Дорога в мой дом

Стив Данилец
Первые ощущения нового города всегда врезаются в память.
Величественные огромные небоскребы совершено не то же самое, что маленькие домики, раскиданные по огромным территориям, которые может построить даже один человек. Впрочем, и то и другое настоящее доказательство того, что человек способен на создание своего собственного мира в отрыве от природных реалий.

Невероятно сложно проследить дорогу от холодной пещеры в глубине леса к величественным, блистающим небоскребам. Безусловно не эти изделия из стекла и бетона являются высочайшим достижением человеческого существа, но я всегда восхищался ими, как заявлением: мы можем, и мы гордимся тем, что мы выше природы.

Когда мои ноги впервые мои ноги коснулись порога величественного здания, по спине пробежали мурашки. Я ощутил себя древним Египтянином, который взирая на великие пирамиды ощущал не только величие одного-единственного человека, олицетворяющего весь народ и его связь с богами, но величие всего человеческого рода. Достижение мысли, способной не только на сочинение, но и на создание того, что было куда большим чем жизнь одного человека, чем жизнь поколения… чем жизнь целой цивилизации.

Подниматься по ступеням в таких зданиях никогда нельзя, но всегда хочется, ведь только проходя путь от самого низа до вершины собственными ногами можно в полной мере ощутить реальность жизни. Именно поэтому я, наплевав на здравый смысл большинства, ведущий их в кабинки лифта и на предупреждающие знаки – вышел на черную лестницу, которая ни на секунду не противилась моему желанию попасть на нее.

Именно там я и встретил человека, которого и человеком то можно было с трудом назвать.

Обычно великие притворяются самыми мелкими и незначительными людьми. Великие физики переодеваясь в уборщиков подслушивают разговоры других людей и осознавая то, что молодой и развивающийся организм способен на многое, выхватывают идеи буквально с горячего лотка.

Они могут разобраться, создать и добиться большего, чем большинство неокрепших умов, даже если те будут работать над своими проектами большими группами. Они могли бы направлять и получать их идеи, сидя в лекториуме, преподавая этим неокрепшим умам. Но будем честны – реальные открытия совершаются не по указке учителя и не в душных лабораториях и мастерских.

Настоящие открытия и верный путь можно найти только случайно.

Вот и человек, мирно отдыхающий и выпускающий пар из своей электронной сигареты, где-то на пролете 50того этажа, пытался определиться со своим направлением. Идти ему вниз или наверх.

- Как вы думаете, более важные люди в этом здании находятся выше или ниже других? - неожиданно спросил он, когда я с трудом перебирая ногами вышел на один лестничный пролет с ним.

Безусловно я заметил его раньше, но не спешил вступать в диалог со случайно встречным. Он мог оказаться местным работником охраны, а я непонятно для чего выбравшийся на запасную лестницу человек никакого отношения к зданию, к работающим в нем людям и даже к стране, в которой этот небоскреб был расположен.

Я был человеком из другого места.

По дороге мне встречались люди, выходящие для того, чтобы выкурить свою сигарету в окно, а один полный мужчина, обливающийся потом, в процессе разговора по телефону даже делал размашистые глотки из фляги, явно наполненной чем-то алкогольным. Но никто из них не собирался вступать в диалог со мной.

А он решил.

- Тут много разных офисов, я не знаю даже кто чем занимается… - я задумался, - внизу сотня магазинов, богачи, наверное, закупаются там. Наверняка там бывают люди поважнее офисных клерков.

Я ухмыльнулся. Мужчина кивнул в ответ.

- Важные люди повсюду, в этом ты прав, - ответил мужчина, не вставая со ступеньки. Он сделал затяжку и продолжил, - не каждый удачен, не каждый представляет из себя что-то постольку поскольку, но краткий разговор, одно брошенное в точку и к месту слово гарантировано всем хоть раз в жизни.

- Вы про судьбу? – удивился я. Встретить философа на лестнице в огромном офисном здании я не ожидал, скорее человека, который всю свою жизнь единственной целью видел заработок.

Тем более потрепанный мужичок вполне соответствовал старому офисному клерку, которому осталось несколько лет до пенсии, а за всю свою жизнь он не добился ничего большего чем хороший дом и несколько красивых машин, которые он менял одну за одной, не осознавая, что ни одна ему по-настоящему не нравится.

- Да нет, я про тех людей, которые в нее верят, - спокойно сказал мужчина, - все верят в свободу воли, но постоянно твердят про ограничения, которые сами же себе придумывают, чтобы не впасть в уныние. Почти десять миллиардов свободных воль. И каждая мешает другой.

- Я не думаю, что в этом здании люди часто задумываются над этим. Времена тяжелые, многим нужно есть, кормить семью, находить выходы из тяжелых ситуаций.

- Это и есть жизнь. Наполненная десятками маленьких приключений, пускай часто и похожих на чужие, но все же приключений, - старик задумался и сделал затяжку из своей электронной сигареты, - случайности не бывают случайностями, даже наша встреча может к чему-то привести, а может просто пройти мимо.

- Хочешь предложить мне покурить травки? – с усмешкой спросил я. В некотором роде я надеялся на утвердительный ответ. Такую историю точно будет не жалко рассказать друзьям.

- Нет, ты чего, я за современные технологии. Придумать язык было невероятно сложно, часто люди даже не задумывались над тем как он важен. Те, кто умели писать ценились всегда, но не все желали этому научиться. Каждый тянул одеяло на себя, да и продолжает тянуть. Мир эмоций куда плотнее сближал людей. Но эмоции не передать на большие расстояния.

- Десять миллиардов эмоций. Представляю какого ощутить их все.

- Как на атомной бомбе прокатится, - усмехнулся старик, - БАХ! И долбануло все, - он развел кисти рук, изображая большой взрыв.

- Не круто так шутить в небоскребах, - сделал шуточное замечание я. И неожиданно понял, как легко с ним общаюсь, несмотря на то, что далеко не в совершенстве знал местный язык.

- Разговоры самое ценное что только может быть. Десять миллиардов идей одновременно. Вселенная безумно разнообразна, но в каждом человеческом мозгу может быть целая новая вселенная, иногда не одна, каждая переполнена ложными фактами, пробелами и простым незнанием.

- Только ради этого и стоило бы все это создать, - сказал я, и решил отвлечь его от философских рассуждений, - а вы откуда родом?

- Честно говоря и не знаю даже, предпочитаю говорить всем что из интернета, - он расплылся в улыбке и покрутив электронным модом в руках, - жизнь долгая и интересная штука, но часто вылетает из головы.

- Это точно, я вообще родом из большого города, но далеко отсюда, язык там другой… ну тот на которым мы с вами и говорим, вы историк или просто современный бродячий философ.

Мужчина потеребил свою бороду и сказал, - разве я современный?

- Миру всегда не хватает таких как вы, в глупые тяжелые времена всегда нужно верное и запутанное слово, чтобы заставить людей думать и смотреть в себя, а не во вне. У вас есть какие-нибудь книги, я бы их друзьям посоветовал.

- Книг нет, ищи в интернете, - ответил он, - что-то всегда найдешь, в том числе может и меня. А людям не нужны слова, людям нужны истории и эмоции. Слова нужны мне.

- Тогда скажу вам пару слов: Для того чтобы подняться в начале нужно находиться внизу. Те, кто считают, что можно найти дом в этой дороге не найдут его, те, кто находятся внизу думая, что одна точка внизу это дом ошибаются, потому что и они находятся в постоянном движении, хоть и ходят кругами. Дом это и есть дорога.

- Понятно, спасибо, большое - ответил мужчина и улыбнулся сквозь потрепанную бороду, веселая улыбка переполняла его, - я тогда спущусь, потом похожу где-нибудь повыше, увидимся еще.

И он медленно заковылял вниз.



Стоя на крыше огромного здания и аккуратно смотря сверху-вниз на муравьиный мегаполис, расположенный далеко у подножья великого здания я размышлял.

Неужели наше стремление к высоте, описанное еще в истории о Вавилонской башне, не только разделяет народ и общество на бесконечное количество страт, неспособных работать вместе, даже в одинаковых условиях, в одном и том же помещении, офисе, стране, но и приводит к бесконечной вариативности и техническому прогрессу?

Мой взгляд устремился вперед. Где-то там очередной профессор, притворяясь глупым уборщиком или продавцом в кафетерии своего института, получал новые знания от тех, кто учился у него.

Замкнутый круг, в котором стремление к высоте лишь разрушает целостность.

Все это время я был не прав и настоящее величие небоскребов было не в их высоте и примере, но в путешествии снизу наверх и сверху вниз. Этот путь в коллективе зачастую совершенно незнакомых людей часто приводит к приобретению каких-то случайных связей, знаний и умений. Каждый день.

Нельзя взобраться пешком на вершину и оставаться на ней вечно, бесконечно довольствуясь своими по сути дела бесполезными достижениями. Будучи обманутым высотой своего положения и восхищением, которое было раньше.

Вершины нужны для того, чтобы с них спускаться.

Мимолетный взгляд вниз, и я увидел, как полноватый мужчина, с которым я пересекся на лестнице выпрыгнул из окна на землю. Он выбрал самый быстрый путь, на котором точно не встретишь никого для того чтобы поговорить.

И, пожалуй, действительно величайшее изобретение человечества – скоростные лифты с музыкой.

Я стоял и думал, не забывая проверять сообщения в своем телефоне. Друзья, сейчас находящиеся в тысячах километров от меня, собирались посидеть в баре.

Тысячи людей, снующих под небоскребом и никогда в него не заходящих, спешили по своим делам, где-то всегда кипела жизнь.