Рогир ван дер Вейден Портрет дамы

Алина Алексеева-Маркезин
Рогир ван дер Вейден.Портрет дамы. ок. 1460 .Холст, масло. 34 ; 25,5 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон.

          Крупнейший мастер нидерландского Возрождения, Рогир ван дер Вейден был выдающимся художником-портретистом, ярким подтверждением чему является «Портрет дамы», столь же прекрасный, сколь и загадочный.
Ван дер Вейден был поглощён портретной живописью к концу жизни и высоко ценился последующими поколениями художников за проницательную передачу характера изображаемого образа.

           На женщине надето элегантное чёрное платье с чёрными тесьмами меха на запястьях и шее. Её одежда выполнена в модном в то время бургундском стиле, который подчеркивает эстетику Готического идеала. Её платье стянуто поясом чуть ниже грудей. Окрашенный в мягкие цвета атур покрыт вуалью, которая опускается на плечи модели и касается её рук. Типичная черта ван дер Вейдена — осторожная детализация булавок, фиксирующих вуаль.

           Вуаль модели имеет ромбовидные очертания и плавно переходит в желет, носимый под платьем. Несмотря на то, что дама изображена под небольшим углом, визуально она расположена именно в центре. Такой эффект достигается за счёт смыкающихся линий её рук, выреза платья и вуали. Лицо модели изящно освещено, на её коже не видно контрастов цвета. Визуально вытянутое за счёт прически лицо женщины, выщипанные брови — признаки моды того времени. Волосы зачёсаны назад и прикреплены ободом на оправе атура чуть выше её ушей.

            Руки модели сложены как при молитве и расположены в самом низу картины, поэтому кажется, что они служат опорой всему телу модели. Пальцы на руках крепко сжаты, возможно для того, чтобы казаться меньше и не отвлекать внимания от лица девушки.

        В этой работе покорность женщины передана через её хрупкое телосложение, опущенный взгляд, сжатые пальцы. Многие черты Дамы выдают стремление ван дер Вейдена соответствовать готическим идеалам — узкие плечи, собранные волосы, высокий лоб, сложный головной убор. «Портрет Дамы» — единственный портрет, подписанный ван дер Вейденом, однако имя модели не известно.

           Рукава платья опускаются ниже запястий. Изображение согнутых пальцев модели — один из самых детализированных элементов в картине, повторяет пирамидальную форму головного убора в верхней части портрета.
"Высокий лоб и широкий рот модели отражают её страстный, аскетичный характер, наводя на мысли о «нерешённом конфликте в её индивидуальности»(историк искусств Эрвин Панофский)