реквием по коллеге-3

Юрий Чепелкин
                РЕКВИЕМ ПО КОЛЛЕГЕ – 3
   Умер Виктор Тимофеевич, как мы его называли: «шеф». Человек, отработавший всю свою жизнь хирургом на одном месте, прекрасный хирург и добрый человек, имеющий непререкаемый в районе авторитет. Но на похоронах на удивление народу пришло немного: были медики, небольшая группа его друзей – ветеранов и никто из «благодарных пациентов» замечен не был.
    Фронтовик, после войны закончил мединститут, многие его однокурсники стали профессорами, возглавили кафедры (его курс был богат на таланты), а он в начале 50-х годов начал свою работу хирургом в районе. Больница вначале располагалась в здании барачного типа, где во время немецкой оккупации был лагерь военнопленных. Отопление было печное, освещение зачастую керосиновыми лампами. Скорая медицинская помощь была представлена лошадью, конюхом, он же и возница, телегой летом и повозкой зимой.  Его жена, на 4 года моложе, властная женщина, мы её за глаза называли «шахиня», заведовала терапевтическим отделением. В откровенном разговоре жаловалась:
  - Ну, что это за жизнь с хирургом? Дома разговоры только о больных: газы пошли или газы ещё не пошли.
     Действительно, если человек посвятил себя хирургии, то он отдаёт себя ей целиком, без остатка и даже, уже дома, вне работы в голове подспудно присутствуют мысли о больных, перенесших операцию или готовящихся к оной.
    Для меня, приехавшего на работу хирургом в район, заведующий отделение уже априори являлся самым уважаемым и авторитетным хирургом. И действительно, хирургия в районе славилась значительным диапазоном операций и хорошими результатами, ибо из – за отдалённости областного центра, недостаточного транспортного сообщения, в больнице приходилось выполнять практически всё, что и в областной больнице. А заведующий отделением являлся истиной в последней инстанции в разрешении  случаев по определению тактики лечения сложных больных, ибо советоваться больше не с кем. И Виктор Тимофеевич полностью соответствовал своей должности. Возглавляя коллектив отделения, он уважительно относился к подчинённым, никогда не повышал на них голос, прислушивался к другому мнению. Оперировал спокойно, не делал лишних движений, никогда не выходил из себя. Имел большой авторитет в районе и больные старались к нему попасть на операцию. И для меня он являлся первым учителем, ибо в районе я начал делать первые шаги в хирургии и за первый год работы освоил наиболее часто встречающиеся, в последующие годы - весь остальной районный диапазон операций.
     Но, как это часто бывает, «благодарные пациенты» с  алкогольными подарками сделали своё чёрное дело. Втянуться легко, выпутаться тяжело. Снятие с должности заведующего, переход на работу в поликлинику не прибавил здоровья. Получил инсульт, частично восстановился, повторный инсульт и смерть.
     Да, хирурги не Боги, они, как и все люди подвержены болезням и обычным человеческим слабостям и продолжительность их жизни на порядок меньше средней продолжительности жизни. Инфаркт, инсульт подстерегают их раньше людей со спокойными профессиями, ибо переживания за больных, вверивших им своё здоровье, а зачастую и жизнь, не способствуют их долголетию.