Павел Семёнович и Елизавета Филипповна Масные

Александр Поличковский
                І
Часто тепло вспоминаю  моих дорогих предков, тех, которых знал, и тех, о которых слышал. В этих воспоминаниях я написал немного, в частности, о маминых родителях – моих дедушке Масном Павле Семёновиче и бабушке Масной (Фесенко) Елизавете Филипповне. Вскоре после Великой Отечественной войны  они переехали в  Ирпень  Киевской области  –  тогда ещё небольшой тихий уютный курортный городок, находящийся в живописной лесной заповедной зоне. Первое, что спросил  дедушка у местных жителей:
– Скажите, где в Ирпене и во всём Приирпенье есть церковь?
 
Храм в городе на то время был один  – Свято-Троицкий. На нём ещё не было куполов, выглядел как обычное здание. Служил в храме иеромонах Тихон, а староста-псаломщик.

Дедушка и бабушка были глубоко верующими и на протяжении оставшейся жизни с сороковых до конца семидесятых годов  являлись  активными прихожанами Ирпенской Свято-Троицкой церкви.  Они  регулярно ходили в  церковь, строго соблюдали посты,  не пропускали службу,  жертвуя деньги на храм из своих небольших пенсий,  всегда молились за нас  –  своих потомков,  за близких им людей, за упокой ушедших родственников и знакомых, а также  покупали в Свято-Троицком храме и приносили домой церковные книги. А так как я в четырёхлетнем возрасте уже умел читать,  то, кроме детской  художественной литературы, иногда читал церковные книги. Дедушка и бабушка охотно объясняли  те места из текста, которые мне были не  понятны. Я был ещё школьником, когда дедушка говорил мне:
– Саша, пойдём, я поведу тебя в нашу Ирпенскую Свято-Троицкую церковь.

 Почитание Бога, соблюдение всех заповедей Божьих были для  дедушки и бабушки всегда главными. Они были исключительно честные, добрые и очень трудолюбивые, прожившие всю свою жизнь в любви и молитве к Богу, в духе православной морали, строгого соблюдения постов и правил  Церкви;  не опаздывали на церковную службу,  постоянно исповедовались и причащались. Дедушка мудро говорил:
– После исповеди кающегося и после Святого причастия многие верующие продолжают опять совершать и накапливать те же грехи, считая, что снова исповедуются, будет прощение и этого вполне достаточно. Такие действия – легкомысленны. Надо стараться повторно не допускать те же самые грехи. Таким образом, человек должен совершенствовать свою мораль, нравственность и бессмертную Душу.

 Дедушка – старейшина в нашем доме, на Великдень (Пасху), садясь за стол, всегда, как положено, трижды говорил:
– Христос  воскрес! 
Мы дружно отвечали ему:
– Воистину  воскрес! 
 После этого приступали к праздничной трапезе.

Мой дедушка Павел Семёнович Масный   –  фронтовик, –  ветеран первой мировой войны 1914–1918 годов, мужественно и героически защищавший на фронте своё Отечество, в боях имел ранения. После войны, сперва живя в Житомирской области, дедушка и бабушка неоднократно  совершали пешком паломничество в Киево-Печерскую Лавру  к святым местам и к мощам святых.  В их комнате всегда была икона, подаренная  священником Иаковом Кирилловичем Каплуненко из Житомирской области, который позже погиб  в ссылке на Соловках во время  сталинских репрессий.

Вспоминает мой младший двоюродный брат (по маминой родословной) Александр Скибенко:
– Наш дедушка Павел Семёнович в выходные дни,  когда должны были вестись утренняя или вечерняя службы, и во все церковные праздники в Ирпенской Свято-Троицкой церкви, как всегда,  говорил мне:  «Ну, а о самом главном в жизни  –  никогда не забывай, это необходимо для спасения Души». Возьмёт меня, малого,  за руку  и каждый раз мы идём с ним вместе в нашу Свято-Троицкую церковь.

 Бабушка Елизавета  Филипповна,  купив в  Ирпенской Свято-Троицкой церкви крестик, надела мне на шею и сказала:
– Жить без гордыни в смирении, в молитве к Богу, посещать церковь  –  самое главное для человека, за это будет спасение  от  Всевышнего.
 
Дедушка и бабушка регулярно молились и нередко произносили:
– Господи, помилуй нас, грешных.
Мне, тогда ещё в столь раннем возрасте, было непонятно, почему они говорят по отношению к себе такую фразу. Поэтому я как-то раз спросил  их:
– Почему вы считаете себя грешными?  Вы святые. Ведь  живёте только по Законам Божьим,  предельно честны,  очень трудолюбивы.
На это дедушка ответил мне:
– Все люди, без исключения, в большей или меньшей  мере грешны. Даже если человек полностью живёт по Законам Божьим и постоянно старается не нарушать их,  а только так и должно быть, то всё же  грех где-то и в чём-то невольно допускает,  даже  сам не заметив этого.  Поэтому нет людей абсолютно безгрешных. И человек не должен говорить о других  людях и сам о себе то, что он безгрешный. Судит об этом только Бог,  –  создатель Мира и наш Спаситель. Мир очень сложен. И,  естественно, что без Бога человек никогда не найдёт верный путь. Когда подрастёшь, сам это поймёшь и  осознаешь. Главное,  что ты должен знать уже сейчас,  это то, что в мире существуют две силы: Бог и сатана. Бог  –  создатель Мира, а его враг старается погубить всё хорошее. Служение сатане  –  страшный грех. Служение Богу  –  Спасение и,  прежде всего, Спасение Души  человека   –  дорога в Царство Небесное.

Как-то раз я свистел в доме. Дедушка сказал мне:
– Саша, не свисти.
Естественно,  я задал  вопрос:
– Почему? 
– Потому, что свистом в доме человек привлекает нечистого  –  врага Господа Бога и рода человеческого. А цель сатаны  –  погубить человечество и не допустить людские души  в Рай  – в царство Божье (Небесное). Служение Богу, соблюдение всех правил Православной Церкви  –  единственный правильный путь к спасению, –  ответил дедушка. 
– Никогда нельзя поддаваться различным искушениям и также неожиданным жесточайшим козням дьявола,  а помогает в этом ежедневная молитва, строжайшее соблюдение постов, регулярное посещение церкви, исполнение всех заповедей и правил Православной Церкви,  Закона Божьего и твёрдая Вера, ибо в Святом писании сказано: «Да будет вам по вере вашей».  И ещё надо быть трудолюбивым, потому что лень  –  это не от Бога.  Работу же надо стараться всегда выполнять наиболее качественно и, главное, не во вред людям  – это всецело соответствует христианской морали, –  так логически и просто объяснял он мне, тогда ещё своему малому внуку.
 
Дедушка и бабушка считали так сами и говорили, что гораздо больше шансов наставлять людей в религиозном духе  с детства, ибо,  взрослея, они становятся  гораздо более дисциплинированными и более устойчивыми ко всяким соблазнам и искушениям.  Православные храмы, в частности Ирпенский Свято-Троицкий храм, являлись для  дедушки и бабушки той отдушиной, которая была для них огромной моральной поддержкой для Души.
– Служение Богу, нашему Создателю в трёх ипостасях,  – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, есть главнейшим делом для человека,  в этом заключается спасение,  –  говорил дедушка, в очередной раз идя в нашу церковь.
 
Светлые образы моих родных и дорогих дедушки Павла Семёновича и бабушки Елизаветы Филипповны Масных навсегда остались в моей памяти и памяти потомков.

                ІІ
Бабушка  Елизавета Филипповна имела замечательный мягкий мелодичный голос, пела песни, которые каждый из нас в семье с большим удовольствием слушал. Дедушка Павел Семёнович во время  отдыха во дворе возле дома курил сигарету, в комнате читал газеты,  рассказывал нам разные эпизоды из прошлого. Бывало,  поглаживая  седые усы и бороду, вспоминал о военных баталиях Первой мировой войны. А бабушка говорила о том, как они в Житомирской области содержали хозяйство, вспоминала, что у неё была коровка Зорька, которую отобрал у них полицай во время оккупации в годы Второй мировой войны. Бабушка Елизавета с восторгом вспоминала о том, как ещё во времена их молодости дед, как настоящий кавалерист, браво ездил на коне. У деда было две лошади  –  коричневый Сурпиз и чёрно-белый Васька. Васька был спокойной тягловой лошадкой. А конь Сурпиз – большой, энергичный и норовливый. Поутру, когда надо было ехать далеко на работу или по делам, дед выводил из конюшни  Сурпиза.  Тот ржал и фыркал, дед его седлал, ловко ставя ногу в стремя,  вскакивал на бойкого, резвого, ретивого, сверкающего глазами коня.  Сурпиз часто сразу ставал на дыбы, но дед, очень крепкий, умело осаживал его, приструнивал и, словно богатырь-витязь из давних былин, лихо мчался во весь опор,  только пыль поднималась вслед удаляющемуся  цокоту копыт.

А ещё дедушка Павел был непревзойдённым мастером по многим работам. Те люди, которым было нужно построить погреб, печку,  подковать лошадей, или даже отремонтировать обувь, одежду, обращались с просьбой только лишь к нему.