Дорога Жизни - Дорога милосердия

Алексей Фоминых
Дорога Жизни - Дорога милосердия.

Уже к 1 августа 1941 года в Кировскую область из Ленинграда прибыли дети из 230 детских садов, детских домов и интернатов численностью около 30 тысяч. Для их размещения было предоставлено 400 лучших школьных зданий. К апрелю 1942 года в область было эвакуировано из прифронтовых и оккупированных врагом районов 70 тысяч детей, оставшихся без родителей или вынужденных разлучиться с ними, из них абсолютное большинство - из Ленинграда.
В Государственном архиве Кировской области хранится интереснейший документ той эпохи. Это копия рукописного альбома созданного воспитанниками кировских детских домов нашедших здесь второй дом. Каждая страничка альбома оформлена с любовью и благодарностью к жителям Кировской области.
На карте области обозначены районы, которые принимали блокадников. Помечены практически все крупные населенные пункты. В альбоме сохранились фото военных лет: дети принимают оздоровительные процедуры, а здесь трудовые будни воспитателей. Дети играют в мяч, выступают перед ранеными бойцами Красной Армии.
Все детские учреждения тогда имели подсобные хозяйства - это помогало выжить. Уже окрепшие воспитанники  помогали взрослым выращивать овощи и заготавливать корм для домашних животных. В фондах ГАКО сохранилось распоряжение кировского горсовета от 1942 года о диетическом питании эвакуированных из Ленинграда. Меню было составлено для детей после длительного голодания. Возьмем для примера «вторник»:
1942 год.
На завтрак: Чай с молоком, сахар, булка. Сыр , масло.
На обед:      1)Суп перловый на мясном бульоне. Белый хлеб.
                2) Мясное пюре из вываренного мяса с протертым рисом.
                3) Кисель молочный.
Ужин: Творог со сметаной. Булка,  чай с сахаром.
Отметим , что сами жители области не могли позволить себе такой рацион питания. В это время все продукты распределялись по карточкам и кировчане,  голодая сами, как могли помогали продуктами детям пережившим ужасы блокады.
Детям отдавали все, что могли,  в том числе и душевное тепло. Над детскими домами брали шефство учителя, простые рабочие и колхозники. Одними из первых с этой инициативой выступили сестры Сергея  Мироновича Кирова (чье имя носит сегодня областной центр) - учительницы Анна и Елизавета Костриковы. В годы войны они жили в Лебяжском  районе: они стирали белье, чинили одежду, помогали в снабжении детских домов дровами. Многие колхозники помогали в обеспечении ребят молоком и овощами. Изготавливали для детей санки, игрушки.
Но и дети,  эвакуированные из  Ленинграда, не были в стороне от общего движения помощи фронту. Они шили кисеты и рукавицы для солдат, заготавливали лекарственные растения , помогали колхозникам трудиться на полях. Собирали посылки для бойцов.
Кировская область по истине стала для многих детей блокадного Ленинграда второй Родиной , а воспитательницы детских домов были для них как мамы,  они заменили родителей и тем кто стал сиротой и тем чьи родители воевали на фронте.
После войны дети кому было куда уехать вернулись к родным и близким. Но многие остались в Кировской области. И впоследствии прославили наш регион своими делами и талантами. Например,  бессменный руководитель хора мальчиков «Орлята» Вилен Евсеевич Кремов. Хоровой коллектив созданный им стал победителем многих международных фестивалей и конкурсов. Выступал в городах Европы. Пели мальчишки свои песни и в Париже и в Москве. Но с особым чувством Вилен Евсеевич приезжает в город Санкт-Петербург (Ленинград) и первым делом он посещает Пискаревское кладбище где покоятся его родные,  не пережившие блокаду. В 9 лет мальчик мечтавший петь и заниматься музыкой уже дежурил на ленинградских крышах, они вместе с другими ребятами должны были тушить зажигательные бомбы (зажигалки) которые на город сбрасывали фашистские летчики. Вилен Евсеевич хорошо помнит тот день, когда его мечты могли рухнуть по вине осколка немецкой бомбы. Совсем еще дети , они должны были сбрасывать горящие части бомб с крыши и когда юный ленинградец поднял голову вверх,  в это время осколок ударил его прямо в шею.
Истекающего кровью мальчишку срочно доставили в госпиталь. Врачи спасли ему жизнь, но долгое время он не мог разговаривать и что самое для него страшное- петь!  Шрам от осколка фашистской бомбы сохранился у него и до сего дня.
Фашисты не смогли войти в город , город героически сражался. То что не смогли сделать бомбы и снаряды,  то сделал голод. На детскую карточку можно было получить только 125 грамм хлеба. Да и что это был за хлеб! В нем был жмых и опилки, отруби и даже торф! Летом из крапивы варили суп, из лебеды делали лепешки. На еду шло все,  что можно было сварить и прожевать. Вилен Евсеевич вспоминает как в самую голодную зиму 1942 года в пищу употребляли даже столярный клей , его варили , подсаливали и получался студень –это было очень вкусно - вспоминает Вилен Евсеевич. Но с продовольствием становилось все хуже и хуже, бабушка не ела свою пайку и отдавала детям, вскоре она умерла,  и ее похоронили на Пискаревском кладбище в братской могиле. Отец Вилена Кремова погиб в боях, защищая Ленинград.
И Вилен вместе с другими детьми был эвакуирован в Кировскую область. Когда на небольших катерах они переплывали Ладожское озеро, корабли с женщинами и детьми атаковали гитлеровские самолеты,  В Киров дети и взрослые прибыли уже ослабленными и больными. Вилен Кремов в Кирове почти год лежал в больнице, учился заново ходить…Но все эти испытания не смогли убить тягу юного ленинградца, ставшего кировчанином к искусству, к музыке , к хоровому пению. В репертуаре хора мальчиков «Орлята» есть такая песня:
«Горькою коркой блокадного хлеба,
 Собственной кровью на страшной войне
Светлыми красками мирного неба
Родина, ты продолжалась во мне!»
Кировская область за годы Великой Отечественной войны приняла сотни тысяч эвакуированных жителей Ленинграда и Ленинградской области.
Истощенные, больные , ослабленные от голода и холода, дети Ленинграда нуждались в усиленном питании и заботливом уходе.  В годы страшных военных испытаний они вели свой бой – бой за жизнь, за своих братьев и отцов, за наше будущее.
А. Фоминых.