Фрактальная триадология, Рерих, Ориген, Др. Египет

Дмитрий Михайлович Николаев
(заметки для последующего исследования)

Если рассматривать известный символ Единого Мира (Знамя Мира) Н.Рериха как код, как генератор определенной фрактальной структуры, отражающей определенную структуру культурных феноменов, то можно построить замкнутые, свернутые фракталы (по указанному на Рис. выше типу). Внешний наблюдатель сначала имеет дело с целым, затем  постигает его части, которые затем также структурирует... Мы идем от общего к частностям, пока не обнаруживаем те атомы, те элементарные элементы, из чего состоят все, более высшие сущности... Внутренний, замкнутый фрактал возникает, когда на всех уровнях внутренней организации мы обнаруживаем одинаковые структуры.

Во многом, Н.Рерих продолжал некую традицию, сложившуюся ещё до возникновения христианского тринитаризма, существовавшую параллельно с ним, подпитывавшуюся достижениями православного тринитаризма и противостоявшую ему.  Эта традиция использовала как идеи Оригена (3 в.н.э.) и древнегреческих неоплатоников, так и достижения мистиков Др.Египта, опиравшихся на особенности культа (Изиды\Осириса\Гора), культа прорастания зерна (ячменя\пшена\сорго), которые возделывались в долине реки Нил. Культ, структурный код которой отражал годовой обрядовый цикл, привязанный к трём климатическим сезонам древне-египетского региона: (осень (август-октябрь) - сезон Половодья \зима (ноябрь-февраль) - сезон Дождей, пахоты и прорастания растений и урожая \весна (март-июнь) - сезон Засухи, сбора урожая, охоты)...

Целое состоит из целого... Часть состоит из частей... Теперь, если структуры частей повторяют структуру объединяющего их целого, и это повторяется на всех уровнях бесконечно сложной иерархической системы, то мы и получаем структурный фрактал... Либо свернутый, разветвляющийся внутрь системы, либо вовне.

У истоков "семеричного" пути, также пропагандируемого Рерихом также лежит Др.Египетское представление о наличии 7 душ (сущностей) в каждой вещи, в животных и в человеке. Всем известны (Ка \Ба \Ах), который присутствуют в каждом живом существе. Менее известны другие сущности (души), которые его сопровождают... Семеричный путь предполагает, что существуют 3 высшие сущности (Дух \Душа духа, Ах духа \Ум), промежуточная сущность, посредник, переносчик (живая душа, некое Ба) и 3 низшие сущности (астрал, Ка, некая копия \жизненная сила \физическое тело, или мумия тела). На рис. выше мы приводим триадологическую структуру, учитывающую эти особенности  семеричного пути. Согласно представлениям сторонников "семеричного" пути именно эти основные сущности и определяют всю совокупность качеств любого объекта или субъекта (и Мира в целом), особенности его индивидуального и социального поведения, особенности его судьбы...

Другую, более удобную для анализа, более привычную для построения различных классификационных схем и моделей, развернутую фрактальную версию (см. Рис. выше) можно получить используя структурную триадологическую формулу развернутого, открытого типа, которую применяют (в том числе и автор) в последнее время для анализа структур различных индоевропейских ритуалов, обрядов, а также при анализе структур порождаемых ими текстов и мифов. Если в модели Н.Рериха составные части (сущности более низшего иерархического уровня, движение от общего к частностям) находятся внутри более высшего целого (маленькие круги внутри большого круга), то во фрактальной триадологической модели сущности более низкого иерархического уровня выводятся вовне. Внешний наблюдатель сначала видит детали, которые оказывается, объединяются в более сложные комплексы, эти комплексы  соединяются в мегакластеры и в конце этого процесса обобщения мы постигаем исходную, их порождающую сущность (от частей к общему, к целому)... Такая инверсия сразу указывает на условность такой структуры, на то, что она существует в некоем условном пространстве (состояний, символов, понятий). С другой стороны, это позволяет более наглядно и детально анализировать их тонкую подструктуру.

Структура западноевропейского климата и сельскохозяйственных сезонов совпадает со структурой Др.Египетской, только оказывается смещенной на 4 месяца назад: весна в Европе начинается позже, в марте, а не в ноябре(как в Др.Египте). И это объяснимо: зимой меняется направление средиземноморского муссона, который начинает дуть из Европы (с севера) в Египет. В Греции это приводит к зиме, а в Египте, наоборот, - к весне, к спаду жары и к дождям, которые и вызывают бурный рост растений... В марте направление муссона меняется, что приводит к началу засухи в Египте и к потеплению в Греции... И если учесть эту муссонную связь климатических сезонов в двух средиземноморских регионах, можно однозначно утверждать, что кодовые структуры ритуалов и годовых обрядов, а также базовых мифологем в этих культурах должны быть одинаковы... Отсюда и причины быстрого распространения как Др.Египетских культов в греко-римской ойкумене, так и эллинизированного христианства в Др.Египте...


****************