Черноморская идиллия

Александр Поличковский
       Очерк
               
Романтики каждый раз, приехав летом к Чёрному морю,  по-настоящему счастливы, словно говорят ему: « Приветствую тебя  море, я  снова приехал к тебе!»  Сам вид на море и его берега наполняет людские души истинным восторгом. Плавая, они сливаются на то время воедино с морским простором.  Южное тёплое море для  них  – это живое существо,  к которому они стремятся всей  душой.

Как замечательны морские берега! Что там озёрные и речные по сравнению с ними. Морские берега в одних местах песчаные, в других покрыты галькой и мелкими ракушками, в третьих, у самой воды и дальше на небольшой глубине кое-где лежат отдельно, а местами громоздятся большие камни, – округлые, отшлифованные волнами на протяжении веков. Есть места, где крутые обрывистые каменистые и ракушняковые скалы спускаются к воде или прямо в воду. На Крымском побережье возле Гурзуфа метрах в пятистах от берега возвышаются скалы Адалары. Они возникли вследствие тектонических движений земной коры в далёкие доисторические времена, и  их строгая величественная красота завораживает, – смотреть на них можно бесконечно долго. Общим своим видом они напоминают раскрывающиеся лепестки гигантского каменного тюльпана, появившегося из таинственных морских глубин.  Ещё многие живописные места горного черноморского побережья привлекают и притягивают всех ценителей прекрасного своей дикой первозданной красотой. Здесь волны морские на протяжении длительного времени обтачивают и округляют обломки крутых могучих скал, украшающих южное побережье Крыма, как символы древней первобытной природы.

 У некоторых берегов, если не спеша входить в море во время штиля или смотреть в воду с пирсов, видны на дне мелкие тоже отшлифованные водой прибрежные ракушки, разноцветные камешки, а также плавно колышущиеся зелёные и бурые водоросли. Когда откатывает волна, то хорошо видно ковёр гладкой зелени, вытканный морем, на покрытых водой камнях. Камешки переливаются разными цветами от солнечных лучей, падающих на них через прозрачную еле колеблющуюся воду. А над ними иногда проплывают стайки небольших  юрких  рыбок.

Море – это ласковый шорох волн, набегающих на прибрежный песок, это шум прибоя, пена на гребнях волн, на камнях и песке, и брызги, бриллиантами капелек взлетающие вверх. Чёрное море, как и любое южное море разнообразно, так как время от времени меняется. В немного пасмурную погоду имеет зеленоватый оттенок, но при этом бывает по-прежнему тёплым. И наоборот, даже в жаркую погоду может быть прохладным от подходящего из глубины холодного течения, приобретает торжественно строгий синий цвет, а вблизи берега прозрачное и лазурное. Восхищает прозрачность воды, когда с волнорезов даже на приличной глубине видны мельчайшие детали морского дна и брошенные отдыхающими  «на счастье» монеты. Вода, словно гигантская линза, настолько приближает предметы, что кажется – протяни руку и свободно достанешь наиболее понравившиеся камешек, ракушку или водоросль. А в яркую солнечную погоду морская вода приобретает изумительный изумрудный оттенок. По линии прибоя волны, просвечиваемые солнцем, выглядят лёгкими, воздушными, бирюзового цвета. Цвет речной и озёрной воды не сравнится с разнообразием оттенков морской воды.

Днём, когда солнце в зените, безоблачное светло-голубое небо будто в лёгкой дымке. Бывают дни, когда над морским горизонтом кое-где как большие белые лебеди появляются пышные белые облака, словно зависшие на месте. Вечером, на закате солнца, в небе черноморского побережья разыгрывается восхитительная феерия красок. Над горизонтом, подсвеченное лучами заходящего солнца, оно становится пурпурным, чуть выше розовым, бледно-розовым, переходящим в голубой, а ещё выше синий и даже фиолетовый цвет, где начинают проглядывать первые звёзды. По всей этой палитре цвета в разных местах небрежно разбросаны высокие перистые облака, тоже красные и розовые, словно солнце протягивает  руки, чтобы ещё задержаться на небосводе. Уже через короткое время эти облака сереют и белеют, а затем совсем прячутся в темнеющем небе. Ещё более красочно выглядят в вечернем небе кучные облака пурпурно-розового и других цветов. Ночью, когда вода темнеет, а в небе всходит большая луна,  лунная дорожка  ярко мерцает серебряным и фосфорическим светом. А над головой раскинулось бездонное и бескрайнее южное ночное небо, величественное и загадочное, усеянное мириадами ярких  и мерцающих звёзд,  усыпанное  звёздной пылью широкого Млечного пути.

Бывают летние ночи над Одессой и на юге в целом, когда на небе облака лёгкие как вуаль. Среди этих  полупрозрачных облаков проплывает луна и мягко просвечивают звёзды, то появляясь, то исчезая. Об этом замечательно написал, в своё время, Александр Сергеевич Пушкин:
«Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Всё молчит;
Лишь море Чёрное шумит…»
Совсем другой вид приобретает море, когда свежий или сильный ветер начинает раскачивать его поверхность. При свежем ветре оно становится тёмным, тяжёлым. В зарождающихся волнах чувствуется нерастраченная внутренняя сила. При сильном ветре эта накопленная мощь переходит в движение волн. И вот уже метровые, а чуть позже и повыше, волны накатываются на берег, – на песок и ракушки. Шумно, а позже и с грохотом обрушиваются на пирсы, прибрежные скалы и камни. Камешки на берегу с шумом  перекатываются от резкого захлёстывания их волнами и незамедлительного ухода обратно. Воздух на побережье в такие часы наполнен мелкими и мельчайшими брызгами морской воды и выглядит как туманная дымка. И этот божественный воздух с жадностью вдыхают люди, находясь там, всецело любуясь разбушевавшейся  морской стихией. В такое время море полностью преображается. Нескончаемая череда вздыбленных, сильных с белыми пенистыми гребнями наверху волн несётся к берегу. Чайки, эти прирождённые навигаторы воздушного океана, в шторм начинают возбуждённо и как-то задиристо кричать, дополняя симфонию волн, будто бросая вызов стихии и развлекаясь. Они то молниеносно носятся в разные стороны, лавируя в порывах ветра, то на мгновение поддаются ему, относясь куда-то, как лёгкие бумажки. А иногда, как опытный кормчий управляет парусником, направляя его наискосок против ветра, так и чайки, меняя наклон крыла, стремительно мчатся, будто скользя, по плотным потокам навстречу ветру. С замиранием и восхищением наблюдают отдыхающие  грозную картину морского могущества, забыв в это время каким ласковым выглядит море в спокойную погоду.
Южное море, – настоящее природное сокровище, и частое общение с ним приносит постоянную упоительную радость. Вот почему преданные ему люди мечтают жить на  побережье в доме с видом на море.  Какое огромнейшее благо – слушать шум волн как любимую музыку, созерцать море, наблюдать его обитателей, часто плавать в нём, восхищаться этим одним из наилучших Божьих творений.
После прилива у берегов на поверхности моря появляются ленивые медузы. Есть среди них и малые и большие. Их округлые тела упруги,  слегка прозрачны и похожи на диковинные морские цветы. Нижняя часть тела большой медузы   украшена изумительной узорчатой бахромой с бледно-розовым оттенком по краю, а повыше, у основания, с тёмными синеватыми  вкраплениями. Эта бахрома грациозно шевелится, создавая привлекательность этому неповоротливому морскому животному. К сожалению, когда смотришь на выброшенную  на берег волнами медузу, то её красота исчезает и медуза становится похожа на застывший кисель.

В щелях ракушняковых и каменистых скал, а также в щелях пирсов, волнорезов, омываемых морем, если подплыть близко к ним, можно заметить небольших прибрежных крабов. Сами же крабы, увидев людей, проплывающих рядом, забавно пускают изо ртов пенные пузырьки. Это крабы сердятся на то, что их потревожили. Изредка бывает, как кто-нибудь из отдыхающих выносит ловко выловленного краба на берег. На пляже люди, которые любят природу, с интересом рассматривают морского жителя. Подставляют к его клешне небольшой деревянный прутик  чуть длиннее  спички. И краб зажимает его клешнёй, да так крепко, что зажатый предмет не оторвать. Таков его инстинкт на захват и зажатие клешнями. Но когда схваченный крабом предмет не пытаться забрать, то он сам его отпускает. А после краб, причудливо передвигаясь боком, спешит  уйти  в воду.

Иногда можно наблюдать увлекательное зрелище. На пляжах, когда становится меньше отдыхающих, чайки садятся на песок и прохаживаются по берегу то медленно, то семеня тонкими лапками. Бывает, что находят остатки пищи, оставленной людьми. Это осторожные птицы, и наблюдать за ними можно только на расстоянии, что ничуть не уменьшает того удовольствия, которое получают люди.   Чайки мирные и никогда не дерутся даже между собой. Вот одна из них находит какие-то остатки еды и начинает их клевать. Вторая тоже не прочь полакомиться и подходит близко. Тогда первая  выпрямляется и резко раскрывает вверх крылья, и это знак того, чтобы вторая, стыдливо опустив голову, шла в сторону. Такой смешной предупреждающий жест  выглядит очень забавно. Или же, вместо резкого раскрывания крыльев, как гусь, вытягивает вперёд шейку и открывает клюв.

 Интересно наблюдать, как чайки сидят на воде, словно мячик качаясь на мелкой волне, или резко разворачиваются, подставляясь под волну. Впечатление усиливается ещё тем, что не видно, как они подгребают лапками. Изредка неожиданно ловят рядом с собой или ныряют, высмотрев проплывающую  рыбёшку.
 От пристаней Чёрного моря, в Крыму и в Одессе отправляются катера с пассажирами на борту на морские прогулки. Пассажиры в предчувствии удовольствия от предстоящих впечатлений заходят по трапу на борт катера. Раздаётся краткий звон колокола и матросы отцепляют от кнехтов  швартовочные канаты, катер отходит от пристани и, разрезая водную гладь, несётся в морской простор. Позади остаются сказочные, изумительные песчаные и скалистые берега с каскадом высоких гор, в некоторых местах поросших разнообразной растительностью. Впереди бесконечный водный простор, всегда распахнутый навстречу ветрам и солнцу. Пассажиры с наслаждением пьют свежий морской воздух и любуются величественным видом могучей водной стихии. Многим не сидится в салоне, они выходят на бак  –  переднюю часть катера или к боковым бортам, чтобы душой слиться с морем.
 
За катером тут же устремляется небольшая стайка чаек – этих прекрасных морских  птиц. Они летят над судном с той же скоростью, но кажется, что просто зависли в воздухе, усиленно маша крыльями. Находящиеся на верхней палубе катера люди бросают им вверх кусочки хлеба, а чайки на лету их ловят и глотают. Иногда не точно брошенный кусочек  падает в воду и одна из птиц пикирует за ним, и проглатывает  прямо в воде. От такого общения и людям становится весело, и чайки относительно сыты. Изредка бывает, что некоторое время катер сопровождают дельфины, стремительно плывущие рядом, мелькая в воде плавниками. До чего же приятно общение с природой юга;  с морем и его обитателями.

Шум моря божественный, чарующий, сказочный, волшебный, особенный  –  это голос и мелодия моря,  это песни и музыка моря, в которых звучит неповторимая поэзия. Он всегда прекрасен: еле слышный и лёгкий при полном штиле, когда волны еле-еле касаются берега, и погромче, когда летний приятный бриз поднимает небольшие волны, а также грохот волн во время шторма. Шум морских волн не только успокаивает, но и бодрит,  заставляет отвлечься от сложных житейских проблем, уводит в мир романтики.

Море, – это частица мирового океана, – это загадка природы. Когда мы входим в море, – в его волны, разрывая на некоторое  время  то место, где находимся в воде,  или  когда плывём и выходим на берег, то после нас на воде не остаётся следа, подобно тому, как не оставляет после себя следа птица, летящая в воздухе. Если мы говорим слова: «Бесконечный морской простор», то да, на вид он таков.  Конечно же,  море имеет начало и конец… Но где точно можно найти конец и начало моря, океана?  ––  В том месте, где волны касаются берега. Точнее, в тот момент, когда волна набегает и на  мгновение останавливается для отлива обратно.  Это и есть начало и конец моря. Южное море наиболее загадочно и своей поверхностью, и своими глубинами, своими необычайными красками и оттенками в пасмурную дождливую, переменную или солнечную жаркую погоду.

На южном берегу Крыма морской воздух смешивается с горным, а под вечер, в  жаркую летнюю пору,  ещё и с ароматом кипарисов, эвкалиптов, магнолий, олеандров и других тропических растений. Истинное наслаждение дышать таким непревзойдённым сочетанием ароматов.

В общении с природой в целом наивысшим благом есть пребывание у южного моря. Как и все тёплые моря нашей планеты, Чёрное море завораживает, дарит людям истинную радость, покой и душевную отраду. Оно постоянно притягивает, манит к себе и навсегда западает в сердце каждого человека, побывавшего в том чудесном краю.