а вели концерт вечно юный Александр Масляков и обворожительная Ангелина Вовк.
Трансляцию главного телевизионного канала увидела вся страна. И наши талантливые  ростовчанки стали лауреатами этого престижного эстрадного конкурса и любимицами многомиллионной аудитории.
Встречали девушек в Ростове, как триумфаторов. Прямо в аэропорту, с цветами. Последовали приёмы у руководства города, области, концерт в театре им. М.Горького…
В тот момент директором Ростовской филармонии была Эмма Вагановна Агопова, которая, как прозорливый и весьма опытный администратор, сразу оценила перспективу самодеятельного пока ещё коллектива и, долго не раздумывая, пригласила ВИА «Красны девицы» на профессиональную сцену.
Девушки были этому безумно рады, хотя им пришлось совмещать активную  концертную деятельность с учёбой в Ростовском училище искусств. Но грызть гранит науки оставалось недолго, и именно 1974 год стал временем рождения профессионального вокально-инструментального ансамбля «Красны девицы», который успешно просуществует затем долгие годы.

Игорь Шнейдер, естественно, возглавил коллектив.
Надо сказать, что Игорь Семёнович – мастер эстрадного танца, уже руководивший танцевальным ансамблем «Алёнушка», который, будучи самодеятельным,  гастролировал даже за рубежом. Поэтому он лично немало поработал над сценическим движением музыкантов ВИА «Красны девицы», ставил оригинальные танцы.
Бурная гастрольная деятельность коллектива началась в 1975 году. Именно тогда с ансамблем начал работать незаурядный хормейстер и аранжировщик Виктор Гончаров.
Гастроли на время прерывались лишь, когда «Красны девицы» принимали  участие сначала во Всероссийском, а затем и во Всесоюзном конкурсах артистов эстрады. Каждый из этих конкурсов стал определённым этапом профессионального роста музыкантов.
Поездки ВИА «Красны девицы» были включены в гастрольный план «Росконцерта», и началась бесконечная череда концертов – от Калининграда и Мукачево, до Петропавловска Камчатского и Южно-Сахалинска.
Первая зарубежная поездка коллектива состоялась уже в 1976 году.
Тогда произошло знакомство с Венгерской Народной республикой. И с этого времени ежегодно (минимум дважды за сезон) ансамбль гастролировал по странам существовавшего в ту пору  многочисленного и мощного социалистического лагеря, неоднократно бывал в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, в той же Венгрии, Румынии…
В основном выступления проходили в гарнизонах советских воинских частей, но случались и концерты на престижных площадках.
Так в конце 70-х годов ансамбль представлял СССР на международном музыкальном фестивале, название которого в переводе с немецкого языка означает «Котёл, в котором варится всё». Этот телевизионный фестиваль был в своё время очень популярен на «Интервидении» (советский аналог нынешнего «Евровидения») и проходил в знаменитом берлинском концертном зале «Фридрихштадт-Паласт».
В том же шоу принимала участие только-только ставшая известной широкой публике Алла Пугачёва, которая исполняла песню «Посидим, поокаем» и «Арлекино» на немецком языке. При этом Алла Борисовна, позабыв немецкие слова, на секунду запуталась, но, каким-то образом всё же выкрутившись из неприятной ситуации, ворвалась после своего номера за кулисы изрядно раздосадованная на саму себя…
По «Интервидению» концерт транслировался на все страны соцлагеря, поэтому когда «Красны девицы» прилетели в Прагу, местные швейцары уже с почтением открывали пред ними двери отеля.
В большом сборном концерте для чешских зрителей им довелось выступать в одном отделении с самим  Карелом Готтом. А в Братиславе судьба свела коллектив с модной тогда певицей Хеленой Вондрачковой.
И естественно, со всеми этими и с многими другими замечательными зарубежными певцами, музыкантами у артистов ансамбля завязалось знакомство, наладилось доброе профессиональное и человеческое общение.
«Красны девицы» давали как сольные концерты, так и участвовали в «сборниках», в течение двух недель объехав буквально всю Чехию и Словакию.

Гастрольная деятельность в Советском Союзе была не менее интенсивной.
Ежегодно не меньше одного месяца ВИА должен был отработать на родную филармонию, гастролируя по Ростовской области.
Порой кажется, что за эти годы «Красны девицы» объездили все города, сёла и станицы Дона, побывали в каждом колхозе и отдалённом хуторе. И все их концерты проходили с огромным успехом, селяне порой даже сидели на крышах соседних со сценической площадкой домов…
Программа коллектива была составлена своеобразными музыкальными блоками, для каждого из которых шились свои костюмы. Первым шёл блок народных композиций, и для него были предусмотрены соответствующие наряды. Следом начинался блок песен советский эстрады, исполнявшийся в современных платьях.
К тому времени Игорем Шнейдером были поставлены интересные танцевальные номера, музыканты и вокалисты практически не стояли у микрофонов «по стойке смирно». Разве что исполняя глубоко лирические или, напротив, очень драматичные произведения.
Когда у музыкантов должен быть длинный проигрыш, все другие артисты выходили на авансцену, динамически и визуально дополняя соло инструменталистов. Это выглядело очень эффектно и неизменно пользовалось  зрительским успехом.
Так называемый молодёжный блок исполнялся в брючных костюмах либо в стильных платьях и сопровождался зажигательными танцами, придуманными и поставленными опять-таки руководителем коллектива Игорем Шнейдером.
В течение концерта девушки переодевались несколько раз, радуя зрителей (в пору тотального дефицита) эксклюзивными нарядами. Что однажды не понравилось некой комсомольской деятельнице по фамилии Кузнецова, которая организовала едкую статью во влиятельной «Литературной газете», где коллектив  нарекли «Не музыкальным коллективом, а домом моделей…»
После этого «разноса» в центральной прессе гастрольная деятельность «Красных девиц» была на время приостановлена до утверждения художественным советом новой программы. Для её подготовки в Ростов  пригласили мэтра советской эстрады Бориса Брунова и нашего бывшего земляка, писателя Георгия Терикова, против мастерства, опыта и авторитета которых не пошёл даже «накрученный» субъективной газетной статьёй худсовет.
 
В тот период состав ансамбля был уже достаточно велик: в ритм-группе, в группе духовых инструментов и в вокальной группе было по четыре человека. Плюс ведущая концерта. Этот состав давал по 25-30 концертов в месяц, иногда по 2-3 выступления в день. В Новогоднюю ночь и в другие праздничные дни девушки дома практически не бывали.
Однако тяжесть гастрольной нагрузки со временем стала частично компенсироваться определённым материальным преуспеванием. Сначала молодым артистам была установлена тарифная ставка, составлявшая 7 рублей за выступление, затем 9, 11…
Государственная тарификационная комиссия, ежегодно анализируя финансовую составляющую деятельности коллектива, своим очередным решением лишь констатировала постоянный рост зрительских симпатий. Позже, благодаря авторитету и убедительной настойчивости Игоря Шнейдера, концертные ставки солистов ВИА «Красны девицы» стали сравнимы с оплатой труда в ведущих московских и питерских коллективах.

Ансамбль стал часто работать во Дворцах спорта, на крупнейших концертных площадках Советского Союза.
В конце 70-х годов в Дворцах спорта городов  Кемерово, Новокузнецка и Прокопьевска «Красны девицы» несколько дней подряд выступали вместе с популярнейшим в тот период ВИА «Лейся, песня» под руководством Михаила Шуфутинского, а в знаменитом сочинском зале «Фестивальный» делили сцену с «Землянами».
Частенько на сборных концертах судьбы сводила коллектив с Владимиром Кузьминым, Жанной Агузаровой, с ансамблем «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной и другими известными и любимыми всей  страной исполнителями.
«Красны девицы» объездили практически весь Советский Союз, за исключением республик Средней Азии, путь куда (по понятным причинам) для женского коллектива был закрыт. Зато в Закавказье поклонники от красавиц просто с ума сходили!
После одного из выступлений в Ленинграде, на котором присутствовала  делегация продюсеров из Федеративной республики Германии, буквально сражённая мастерством и обаянием наших землячек, вокально-инструментальному ансамблю «Красны девицы» после нескольких ничем не обоснованных отказов наконец-то разрешили выезд с гастролями в капиталистическую страну.

Успех в Западной Германии был просто потрясающим! Доходило до того, что весь зал вместе с нашими девушками хором пел… «Смуглянку»!
Поездка пришлась на 22 июня, поэтому перед её началом  ответственные товарищи в Ростовском обкоме КПСС предупреждали: «Будьте  внимательны, возможны провокации! Эти капиталисты не упустят возможность сорвать концерт в день начала Великой Отечественной войны. Будучи в магазинах, по-русски лучше не говорить. От греха…»
Однако всё произошло ровно наоборот.
Во Франкфурте музыкантов ожидал шикарный автобус «Мерседес-Бенц», подобных которому молодые ростовчанки прежде ещё не видели. Они даже не подозревали, что в автобусе могут быть туалет, бар, кондиционер…
Этот великолепный дом на колёсах стал их транспортным средством на весь период гастролей.
Когда девушки (где-то в городе), позабыв строгие наставления и инструкции, вдруг заговорили между собой на русском языке, вокруг них собралась толпа весьма доброжелательно настроенных людей – искренне улыбающихся и дружески похлопывающих по плечу.
Так было и в Бонне, и во Франкфурте-на-Майне, в Кёльне, Гамбурге и Дортмунде – городе-побратиме Ростова.
Послу СССР в Бонне товарищу Семёнову так понравилось выступление наших землячек, что он пригласил их (ни много – ни мало) на дипломатический приём в свою официальную резиденцию.
В ходе подобных мероприятий, согласно международному протоколу, все главы диппредставительств, их жёны, сотрудники и гости вечера должны стоять. Однако посол на глазах у всех усадил скромно жавшихся друг к другу девушек в уютный будуар в центре роскошного зала и  сказал, усмехнувшись: «Пусть они там постоят, я мы, девчата, давайте-ка что-нибудь для них споём».
И девчата (вместе с послом) весь вечер исполняли казачьи песни акапелла... В конце приёма растроганный товарищ Семёнов расцеловал всех и каждую, как родных дочек.
А в Гамбурге гости из России впервые попали на настоящую европейскую дискотеку. И случилось это как раз 22 июня…
Огромный амфитеатр дискотеки пребывал в полумраке, только самая хитовая музыка (которая до СССР добиралась заметно позже) лилась со всех сторон, поражая стерео-, квадро-, ещё непонятно какими эффектами. Ну как тут не пуститься в пляс!
Но перед самым отъездам из Германии девушкам показали заметку в гамбургской газете, в которой говорилось, что, мол, известный музыкальный ансамбль из Советского Союза наконец-то вкусил настоящей цивилизованной жизни… И рядом - фотография танцующих девушек. Интересно, когда немцы умудрились её сделать?
По приезде домой плясуньям, конечно, попало. Но в конечном итоге всё тогда обошлось.

Удивительно, но «администраторы в штатском» строже всего приглядывали  за артистами… в социалистической Болгарии.
Из Ростова в братский Плевен отправился «Поезд Дружбы», в котором ехали передовики производства с «Ростсельмаша», «Красного Аксая» и других флагманов промышленности Дона. Все сплошь почётные, уважаемые люди.  А «Красны девицы» должны были обеспечивать культурную программу  пребывания.
В пункте назначения делегацию разбили на группы, дабы охватить своими дружескими объятьями вся Болгарию целиком.
К той группе, в которой находились «Красны девицы», приставили очередного «Павлика Морозова», как именовали между собой артисты товарища, ответственного за дисциплину и скромное поведение своих подопечных. Скрыться от него было невозможно, находил везде. Видимо, выучка была железная.
В Болгарии, как всегда, коллектив дал множество концертов, каждый их которых, как правило, завершался овациями. Словом, гастроли прошли на огромном позитиве, без малейших сбоев и подозрений в использовании фонограммы.
«Красны девицы» вообще НИКОГДА не использовали фонограмму, даже «минусовую», принципиально исполняя свои произведения ТОЛЬКО вживую. Это касалось и вокалистов и музыкантов ансамбля.
Не верящим в эту истину или сомневающимся зрителям предлагалось живое  исполнение песен без музыкального сопровождения, и наоборот. На выбор.

Побывали ростовские артисты и на БАМе.
От Тынды строился участок  дороги по направлению к Иркутску, а с противоположной стороны тянули встречный железнодорожный путь. Так и передвигались музыканты на выделенном им руководством стройки вагончике - от одной станции к другой…
Ехавшие вместе с «Красными девицами» артисты из Прибалтики попросили устроителей отвезти их на место существовавшего когда-то неподалёку лагеря и захоронения сосланных сталинским режимом предков. Поклонились невинно погибшим молча, все вместе, и снова в путь…
В Тынде состоялся грандиозный концерт, в котором выступали Полад Бюль-Бюль оглы, его жена - солистка Большого театра Белла Руденко, Тынис Мяги, другие известные певцы, музыканты, поэты и композиторы из многих республик Советского Союза.
Нельзя не отметить, что все, даже самые знаменитые люди нашей эстрады всегда очень тепло относились к нашим девушкам. Ещё бы: ведь они были очень яркими, живыми, непосредственными и главное - по-настоящему талантливыми! Словом, полностью соответствовали своему названию.
Недаром ансамблю было доверено выступать в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады- 1980.

В самый разгар боевых действий «Красны девицы» прибыли в Афганистан. Кроме Кабула они побывали с концертами в Кандагаре, Шинданде – в самых горячих точках того периода афганской кампании.
Когда девушек перевозили из одного населённого пункта в другой на бронетранспортёре, впереди шёл танк, а замыкал колонну ещё один БТР в полной боевой готовности.
В Шинданде коллективу пришлось выступать в длинном металлическом ангаре, над которым летали обеспечивавшие безопасность с неба боевые вертолёты. Наряду с нашими воинами, концерт слушали обвешенные пулемётными лентами афганские «союзники» в национальных головных уборах и платках.
Чтобы «отоварить» выданные на руки «чеки», обменяв их на местную валюту, девушки сходили на кабульский вещевой рынок – типичный восточный базар, заваленный всякого рода товаром. Поначалу было страшновато, но потом освоились.
Запомнилась и поездка в Индию и Непал, организованная всесоюзным «Обществом дружбы народов».
Кроме «Красных девиц», в обширную делегацию входил известный фокусник Александр Руднев, популярные артисты и серьёзные музыканты, работники культуры и искусства. Выступления проходили в советском посольстве, на местных концертных площадках, не всегда приспособленных для проведения концертов, но до отказа забитых благодарной публикой.
Маршрут 9-дневных гастролей был следующим: Москва – Дели – Агра – Бомбей – Калькутта – Катманду – Москва.
Интересно, что индийцы тогда лучше всего принимали лёгкие и мелодичные  песни Аллы Пугачёвой. Учитывая это обстоятельство, ансамбль подготовил специальную программу, которая пользовалась неизменным успехом – у билетных касс всегда толпились очереди из людей, порой в течение целой ночи ожидавших открытия заветных окошек.
А уже буквально через несколько недель ВИА «Красны девицы» был приглашён на гастроли по Вьетнаму.
С посадками и пересадками (Москва – Ташкент – Карачи – Калькутта – Ханой) летели туда долгие 17 часов, вымотались жутко! Зато в Ханое выступали аж в местном Большом театре и в посольстве СССР, а в Сайгоне – на крупнейшей открытой площадке города.
В тот раз должен был состояться перелёт ещё и в Лаос, однако, в связи с обострившейся международной обстановкой (незадолго до этого был сбит корейский «Боинг»), он не состоялся.
Когда наступила перестройка, в Румынии проходила международная выставка, которая во многом была посвящена Михаилу Горбачёву и его реформам. И донскому ансамблю было доверено выступить в советском павильоне этой выставки, с чем они в очередной раз с блеском справились.

К 1986 году звучное имя ансамбля - «Красны девицы» - стало терять свою актуальность. Многие исполнительницы к тому времени уже вышли замуж, у кого-то появились дети. Поэтому девицами их можно было назвать лишь чисто условно. Хотя все они и оставались красавицами.
Тогда родилась идея переименовать ансамбль и, покопавшись, в энциклопедиях, выяснили, что первые амазонки, оказывается, появились…  именно на Дону, в древнем Танаисе.
Вот уж по-настоящему чудесное совпадение!
Так и решили отныне именовать замечательную, одну из первых в нашей стране женскую группу – ВИА «Амазонки».
Этот коллектив весьма успешно трудится в Ростовской филармонии и сегодня. Сменился уже не один состав исполнителей, в корне преобразился репертуар, усложнились аранжировки, стали много совершеннее музыкальные инструменты и всё сценическое оборудование.
Остались лишь неистребимый жизнеутверждающий дух ансамбля, обаяние и высочайший профессионализм девчонок, да ещё… Игорь Семёнович Шнейдер, который и сегодня стоит у руля коллектива…

Однажды, много лет назад, автор этих строк, будучи студентом-первокурсником, вечером прогуливался по центральной аллее ростовского парка имени М.Горького. Возле забитой под завязку открытой эстрады толпился народ. Вернее – люди активно приплясывали под зажигательную музыку, доносившуюся из «ракушки». С трудом пробившись ближе к сцене и глядя поверх многочисленных голов, я впервые увидел и услышал женский вокально-инструментальный бэнд, лихо играющий на простеньких гитарах и не менее стройно исполнявших достаточно сложную вокальную композицию.
Публика была в восторге!
Возник естественный вопрос: кто эти задорные красавицы, столь твёрдо  идущие правильной дорогой воспитанного на «BEATLES» поколения?
«Красны девицы» - прочитал я начертанное на ударной установке название коллектива.
В них трудно было не влюбиться – в таких юных, по-разному красивых и  невероятно свежих в своём творчестве, щедро одарённых Богом девушек. Тем более мне, в те мои 17 лет.
Я, честно говоря, и тогда, и сейчас не готов к лишним трудностям, поэтому с огромным удовольствием и написал много лет спустя это моё признание…