Предисловие к книге Н. Е. Кондратенко Тудачепа

Александр Поличковский
Книга  «Тудачепа»  Николая Кондратенко – это образ Тывы и время  борьбы за независимость державы. Произведения на историческую тематику подчинены идее освободительной борьбы. В книге показан отзвук трагического прошлого; но в отсутствии остроты и силы изложения упрекнуть автора вряд ли можно. При чтении книги раскрывается целая эпоха края с выразительными образами, а это заслуга его мастерства, мировосприятия и  понимания человеческой ценности.

На протяжении многих столетий тувинский кочевой народ стойко защищал свою свободу, сражаясь с чужеземными  завоевателями, отстаивая свою независимость, сохранив себя как народ, свою речь – как голос своей земли.

Начало двадцатого века. На долю людей, верующих и не очень, тувинцев и русских переселенцев, пришлись беды, которые забрали сотни, тысячи жизней. На народ обрушился уничтожающий режим, захвативший власть в чужой стране и долгие годы безнаказанно совершающий чудовищные преступления.                               
«Алданай» – повесть, написанная на основе многих фактов, взятых из исторического прошлого тувинского народа. В этой повести автор увлекательно рассказывает и описывает его борьбу с маньчжурами. Протекторат России над Тывой. Начало строительства столицы. Первая мировая война. Для императорской армии были изготовлены шинели и шлемы с шишками, чтобы придать в какой-то мере серо-шинельной массе вид русских воинов времён Александра Невского. Но последний император не успел осуществить свой замысел:  помешал переворот 1917 года. И в «рыцарские шлемы» одели Красную Армию, которая вторглась в Тыву для обновления Российской империи. Всё вместе переплетается в одно целое – это борьба за  независимость и свободу.

Печально-трагическая повесть «Бурен-Бай-Хаак» возвращает нас в тридцатые-сороковые годы прошлого столетия, когда в Советском государстве свирепствовали иезуитские законы и принципы (а они, по сути своей, базировались на бандитизме), которые коснулись непосредственно староверов-переселенцев и трудолюбивого тувинского народа, нанося удар по их религии, житейскому укладу, древним традициям и обычаям. Жители  уходили подальше в тайгу от всего чуждого им,  и часто крайней формой протеста были явления массового или индивидуального суицида, так как люди органически не воспринимали навязанных им законов, построенных на тоталитаризме.

Автор стремится соединить события прошлого с современностью, заставляет читателя призадуматься, многое осмыслить и понять.

Трагическая повесть «Чечек» является продолжением рассказа «Хаярлык». Описанные события происходят в горной Тыве, граничащей с Монголией, в высокогорной степи, где живёт кочевой народ, – чабаны-тувинцы.

В страдную пору уборки яровых ребята-европейцы попадают на производственно-хозяйственный полевой культ стан совхоза, вступают в контакт с жителями степи.

В повести неоднократно прослеживается непосредственный весёлый юмор, в то же время показаны глубокие человеческие чувства, переживания и увлечённость молодых людей красавицей степи, красавицей Востока.

Девушка, её семья исчезают, канув в неизвестность.

Возникает вопрос: зачем автор повести убивает свою героиню?

Да не он её убивает. Убивает её государственная машина смерти, а для одурачивания народа они выставляют  виновных – исполнителей.

В повести прослеживаются две морали: мораль органов спецслужб и мораль народа, из которых мораль первых слепа и противоположна второй, чужда её человеческим ценностям. Поистине, многих людей эта противоположность волнует и сейчас. Эти две морали чужие друг другу, так как мораль первых охраняет и защищает правящий класс от народа и народ держит в страхе.

В описанных  событиях главным персонажем повести является девушка Востока – красавица Чечек. Девушка и её родные трагически гибнут из-за организованного против них заговора. Как свой протест случившемуся, автор повести, следуя традиции народа, даёт ей новое имя – имя красавицы древнего Египта – Тудачепа, которая из канувших в века тысячелетий сохранилась в памяти людей. Объединив два возвышенных благородных образа, он воскресил Чечек в памяти людей, вырвав из вечности забвения, и, как солнышко, тувиночки душа светит и влечёт в чарующий мир любви и счастья, пробуждая сострадание – хотя имя её стало новым. Автор выразил не тихое роптание, а протест богам, предначертавшим её безвинно-чистой душе, летящей на крыльях молодости и счастья,  и страдальцам – её родне  – трагическую судьбу.

Повесть «Чечек» – это не изложение холодного наблюдателя, а любовь и страдание, прошедшие через душу и сердце, трагичность судьбы, равнодушным читателя не оставит, написана с глубокой волнующей чувствительностью и глубокими переживаниями, которые передаются читателю.

Рассказ «Озеро Сватиково» написан в простой лёгкой форме изложения, и в то же время читателю представляется во всей своей прелести романтика дальних дорог – в чужие экзотические края Востока – к озеру Дус-Холь, – по-тувински, или, как назвали его поселенцы из России, – озеро Сватиково.

Автор знакомит нас с географическими названиями, описывает необычные красоты и целебные свойства природных источников Тувинского края. Он написал свой рассказ поистине с неподдельной чувствительностью, остро высмеивает непрактичность людей в сфере торговли, которые из-за кризиса в стране пытались ею заняться, а также  неспособных распознать мошенничества цыганок.
 
Очень увлекателен рассказ «Старые дачи», написанный о нашем времени, завершается событиями совсем недавними. Начинается с того, что старые дачи на окраине города Киева в районе  южной Борщаговки, служившие местом труда и отдыха людей,  пришли в упадок. Обманутая, обворованная безработная молодёжь, побуждаемая желанием сохранить себя для будущего Украины, неорганизованно потянулась на дачи  в поисках цветного металла. К этому вынуждала их сама жизнь,  толкая на нарушение закона.
 
В последнем рассказе писатель  в диалоге с представителями казачества яхт-клуба на Стугне узнаёт о том, что яхта «Пресвята Покрова», проплывшая много миль под Украинским государственным флагом, бороздившая воды Атлантического океана, побывавшая в Англии, Греции, Франции и многих других странах, где её радушно встречали иностранцы, была враждебно встречена властью Украины из-за того, что моряки на яхте поддержали восставший народ против правящего режима, суть которого хорошо описана автором.