І
Часто тепло вспоминаю моих дорогих предков, тех, которых знал, и тех, о которых слышал. В этих воспоминаниях я написал немного, в частности, о маминых родителях – моих дедушке Масном Павле Семёновиче и бабушке Масной (Фесенко) Елизавете Филипповне. Вскоре после Великой Отечественной войны они переехали в Ирпень Киевской области – тогда ещё небольшой тихий уютный курортный городок, находящийся в живописной лесной заповедной зоне. Первое, что спросил дедушка у местных жителей:
– Скажите, где в Ирпене и во всём Приирпенье есть церковь?
Храм в городе на то время был один – Свято-Троицкий. На нём ещё не было куполов, выглядел как обычное здание. Служил в храме иеромонах Тихон, а староста-псаломщик.
Дедушка и бабушка были глубоко верующими и на протяжении оставшейся жизни с сороковых до конца семидесятых годов являлись активными прихожанами Ирпенской Свято-Троицкой церкви. Они регулярно ходили в церковь, строго соблюдали посты, не пропускали службу, жертвуя деньги на храм из своих небольших пенсий, всегда молились за нас – своих потомков, за близких им людей, за упокой ушедших родственников и знакомых, а также покупали в Свято-Троицком храме и приносили домой церковные книги. А так как я в четырёхлетнем возрасте уже умел читать, то, кроме детской художественной литературы, иногда читал церковные книги. Дедушка и бабушка охотно объясняли те места из текста, которые мне были не понятны. Я был ещё школьником, когда дедушка говорил мне:
– Саша, пойдём, я поведу тебя в нашу Ирпенскую Свято-Троицкую церковь.
Почитание Бога, соблюдение всех заповедей Божьих были для дедушки и бабушки всегда главными. Они были исключительно честные, добрые и очень трудолюбивые, прожившие всю свою жизнь в любви и молитве к Богу, в духе православной морали, строгого соблюдения постов и правил Церкви; не опаздывали на церковную службу, постоянно исповедовались и причащались. Дедушка мудро говорил:
– После исповеди кающегося и после Святого причастия многие верующие продолжают опять совершать и накапливать те же грехи, считая, что снова исповедуются, будет прощение и этого вполне достаточно. Такие действия – легкомысленны. Надо стараться повторно не допускать те же самые грехи. Таким образом, человек должен совершенствовать свою мораль, нравственность и бессмертную Душу.
Дедушка – старейшина в нашем доме, на Великдень (Пасху), садясь за стол, всегда, как положено, трижды говорил:
– Христос воскрес!
Мы дружно отвечали ему:
– Воистину воскрес!
После этого приступали к праздничной трапезе.
Мой дедушка Павел Семёнович Масный – фронтовик, – ветеран первой мировой войны 1914–1918 годов, мужественно и героически защищавший на фронте своё Отечество, в боях имел ранения. После войны, сперва живя в Житомирской области, дедушка и бабушка неоднократно совершали пешком паломничество в Киево-Печерскую Лавру к святым местам и к мощам святых. В их комнате всегда была икона, подаренная священником Иаковом Кирилловичем Каплуненко из Житомирской области, который позже погиб в ссылке на Соловках во время сталинских репрессий.
Вспоминает мой младший двоюродный брат (по маминой родословной) Александр Скибенко:
– Наш дедушка Павел Семёнович в выходные дни, когда должны были вестись утренняя или вечерняя службы, и во все церковные праздники в Ирпенской Свято-Троицкой церкви, как всегда, говорил мне: «Ну, а о самом главном в жизни – никогда не забывай, это необходимо для спасения Души». Возьмёт меня, малого, за руку и каждый раз мы идём с ним вместе в нашу Свято-Троицкую церковь.
Бабушка Елизавета Филипповна, купив в Ирпенской Свято-Троицкой церкви крестик, надела мне на шею и сказала:
– Жить без гордыни в смирении, в молитве к Богу, посещать церковь – самое главное для человека, за это будет спасение от Всевышнего.
Дедушка и бабушка регулярно молились и нередко произносили:
– Господи, помилуй нас, грешных.
Мне, тогда ещё в столь раннем возрасте, было непонятно, почему они говорят по отношению к себе такую фразу. Поэтому я как-то раз спросил их:
– Почему вы считаете себя грешными? Вы святые. Ведь живёте только по Законам Божьим, предельно честны, очень трудолюбивы.
На это дедушка ответил мне:
– Все люди, без исключения, в большей или меньшей мере грешны. Даже если человек полностью живёт по Законам Божьим и постоянно старается не нарушать их, а только так и должно быть, то всё же грех где-то и в чём-то невольно допускает, даже сам не заметив этого. Поэтому нет людей абсолютно безгрешных. И человек не должен говорить о других людях и сам о себе то, что он безгрешный. Судит об этом только Бог, – создатель Мира и наш Спаситель. Мир очень сложен. И, естественно, что без Бога человек никогда не найдёт верный путь. Когда подрастёшь, сам это поймёшь и осознаешь. Главное, что ты должен знать уже сейчас, это то, что в мире существуют две силы: Бог и сатана. Бог – создатель Мира, а его враг старается погубить всё хорошее. Служение сатане – страшный грех. Служение Богу – Спасение и, прежде всего, Спасение Души человека – дорога в Царство Небесное.
Как-то раз я свистел в доме. Дедушка сказал мне:
– Саша, не свисти.
Естественно, я задал вопрос:
– Почему?
– Потому, что свистом в доме человек привлекает нечистого – врага Господа Бога и рода человеческого. А цель сатаны – погубить человечество и не допустить людские души в Рай – в царство Божье (Небесное). Служение Богу, соблюдение всех правил Православной Церкви – единственный правильный путь к спасению, – ответил дедушка.
– Никогда нельзя поддаваться различным искушениям и также неожиданным жесточайшим козням дьявола, а помогает в этом ежедневная молитва, строжайшее соблюдение постов, регулярное посещение церкви, исполнение всех заповедей и правил Православной Церкви, Закона Божьего и твёрдая Вера, ибо в Святом писании сказано: «Да будет вам по вере вашей». И ещё надо быть трудолюбивым, потому что лень – это не от Бога. Работу же надо стараться всегда выполнять наиболее качественно и, главное, не во вред людям – это всецело соответствует христианской морали, – так логически и просто объяснял он мне, тогда ещё своему малому внуку.
Дедушка и бабушка считали так сами и говорили, что гораздо больше шансов наставлять людей в религиозном духе с детства, ибо, взрослея, они становятся гораздо более дисциплинированными и более устойчивыми ко всяким соблазнам и искушениям. Православные храмы, в частности Ирпенский Свято-Троицкий храм, являлись для дедушки и бабушки той отдушиной, которая была для них огромной моральной поддержкой для Души.
– Служение Богу, нашему Создателю в трёх ипостасях, – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, есть главнейшим делом для человека, в этом заключается спасение, – говорил дедушка, в очередной раз идя в нашу церковь.
Светлые образы моих родных и дорогих дедушки Павла Семёновича и бабушки Елизаветы Филипповны Масных навсегда остались в моей памяти и памяти потомков.
ІІ
Бабушка Елизавета Филипповна имела замечательный мягкий мелодичный голос, пела песни, которые каждый из нас в семье с большим удовольствием слушал. Дедушка Павел Семёнович во время отдыха во дворе возле дома курил сигарету, в комнате читал газеты, рассказывал нам разные эпизоды из прошлого. Бывало, поглаживая седые усы и бороду, вспоминал о военных баталиях Первой мировой войны. А бабушка говорила о том, как они в Житомирской области содержали хозяйство, вспоминала, что у неё была коровка Зорька, которую отобрал у них полицай во время оккупации в годы Второй мировой войны. Бабушка Елизавета с восторгом вспоминала о том, как ещё во времена их молодости дед, как настоящий кавалерист, браво ездил на коне. У деда было две лошади – коричневый Сурпиз и чёрно-белый Васька. Васька был спокойной тягловой лошадкой. А конь Сурпиз – большой, энергичный и норовливый. Поутру, когда надо было ехать далеко на работу или по делам, дед выводил из конюшни Сурпиза. Тот ржал и фыркал, дед его седлал, ловко ставя ногу в стремя, вскакивал на бойкого, резвого, ретивого, сверкающего глазами коня. Сурпиз часто сразу ставал на дыбы, но дед, очень крепкий, умело осаживал его, приструнивал и, словно богатырь-витязь из давних былин, лихо мчался во весь опор, только пыль поднималась вслед удаляющемуся цокоту копыт.
А ещё дедушка Павел был непревзойдённым мастером по многим работам. Те люди, которым было нужно построить погреб, печку, подковать лошадей, или даже отремонтировать обувь, одежду, обращались с просьбой только лишь к нему.