Индивидуальная часть души

Валерий Казанцев
Можно не сомневаться, что выбранная тема данного эссе является достаточно злободневной и актуальной для человечества от века. Ведь фатальность реальной жизни и определенная предсказуемость судьбы при сложившейся религиозной традиции и сверхъестественной сущности законов мироздания не дает нам из всех ипостасей (тело, душа и дух) ничего для безнаказанного собственного права пользования. Таким образом, становится не совсем логичным утверждение о свободе выбора на фоне того, что выбор этот нужно делать не своими личными ресурсами, а исключительно теми, которые даны нам на временное управление или в аренду, если можно так выразиться.

То есть, автор хочет высказать ту мысль, что при всей стройности взглядов на божественное начало всего сущего, должна же быть некая часть человека (ясно, что речь идет именно о душе), которая сформирована им самим – без участия третьих сил, пусть даже они и есть Творец. И это не качественные характеристики души, которую мы самым непосредственным образом наделяем в течение всей своей жизни теми или иными свойствами, а исключительно самодостаточная часть ее, которую мы создаем индивидуально.
Сейчас просто нужно ответить на один вопрос, который можно сформулировать следующим образом. Есть ли в человеке (предке Адама) нечто такое, что можно было бы отнести в полной мере к индивидуальной (самостоятельно сформированной, даже без пассивного опосредованного воздействия) его части (количественной, если угодно, а не качественной характеристике)?
Естественно, что мы говорим о душе, а не теле или духе. В первом случае все очевидно, так как человек не может создать даже элементарную частицу микрокосма, не говоря уж об органической материи. Те воздействия на жизнь живых клеток из области микробиологии, которые способствуют ускорению некоторых мутационных процессов нельзя в прямом смысле отнести к рассматриваемому вопросу на том основании, что эти т. н. эксперименты лишь направлены на познание внешнего мира и его законов.
А дух (третья и высшая ипостась человека) относится к настолько тонкой энергетической субстанции, которая влияет исключительно на связь со сверхъестественным миром, что человек ее не может даже уловить или измерить, не говоря уж о неком воздействии.

Таким образом, автор хочет выразиться в том смысле, что человек, созданный по образу и подобию самого Бога, аналогично Ему и участвует в творении частицы самого себя. То есть, мы непосредственно создаем некую «самость», которая по итогам нашего жизненного пути не будет возвращена владельцу, а станет воплощением нас самих. Куда она денется можно только предполагать, так как уготованные места для праведников и грешников все-таки относятся непосредственно к праву Бога по итогам Страшного Суда. А здесь все зависит именно от владельца, распоряжающегося своим «имуществом» исключительно на правах собственника.

Теперь рассмотрим те три инструмента, которыми регулируется человеческое сознание, а, стало быть, и сама наша жизнь. Речь идет о генетической предрасположенности (родовая наследственность), окружающей среде и совести. Если генетика очевидна и уже достаточно изучена со стороны естествознания, а потому и не требует дополнительных выводов кроме здорового образа жизни, то скажем пару слов лишь о двух следующих вариантах воздействия на человека.
Внешняя среда предопределена с рождения, а потому вырваться из ее власти достаточно трудно. Как правило, человек так и прозябает в рамках своего изначального социума всю жизнь. Конечно же, вырваться из них можно, но это требует достаточно усилий, которые многим кажутся неосуществимыми.
Мощнейшим инструментом воздействия на сознание человека является совесть (многие наделяют ее даже эпитетом божественной искры). Именно она дает возможность человеку не скатиться в пропасть инстинктов и звероподобные состояния, определяющиеся лишь примитивными законами выживания и продолжения рода.
Исключительно эти переменные определяют формулу человеческой жизни в качестве изначальных воздействий, которые не зависят от нас. Казалось бы, что все предопределено сразу и навсегда. Однако нам нравится рассуждать на предмет свободы выбора или свободы волеизъявления и не только в формате президентских или муниципальных выборов (здесь улыбочка).

А откуда бы взяться этой свободе выбора, когда все зарегламентировано вышеозначенными факторами?! Вопрос не риторического порядка, а потому и требует незамедлительного ответа в виду своей особой важности.
Ответ очевиден: есть индивидуальная часть души человека, которая и делает своей выбор в ту или иную сторону каждое мгновение нашей жизни. Конечно же, эта «самость» анализирует данные «формулы жизни» (трехсоставные, см. выше) и соотносит их со своими приобретенными свойствами. А потому и получается, что человека не всегда можно просчитать, ведь его индивидуальность является «тайной за семью печатями». Это свойство личности, кстати, очень даже помогает нам выжить в условиях, когда враг человеческий постоянно строит нам козни. Ведь только Господь является сердцеведом, а его антипод лишь анализирует внешние поведенческие признаки человека.

Кроме того, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что индивидуальная часть человеческой души или «самость» и является причиной и носителем всех тех грехов, которыми наделяют нашу душу. Так как с огромным трудом можно согласиться с тем фактом, что чистая и безгрешная изначально душа, созданная Самим может вот так на раз взять и вобрать в себя всю грязь мира. Так же хочется обратить внимание читателя на то, что Богу не составило бы труда создать человека в лице Адама или человечество в виде нас на таком высоком качественном уровне, на котором все люди были бы подобны Иоану Крестителю и Богоматери. Разве есть пределы возможностям Создателя?! Однако были наши прародители в том виде, что нам известен, их изгнание и весь этот эволюционный путь человеческого развития. Зачем? Где логика? Ведь смысл человеческой жизни и заключается в духовном совершенствовании. Неужели Господу угодно так мучить нас в то время, когда можно сразу сделать нас совершенными? Ответ очевиден! Важен не столько результат, сколько сам процесс совершенствования. Именно он дает возможность развиваться всей системе мироздания. Ведь эволюции подвержен не только наш реальный мир, но и вся вселенная, в состав которой входит и сверхъестественное измерение.

Все просто и не очень, как, впрочем, и всегда. В заключение этих не самых замысловатых рассуждений хочется отметить еще и следующее. Конечно же, автор не может категорически настаивать на безупречности данного утверждения. Возможно, что все это является результатом воспаленного воображения или искаженного восприятия внешнего мира в результате излишней чувствительности, но нельзя отрицать следующего. Любые рассуждения из области духовного развития, включая и заблуждения, идут на пользу их носителю. Здесь работает принцип, где участие важнее победы. Ведь только для одухотворенного человека жизнь приобретает смысл. Вспомните, что говорят атеисты, рассуждая на извечную тему о цели в жизни. Они или несут ахинею про размножение и строительство дома, включая достойный вклад во флору Земли. А то и пожимают плечами в знак полного не понимания этой темы. Такие люди больше мертвы, чем живы. А потому автор и желает всем думающим и небезразличным индивидам приобщаться к армии полезных людей, коими и являются духовно развитые члены социума. Именно они являются частью коллективной совести человечества и не позволяют прочим экземплярам нарушить установленный баланс между силами добра и зла.

В заключение данного эссе автор желает выразить всем читателям пожелание - становитесь носителями духовной жизни социума, привнося в нее свежие мысли и новые взгляды. Именно этим и отличается живой человек от зомби, полезный от вредителя, умный от своей противоположности и т. д. Логическую цепочку данной последовательности, конечно же, можно продолжить до бесконечности, но смысл очевиден любому – как только человек перестает приносить пользу обществу, он смело может причислять себя к почившим бесславно.