Интервью в Горном Алтае

Филипп Воскресенский
О музыке и песнях
- Помимо отдыха в вашей программе было и сольное выступление. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это был за концерт?
- Выступление было довольно объёмным. Спел 31 песню. Действо сие протекало более двух часов. Прозвучали песни 2000-х годов, так и совсем новые, которые появились уже после выхода нового альбома "Эра звукотерапии". Порадовало, что зал был полон. При этом терпеливыми и благодарными слушателями! Песенки мои несколько непривычны для этих мест, но уже с третьей-четвёртой композиции эмоциональная отдача от зала стала ощущаться. Все мы – часть огромного Русского мира, поэтому и темы, и мысли, и болевые сюжеты, и интонации понятны в любой точке этого пространства. Для исполнителя всегда важно наличие в зале внимательных глаз, отзывчивых взглядов, стремления к пониманию. На этом концерте всего этого было в избытке.
- Музыка… Чем она является в вашей жизни?
- Я занимаюсь авторской песней. Таких как я нередко называют бардами. Музыка сопутствует этому занятию, но не находится в эпицентре моего дела. Тем не менее вылавливаю музыку из воздуха, стараюсь её замечать среди звукового потока. Без музыки жизнь становится слишком пресной и скоропортящейся.
- Какой музыке отдаете предпочтение и почему? Кто наиболее значим для вас из отечественных и зарубежных исполнителей?
- К тому, что действительно можно назвать музыкой, отношусь внимательно. Уже много лет не перестаю удивляться Рахманинову и произведениям для органа Баха. Избирательно слушаю Бетховена, Шуберта, Сергея Прокофьева и Свиридова. В моей фонотеке много инструментальной музыки второй половины XX века – западной, восточно-европейской и, конечно же, советской. Люблю слушать рок-группы 60-х годов, особенно психоделику 1966-1970 гг., «новую волну» 80-х, гранж 90-х, фри-джаз, а также множество малоизвестных авторов, но которые сумели создать и продолжают творить потрясающие песни. Главное – надо искать свою музыку. Поначалу неплохо бы прислушиваться к авторитетным мнениям. А потом, с обретением опыта, лучше вообще ни к кому не прислушиваться, только к своей интуиции! И не забывать, что в здоровом теле – здоровый слух.

О книгах и телевизорах
- В одной из ваших песен есть строка: «книга есть книга, а ТВ есть ТВ, ментально им не сойтись». Столь категоричный выбор в сторону книги, чем продиктован?
- Это даже не выбор. Скорее – констатация факта. Физически они давно пересекаются. Но дело не в механике этого пересечения и одновременной разнонаправленности. В случае с ТВ воображение и мышление сводятся к минимуму, подавляются готовыми образами и мыслительными конструкциями. Книга же помогает их создавать и развивать, оставаться в позиции соавтора. Как говорит поэт Дмитрий Мизгулин, книга – величайшее изобретение человечества. Для меня же оно ещё и превыше всех известных чудес света. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто взять книгу в руки.
- Если телепрограммам вы отдаете минимальное количество времени, а что может быть из кинематографа вас привлекает?
- Телевизор вообще не смотрю. Примерно с 1999 года. Фильмы верхоглядствую очень редко – они все длинные и скучные. Включив кино, засыпаю на десятой или двенадцатой минуте. То ли дело книги и песни! Дай мне волю – нырял бы в них сутки напролёт.
- Можно сказать, что чтение для вас это одно из любимейших занятий. Какую книгу вы можете для себя назвать настольной? И как вы умудряетесь найти столько времени при своей загруженности, занятости?
- Настольных книг много, но ещё больше внутрисумочных – это те, которые таскаю в сумке в метро и поездках, а также планшетных – там у меня целая Александрийская библиотека. Среди них, по состоянию на сегодняшний день, могу выделить следующие – Апостол, Псалтирь, томики Андрея Платонова и Лорки, Константина Леонтьева и Гилберта Честертона, Рильке и Василия Шукшина, блаженного Августина и греческого митрополита Николая Месогийского, Тойнби и Данилевского, Леонида Бородина и письма Винсента Ван Гога, Михаила Тарковского и Сенеку, сборники Юнны Мориц, Ивана Жданова, Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского, Джима Моррисона, Дилана Томаса, Юрия Кузнецова. Всегда возвращаюсь к Достоевскому и Пушкину. Не перестаёт радовать серия «ЖЗЛ», которую издаёт «Молодая гвардия».
Время для чтения можно найти всегда. Трудно найти много времени для этого.
А кто говорит, что у него нет времени на чтение – тот или лжец, или лентяй, или просто несообразительный персонаж. Даже у царей, президентов и шахтёров есть время читать. И кто скажет, что это не так, то готов первым в него запустить книгой. Или телевизором. Шутка.

О слове и вдохновении
- Вы сказали, что вам много приходится работать со словом, писать, редактировать … не только в профессиональной сфере, но и в сфере увлечения. Стихосложение, как я понимаю для вас многолетнее, увлекательное занятие. Можно ли описать процесс, как рождается стих? Что же у вас более стихи или тексты для песен?
- Стихов в классическом понимании не пишу. Работаю с текстами песен. Конструировать песни гораздо интереснее, чем исполнять. Для меня нет ничего увлекательнее. Огромная радость – выкинуть слово из песни. Отсекать лишнее. Или добавить новый куплет, развернуть тему.
Песни рождаются сами по себе, помимо моей воли. Это уже почти физиологический процесс. Мне остаётся только улучить момент, приложить некоторое усилие для их оформления в удобослушательную форму. Они всегда появляются из гула, ритма нынешнего, какой-то случайной фразы, порой самой обыкновенной, мимо которой все проходят и не замечают. Почти все песни навеяны общением с близкими, друзьями, их речью, их мыслями. Ведь, как говорил один французский пилот, нет большей роскоши, чем общение с теми, кто тебе интересен и кого любишь.
- Есть такое выражение: художник не ищет вдохновения, он сам вдохновляет. Что для вас вдохновение? Что вам дает импульс к творчеству?
- Так и есть – тот, кто делает действительно что-то интересное и значимое, не может не вдохновлять других. Причём не обязательно на творчество.
Вдохновляют люди, которые меня окружают, с кем посчастливилось общаться, работать. Их судьбы, случаи, удачи и происшествия, да и просто их глаза, всё то, что незримо сопутствует общению.
- Расскажите немного о себе, чем занимаетесь помимо написания песен? Профессиональная сфера, хобби, интересы, увлечения…
- Помимо написания песен занимаюсь воспитанием детей, общением с людьми, созерцанием величия и красоты окружающего мира. Самое главное о себе сказал в песнях.
Профессиональная сфера – международные отношения. Я – исследователь и производитель широкого профиля! Интересы – песни, поэзия, эссе и проза, звукозапись, музыка, библеистика, богословие, история, этнография, география, геополитика, энергополитика. Хобби у меня нет - у меня всё серьёзно и «чисто конкретно».
- Какие места запомнились в России? Как пребывание в зарубежных странах отразилось на вас? Можно сказать, что вы стали другим?
- Больше всего ценю те дни, когда был на Горе Афон. Мне посчастливилось там бывать много раз и обойти почти все афонские монастыри и скиты.
А в России – это Суздаль, малая родина Руси-России. Там необходимо побывать каждому, кто считает себя русским.
Что касается того, стал ли я другим? Нет, я остался прежним. Даже ещё более прежним, чем был раньше. Как в детстве.
- Вы также приняли участие в фестивале «Зеленый рай», которому нынче 20 лет. Какие пожелания участникам фестиваля и вообще всем тем, кто играет на гитаре?
- Место проведения этого фестиваля действительно можно назвать «райским». Это берег Бии. Простор. Мощь и спокойствие.
Пожелание – строчка из новой песни:
Поменьше индукции, поменьше дедукции –
побольше,
побольше,
побольше продукции!
А можно и более кратко, как в другой песне: No pasaran!

Беседовал Виталий Тришин
газета "Истоки плюс" №35 от 31.08.2016 года