Жорж Сёра. Купание в Аньере

Алина Алексеева-Маркезин
Ж. Сёра .Купание в Аньере.1883 г.Холст, масло. 200х300 см.
Национальная галерея, Лондон.

         Сера Жорж Пьер (1859 - .1891), французский живописец и график. Учился в парижской Школе изящных искусств (1878-1879); работал в основном в Париже. Основатель течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма).
Жорж Пьер Сера родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси под Парижем.

           В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, - это может многое сказать о его педагогических приоритетах.
При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

       Сера разработал свою оригинальную технику живописи - маленькими мазками чистых цветов, смешанных только с белилами. Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термину "дивизионизм".
Эта техника была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков. Стремление Сера к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов; поэтому для обозначения созданного им метода возник термин "неоимпрессионизм.

Купание в Аньере

           Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сёра превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города, с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами. На первый взгляд «Купанье в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном – за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребца справа) частично срезана краем рамки, что характерно именно для импрессионистов.
         Однако в отличие от них, Сёра скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех.

            На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась его выставка, где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сера был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

          После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма.

      Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или «дивизионизму») Сера. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сера. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи.