Он парил вровень с орлами ч. 16

Николай Мринский
Фото 1962 г. Генерал авиации в Русской армии, потомственный кубанский казак Вячеслав Матвеевич Ткачёв.

А.И. Деникина постоянно раздражала мысль, что Войско Донское, в отличие от его формирований, находится в хороших отношениях с немцами и, что немецкие офицеры запросто бывают у ген. Краснова. А. Деникин не думал или забывал о том, что благодаря контактам Донского Атамана с немцами, Доброармия безотказно получала оружие и боеприпасы и, что немцы беспрепятственно пропускали через Украину и Донскую обл. русских офицеров, желавших служить под знамёнами ген. Деникина. Пока у атамана П.Н. Краснова имелась на фронте 60-тысячная армия, а у Деникина (вместе с войсками Кубанской Рады) - 12-тысячная и, пока всё снабжение шло через Дон - Деникин молчал, и только его окружение исподволь готовило грязную клеветническую кампанию по дискредитации генералов Денисова и Краснова. Впоследствии, с помощью пресловутых западных «союзников», они и впрямь свалили всеми правдами и неправдами правительство Дона и Войско Донское и, в итоге погубили свой последний ресурс в борьбе с большевизмом. Крестьяне и казаки Дона, Кубани отпали от Доброармии и она в 1920 г. погибла. Если бы ген. Деникин не изменил казакам, жестоко оскорбив их молодое национальное чувство, казаки не покинули бы его. Как только война с красными перестала быть национальной, народной войной, она неизбежно стала классовой (как того и хотели большевики, всеми силами стравливавшие разные части русского народа между собой!) и, как таковая не могла иметь успеха в беднейшем классе, утратив в его глазах всякую популярность.

«Свободная Россия» недолго протянула без царя, развалившись буквально на глазах, проиграв войну и погрязнув в смуте. Во всех её концах вспыхивали зарницы начинавшейся Гражданской войны. Те немногие, кто ещё сохранил честь, совесть и разум, вставали на борьбу с большевизмом. В декабре 1917 г. В.М. Ткачёв, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, выехал на Дон, в распоряжение ген. Л.Г. Корнилова, искренне желая внести свой вклад в дело спасения России. Рассказ о том, как он пробирался «по бурлящей России» мог бы стать сюжетом приключенческого романа. Приходилось даже переодеваться в солдатское обмундирование. Вячеслава Матвеевича дважды арестовывали красногвардейцы, но оба раза он ухитрялся бежать. Его путь в Гражданской войне - типичный путь русского офицера. Но на Дону, тогда дела Ткачёву не нашлось и, он подался в свой отчий угол, на Кубань. В Екатеринодар прибыл в середине февраля 1918 г., когда к городу приближались революционные части Р.И. Автономова.

УЧАСТИЕ В БЕЛОМ ДВИЖЕНИИ

Учитывая превосходство красных, Кубанское правительство приняло решение о эвакуации на территорию Баталпашинского отдела ККВ. Часть вооруженных белых присоединилась к правительству, остальные отправились в степи партизанить. Ткачёв, как прекрасный наездник, в феврале-марте 1918 г., оказался в конном отряде казачьего полковника Кузнецова, в качестве рядового. Конники должны были прикрывать переправу через р. Кубань, основных сил под командой 28-ми летнего полковника В.Л. Покровского. Он являлся бывшим военным лётчиком - командиром эскадрильи и, с 1916 г., командовал 12-м авиаотрядом в Риге. Первый русский военлёт, пленивший вражеский самолёт вместе с пилотом. Награждён Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия 4-й ст. Однако случилось так, что партизаны были окружены и в ходе боевых стычек разгромлены, а оставшиеся в живых попали в плен к красным. Среди них оказался и Вячеслав Матвеевич Ткачёв.

С марта по май 1918 г. он находился в Майкопской тюрьме, откуда, вероятно, за деньги был выпущен «на поруки» к землякам - станичникам из Келермесской. Затем по решению местных комиссаров Ткачёва снова арестовали. Ему чудом удалось избежать расстрела (за него заступились казаки на станичном сходе). В августе его снова выпустили. 7 сентября большевики были выбиты из г. Майкопа частями Добрармии ген. А.И. Деникина. На тот период белые располагали уже двумя авиаотрядами: с семью аэропланами и 9 пилотами, и командовал "хозяйством" полковник И.И. Кравцевич. К октябрю 1918 г. отрядов стало в два раза больше, лётчиков в них до 22, а самолётов - до 27. Некоторые из этих машин были захвачены у красных, другие - выменяны у донцов за запчасти. К тому же периоду относятся первые эпизоды боевого применения деникинской авиации не только в боях с Красной армией, но и отрядами горских сепаратистов на территориях нынешней Осетии, Чечни и Дагестана. Об этих событиях не осталось почти никаких документов. После освобождения Майкопа, Ткачёв поступил в распоряжение Краевого правительства и его в сентябре, в качестве войскового старшины Кубанской чрезвычайной миссии отправляют в Киев, к гетману «всея Украины» П.П. Скоропадскому. История умалчивает, насколько удачной была эта поездка, но, во всяком случае, ему удалось кое-что добыть из авиационного имущества. После возвращения в столицу Кубани, полковник В. Ткачёв с конца ноября 1918 г. приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда.

18 ноября ему пришлось проводить в последний путь родного брата Василия, полковника, атамана Лабинского отдела ККВ. Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счёт трофеев и поставок авиатехники из Англии. 12 декабря 1918 г. его назначают командиром казачьего авиаотряда, в котором к тому времени уже имелось 8 аэропланов с соответствующим числом летчиков, и около 150 чел. рядового  обслуживающего состава. Кубанский казачий авиаотряд в марте 1919 г. подчинили Кавказской Доброармии ген. П.Н. Врангеля с целью её поддержки в боях с 10-й армией РККА и кавдивизиями С.М. Будённого и Б.М. Думенко. В течение 3 суток авиаотряд прошёл боевое крещение у ст-цы Великокняжеской, где действовал совместно с отрядом авиаторов Донской армии. 6 мая 1919 г. барон Пётр Врангель назначил общую атаку по овладению Великокняжеской. Горцы 1-й конной дивизии должны были наступать с юго-востока, а бригада полковника Фостикова с восточного направления. Ген. Покровский получил приказ своим конным корпусом «сковать и разбить конницу Думенко». Для предварительного расстройства конницы эскадрилье полковника Ткачёва надлежало атаковать её бомбами и пулемётным огнем. Налёт оказался весьма удачным и вызвал в стане красных панику и хаос. Они потеряли большое число людей и лошадей. В ходе штурмовки В. Ткачёв получил ранение пулей, выпущенной с земли у с. Ивановка, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину.

После непродолжительного лечения он вернулся в строй. Великокняжеская была взята. 10-я армия красных во главе с полковником Егоровым фактически была разгромлена и потеряла около 15 тыс. пленными, 55 орудий и 150 пулемётов. Это позволило белым кавалеристам ген. Улагая начать стремительное наступление на г. Царицын. Командующий Кавказской армии высоко оценил способности военного лётчика В.М. Ткачёва и 8 мая 1919 г. назначил его начальником авиаотряда Кавказской армии, в котором насчитывалось уже около 10 боеспособных машин. Кроме того, ему фактически подчинили 4-й Добровольческий, 4-й Донской самолётный авиаотряды и даже 47-й авиадивизион, состоявший из английских добровольцев, а 19 мая произвели в ген.-майоры, хотя официально это звание было подтверждено лишь в апреле 1920 г. Начиная с марта 1919 г. сведения о боевой деятельности лётчика Ткачёва очень скудны и только кое-где в мемуарной литературе изредка мелькнет его имя. Но и по этим малым крупицам информации можно составить однозначное мнение о Вячеславе Матвеевиче, как о выдающемся организаторе и знатоке лётного дела. В книге ген.-майора И.К. Спатареля «Против чёрного барона» переизданной в Кишиневе, 1972 г. дается весьма объективная характеристика Ткачёву - военному русскому летчику... К тому времени, когда в Крыму и на юге Украины (апрель-ноябрь 1920 г.), при поддержке Антанты, был установлен режим генерала Врангеля, Вячеслав Ткачёв получил чин ген.-майора (приказ по ККВ май-июнь 1919 г).

Под г. Царицын, во время воздушной разведки, 30 мая 1919 г. он был ранен ружейным огнём в правую руку и эвакуирован для лечения в Екатеринодар, но уже в июле вернулся в отряд. За воинскую доблесть В.М. Ткачев был награждён английским военным орденом D.S.O. В августе он тяжело заболел брюшным тифом. Но всё обошлось благополучно. В октябре 1919 г. В. Ткачёв назначается членом Краевого Правительства по внутренним делам, однако, спустя 3 месяца, вследствие смены кабинета, вновь оказывается не у дел. Любопытно, что когда проходили выборы Войскового Атамана, то кубанским обществом были выдвинуты три кандидатуры: Букретов, Ткачёв, Шкуро. Последний отказался баллотироваться. Соперник Ткачёва Н.А. Букретов получил подавляющее большинство голосов - 275. Три месяца Вячеслав Матвеевич пребывал в вынужденном бездействии. Наконец-то 1 апреля 1920 г. Главком ВС Юга России П.Н. Врангель утвердил его начальником русской авиации. Участник боёв против белогвардейцев лётчик И.У. Попов позже рассказывал о том, что ген. Ткачёв был несомненно талантливым офицером царской армии и во время гражданской войны являлся самым сильным организатором и тактиком в применении авиации (9). Здесь можно упомянуть и о создании в мае-июне 1918 г. Донской авиации. Уже летом 1-й отряд самолётного дивизиона полковника Усова располагал 9 аэропланами и ещё 15 находились в ремонте. Тогда же командование утвердило опознавательный знак для Донской авиации и бронетехники. Он представлял собой чёрный равносторонний треугольник, вписанный в белый круг с чёрной окантовкой.

Продолжение следует в части  17               http://www.proza.ru/2016/09/14/42