О скрытом плагиате

Марина Йончен
                Плагиат — почти синоним совершенства.
                Ему, как и совершенству, нет предела.

                Из Словарика про жизнь

   

    В моём понимании скрытый плагиат в поэзии, в целом в литературе и искусстве — это заимствование чьих-то идей, сюжетов, образов, и даже того, что касается формы произведения (стихотворный размер в поэзии, например). Ещё кое-каких не названных здесь вещей. Чем талантливее «Мастер» скрытого плагиата, тем факт заимствования более завуалирован и недоказуем. Образ можно дорисовать, «причесать», сюжет обогатить новыми образами и красками, идею слегка перекроить. У меня это вызывает ассоциацию с рецептом блюда: замени один или парочку ингредиентов, добавь специй поярче, поострее, привнеси каплю нового в технологию приготовления — и вот он, шедевр доселе неиспробованного вкуса и неслыханного аромата. А если наш «Мастер» ещё талантливее, он идёт дальше: он не ограничивается только одним «источником вдохновения», каждый новый его продукт — виртуозное соединение ингредиентов из разных блюд (читай: идей разных произведений разных авторов). От «два в одном», «три в одном» до немыслимой мозаичности кулинарного пэчворка. Говоря современным языком, компиляция. Впрочем, у этого явления на самом деле давняя история. Но историю оставим истории. Лишь сделаем акцент на том, что известно всем: сегодня компиляция как форма скрытого плагиата процветает, как никогда. Эпоха интернета!

    А теперь — внимание. То, о чём мы с вами здесь рассуждаем, как о скрытом плагиате — не плагиат! Ведь название тому, что «переделано» из другого — подражание, которое юридически не рассматривается как явление плагиата. Написание новых произведений на основе ранее созданных трактуется как преемственность, движение, литературный процесс. Хотите вы того или не хотите. Сколько раз «переписывались» древние сюжеты мифологий, сколько «старых сказок на новый лад»? Новых историй с персонажами Шарля Перро, Андерсена? Список можно продолжать бесконечно. И что всё это — плагиат?
 
    А «солнце русской поэзии» — Пушкин? Не просто гениальный поэт, но ещё и гениальный интерпретатор и компилятор. Вспомните хотя бы из школьной программы его «Памятник», его гениальные вольные переводы чужих творений. Вообще Пушкин почти весь вырастает из чужого, о чём знаем мы все, однако кто до сих пор обвинил его в плагиате? Гений рождается из приобретённого им опыта, и жизненного, и в т.ч. опыта чтения и переосмысления прочитанного. С этим не поспоришь.

    Но!

    Заимствование с последующей переработкой древних литературных сюжетов и образов, творческое переосмысление того, имя чему — классика, конечно, плагиатом не является. Авторство идеи в данном случае неоспоримо, и сколько бы ни рождалось вариаций на тему, например, библейских сюжетов, они останутся Библии.

     И всё-таки я буду говорить здесь о подражании заимствованному как о скрытой форме плагиата. Это в отношении «свежих» идей современных авторов, и в особенности широкой публике не известных. Если какая-нибудь малограмотная Марь Ванна из забытого богом поселения где-нибудь в Сибири «родила» божьим озарением маленькую — но только её! — идею, для неё это равнозначно обретению смысла жизни. Но кто-то в интернете берёт эту её святыню, причёсывает, красиво упаковывает и приклеивает к сему своё брендовое имя, срывая аплодисменты, идя по пути упрочения признания. Порой, что греха таить, и в денежном эквиваленте. Впрочем, последнее не так обидно. Важнее всё-таки авторство. У идеи всегда есть имя. Она должна принадлежать миру только со своим именем, точнее, с именем своего создателя. Было бы справедливее, если бы талантливые авторы, вдохновлённые чьей-то идеей, необычной, яркой, свежей, но не сумевшей себя «подать» достойно, высказанной неумело, или робко и неуклюже, просто предлагали бы соавторство тем, от кого идеи исходят. Редактировали, доводили если не до совершенства, то до приближенного к нему состояния. Хотя в большинстве случаев, догадываюсь, авторы оригинальных идей откажутся от таких услуг. Одни потому, что свято верят в то, что произведение не нуждается в редактировании, и безупречно во всех отношениях, другие просто из желания сохранить самоё себя в созданном им, что для творческого человека часто на первом месте. А кто-то всё-таки примет мысль о соавторстве, не противясь судьбе, уверена в этом. Во всяком случае, вариант соавторства всё-таки честнее. Впрочем, «свежее» и в оригинале часто бывает почти совершенством или даже совершенством, не нуждаясь ни в каких переработках. И честнее отказаться от интерпретации чужой идеи, чем присваивать её себе.

    А теперь о личном.

    Однажды всё в том же интернете я набрела на стихи достаточно молодого автора, чья популярность в сети уверенно растёт день ото дня. Пиар? Да, и это тоже. Но молодой писатель, как он сам себя называет, ещё и бесспорно талантлив. Признаюсь, при первом знакомстве с его стихами была впечатлена, стала иногда заходить на его страничку в одной из соцсетей. В какой-то момент я обратила внимание на странное совпадение возникающих у него новых образов, сюжетных вещей с моими, которые у меня появлялись в произведениях, опубликованных чуть раньше. Совпадения коснулись и авторских неологизмов, что ещё более странно. Вначале я пыталась смириться с мыслью о случайности совпадений, но они, чем дальше, тем увереннее стали приобретать характер закономерности.

    И если бы это касалось только меня!

    Поскольку мне интересен современный литературный процесс, я немало читаю в интернете написанного в стихах, и у автора, о котором речь, нахожу многое, что встречаю у других, конечно, переиначенным. Думаю, что таких, как я, у него рать. Ярчайший пример талантливейшего, если не гениального, компиляторства. Повторяю, как творческая личность он очень, очень и очень талантлив. Его интерпретации заимствованного часто шедевральны. Может быть, в этом и состоит его талант?
 
    Но вы бы хотели, чтобы ваше, идущее из сердца, обретало признание, только не с вашим, с другим именем?

    Все ваши попытки доказать наличие скрытого плагиата обречены на провал. Закон ответит вам, что это не плагиат. Автор, у которого вы станете находить массу совпадений со своим, не пожалеет красноречия, чтобы красиво обвинить вас в вашем стремлении искать во всех и вся только себя.
 
    Повторяю, у того, о ком речь, немало было мною найдено очевидных совпадений не только с моими находками. Слышу в его публикациях отголоски произведений самых разных авторов.

    Что тут скажешь?

     Однажды я пережила своеобразный кризис творчества, открыв для себя почти одновременно сразу несколько имён авторов, чьи стихи, в силу если не гениальности, то близкой к ней степени таланта, едва ли не лишили меня на какое-то время дара речи. Хотелось быть, «как они». Трудно было удержаться от подражания; окончательно избежать влияния, наверное, так и не удалось. Что-то навсегда ушло из меня тогда, что-то родилось, как «другая я», и осталось во мне, возможно, навсегда. Но не подражанием. Спасительным стало высказывание Нила Геймана: "У вас есть то, чего нет больше ни у кого, — вы. Ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение. Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте, танцуйте, живите так, как можете лишь вы." Я старалась с того момента жить, писать без оглядки на чужое. Принимать себя такой, какая я есть. Да, от влияния прочитанного до конца не уйти нам никогда, без этого не было бы ни Пушкина, ни нас с вами. Но как хочется, чтобы поменьше возникало, пусть маленьких, но не слишком радостных «случайных» совпадений.

    И это всё о скрытом плагиате... С многоточием, ведь жизнь продолжается... впрочем, поставлю точку.
 
    И будем стремиться жить так, как можем лишь мы.