Предисловие к книге Н. Е. Кондратенко Алена

Александр Поличковский
«Алёна» – ещё одна книга современного украинского писателя Николая Егоровича Кондратенко. Первая книга Н.Е. Кондратенко под названием «Тудачепа», включающая в себя ряд повестей и рассказов, была издана в 2002 году. Она пользовалась огромной популярностью и большим спросом у многих читателей. Новая книга писателя состоит из серии увлекательных рассказов тоже на самую различную тематику. Разнообразие, простота и конкретность выражений при создании образов героев делает их живыми и запоминающимися.

В произведении «Мёртвые обид не имеют»  из глубины веков встают  эпизоды  исторического прошлого. Затронута малоизвестная тема о пребывании скифов на территории  современной Белоруссии. И об этом историческом факте свидетельствовали древние скифские курганы, которые там были.  Мало кто из нынешних потомков знает об этом. Ярко показаны ожесточённые битвы скифских воинов против местного населения. Автор выражает справедливый упрёк потомкам, безразлично и по-варварски относящимся к историческим памяткам древности. Сам, будучи родом из Белоруссии, писатель высказывает своё патриотическое отношение к истории этого народа.

Рассказ «Дети войны» автор написал о своём детстве,  участвуя во  многих событиях и эпизодах времён 1941-45 годов и послевоенных лет. Рассказ построен на воспоминаниях взрослого человека с  сохранением детского непосредственного восприятия действительности лишь с немногими отступлениями и обобщениями взрослого человека. Все ужасы и трагедии войны: гибель близких и знакомых, взрослых и сверстников, голод, нищета, разрушения, тяжкий кабальный труд на грани выживания – воспринимались как данная, реально существующая  ситуация, к которой ребёнок, подросток быстро приспосабливается, не неся такой степени ответственности и не анализируя ситуаций  и их последствий как взрослые, поскольку у детей более лабильная психика. Поражает то, как автор сумел передать именно это детское восприятие действительности. Здесь страх перед различного рода опасностями или вообще не возникал,  или уступал место любопытству. Трудно однозначно определить, какие периоды больше оставили шрамов в душах детей: годы немецкой фашистской оккупации или жестокости и несправедливости послевоенного времени. Но так уж устроен человек, что с годами в памяти чаще всплывают все маленькие радости и курьёзы тех времён. Рассказ вызывает интерес у молодых людей и затрагивает глубокие душевные струны более взрослого и зрелого  читателя, пережившего хотя бы часть описанных событий, но никого не оставит безразличным.

В рассказе «Дед Петро» автор как бы исподволь, незаметно разворачивает несколько зарисовок из сельской жизни – и смешных, и в то же время грустных. Обязательным участником этих событий есть дед Петро. Восхищают те простые, но очень к месту использованные выражения при описании его словесного портрета, вызывающие ощущение присутствия живого человека. Не менее удачно даны штрихи к характеристикам других персонажей, как и в рассказах российского писателя Василия Шукшина.
 
В «Путешествуя по Сибири» читатель встретит многообразное знание края: природы, промысловых богатств, человеческих  взаимоотношений, традиций, уклада жизни. Ярко показана самобытность местного населения. Бегло анализируется связь временных событий: от становления Советской власти до  перестроечных времён  Горбачёва – Ельцина. «Путешествуя по Сибири» – своеобразный путеводитель или пропуск в таёжные дали, открывающий цикл рассказов об удивительном крае.

В динамичном по содержанию рассказе «Поединок в тайге», вызывающем ответные эмоции у читателя, автор с большим опытом и знанием описывает характер и повадки медведей в тайге, их отношение к людям, проявляющим разные намерения. Лаконично представлена жизнь охотников на зимнем промысле, а также трагический случай, произошедший с одним из них.

В рассказе «Алёна» отображены многие стороны жизни молодёжи строительной бригады из Украины, которая занималась возведением береговых опорных стенок для будущего речного порта на берегу Енисея в городке Ярцево. Прослеживаются непростые судьбы основных героев, особенно интересно наблюдать изменение их мышления и поведения в экстремальных ситуациях. Главный персонаж – Алёна, – молодая женщина, попавшая в сложную житейскую ситуацию, затем работающая поварихой в бригаде. Яркое и выразительное содержание достигается краткими, подчёркивающими индивидуальность каждого, портретами и  непосредственным весёлым юмором с эротическими мыслями и высказываниями. Также вызывает интерес знакомство с жизнью и обычаями в поселениях староверов.

В  «Гастролёрах» показано, как во времена советской действительности молодые талантливые люди, не найдя адекватной оценки и оплаты своего труда, становились на путь «самостоятельного добывания» денег для достойного содержания себя и своей семьи. Получение лёгких «шальных» денег развращает: постоянно требуется всё большее их количество, растут запросы и потребности. Группа молодых людей из картёжных катал и фарцовщиков превращается в мошенников крупного масштаба, становится на путь преступности. Автор в достоверной форме прослеживает путь этих превращений и указывает на неизбежность несения наказания за содеянное.