Ж. Сёра Воскресенье после полудня на острове Гранд

Алина Алексеева-Маркезин
      
  Жёрж СЁРА."Воскресенье после полудня на острове Гранд Жатт". 1884-1886 гг. Холст, масло. 207,6х308 см.Институт искусства, Чикаго,Мемориальное собрание Элен Берч Бартлетт-Это самая знаменитая картина художника.

   СЁРА Жорж (1859-1891) - французский живописец, график, один из основоположников неоимпрессионизма,создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма.
Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» На нем изображены парижане, отдыхающие солнечным летним днем на острове Гранд-Жатт близ столицы.
   Художник трудился над картиной два года. Он делал многочисленные зарисовки будущих персонажей и местности, подвергал все скрупулезному анализу, уделял особое внимание сочетанию и дозировке цветов. На первом этапе работы был написан пейзаж: река, деревья, участок с двумя судами и парусной лодкой.
              Затем на холсте появилось более 30 персонажей: среди них не только люди, отдыхающие на берегу Сены, но и животные — собаки, обезьянка на поводке. Чье изображение должно остаться на полотне, а чье нужно отбросить или переместить на задний план, Сёра решал исключительно в мастерской.
 Он компоновал модели до тех пор, пока не достиг идеального их сочетания. Картина напрочь лишена динамики, хотя на ней изображены порхающие бабочки. Но даже они кажутся приколотыми к холсту. В завершение работы Сёра написал цветовыми точками обрамление, дополнив таким образом основные цвета полотна.
В своей картине художник использует иронию и сарказм. Он нарочито подчеркивает нелепую чопорность дамы, прогуливающейся с забавной обезьянкой. Образ этой женщины олицетворяет представительниц древнейшей профессии — в то время проституток в Париже называли обезьянками.
      Женщина с удочкой в руках — еще одна иллюстрация дамы легкого поведения. Сёра играет со значением глагола perher, который во французском языке имеет два значения — «грешить» и «ловить». Заброшенная удочка как бы намекает на то, что барышня «ловит» мужчин. Ее ярко-оранжевый наряд привлекает внимание и выделяется на фоне синей воды.

              В отличие от импрессионистов, художник отказался от спонтанности и естественности в передаче этой сцены. Фигуры у него выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущением
  остановившегося времени.

Зарисовки на Гранд-Жатт Сёра делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им пуантилистскую ("точечную") технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сёра поспешили объявить его "мессией нового искусства".

            Критики, анализируя картину, говорили о публичном одиночестве человека, об издевательстве над лицемерными общественными нормами, но сам Сёра был лаконичен: "Я применил здесь, - заявлял он, - свой метод, вот и все".

        "Гранд-Жатт" произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно "манифестом живописи и знаменем новой школы". Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик "назначил" Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

         Триумфальное шествие полотна "Гранд-Жатт", между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке "Группы двадцати", собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: "Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей".

            Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать "пуантилистскую" манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех "товарищами".

      Когда картина была выставлена в 1886 году на 8-й выставке импрессионистов, разные литературные группы восприняли её в совершенно разных ключах: реалисты написали о ней как о воскресной гулянке парижского люда, а символисты в застывших силуэтах фигур услышали отзвуки шествий времён фараонов и даже панафинейские шествия.
       Всё это вызвало насмешку художника, который хотел всего лишь написать «весёлую и яркую композицию с равновесием горизонталей и вертикалей, доминантами тёплых цветов и светлых тонов со светящимся белым пятном в центре»