Клён! Ты мой?

Валерий Слюньков
  Не помню в каком… в одном из послевоенных годов по осенним улицам нашей, тогда чкаловской, окраины города медленно двигался грузовик, полный саженцев клёна, останавливаясь напротив домов.

 Участковый вызывал хозяев и под роспись выдавал по два-три саженца. Их, без оправданий и отлыниваний, необходимо было посадить перед домами. Нам, школьникам, полагалось собирать и приносить в школы семена с редких в те годы взрослых деревьев.

 Прошли годы, и стали тенисты и уютны  улицы, смягчая сухую и злую летнюю жару. «Аэропланчики» двухлопастные – семена клёна, в конце зимы покрывали сугробы и по весне уплывали в реку.

В высокие паводки выходила река на пойму, в прибрежные леса, и, уходя, оставляла  в идеальных условиях защиты от нашего жаркого солнца семена посланцев далёкой Америки, потому что это  не обычный клён, а американский, с красивым названием ясенелистный. Но есть у него и другое, прозаическое название – сорный, и это точное определение его сути.

Нам, мальчишкам, в частые походы в лес за черёмухой, тёрном, на рыбацкие места, было, поначалу удивительно встречать «городской» клён среди тёрновника и лесных старожилов. И вот, по прошествию лет, всё изменилось. Теперь среди густых и неряшливых, кривых и засыхающих от загущения себе подобными, зарослей клёна, редко увидишь истинных лесные жителей: шиповник, волчье лыко, боярышник, черёмуху…

В его зарослях исчезли ландыши и ежевичники, нет грибов, ни одна птица не селиться в этих гущах. В период цветения пыльца клёна – причина тяжёлых аллергических заболеваний, а во влажные годы листья снизу покрываются грибковым налётом, также не полезным для нас.

Хозяева пойменных лесов - красавцы  осокори, (чёрный тополь) обречённо ещё красуются великанским ростом, но потомства у них вряд ли будет. Лезущие из каждого квадратного сантиметра клёны, не дадут возможности подроста других деревьев выйти к свету. Опорой и базой для расширения владений агрессору служат некогда обрабатываемые, а ныне заброшенные огороды и дачи вокруг  городов и сёл.

 Отдых на природе, выращивание овощей и пр. стал нам  утомителен да и не нужен. Богатые у тёплых морей греются на солнце, «остальным» дачникам просто не выгодно платить за проезд, взносы и пр. .

Обещают ещё и вводить налог на эти дачи, и не малый. Значит всё для процветания … сорного клёна, потому что остающимся дачным маргиналам тоже приходит «кирдык». 

А клён бушует… Посмотрите, что вдоль дорог, за заборами заброшенных дач? Что разрастается на пригородных полях, некогда, овощеводческих хозяйств? Значит ещё больше будут болеть люди, будут исчезать полосы лесов возле рек, потому что клён - дрянное дерево, и его гущи – не леса.

И все делают вид, что ничего не происходит. Все - это не мы с вами. Речь о специалистах. В нашем городе есть некий институт степи. (Мало мы знаем, чем озабоченный и где результаты). Может, и им положено озадачить власть. Дело-то серьёзно.

 Разве не жаль огромные  просторы у городов, зарастающие не пойми чем, вредным для здоровья людей? И чем дольше, тем больше нашим потомкам придётся затратить энергоресурсов на неизбежное корчевание и очистку полей, приводить в порядок  леса, спасая настоящий источник здоровья, хранитель не щедрых вод наших рек и озёр.

Но вот, кажется, приняты решения, и в озеленение нашего города наметился перелом  Весной 16-го на ул.Чичерина Оренбурга(а может, и ещё где) по обеим сторонам посадили саженцы-двухлетки рябины. (Не велик лесовод, может, и ошибаюсь в породе саженцев)

  Деревца хорошо принялись, их исправно поливали и виден был уход - пропалывали, подвязали к колышкам. К осени саженцы пришли крепкими и подросшими деревцами. Радовалась душа, представлялось, как закудрявятся они, взрослые, как здорово изменят вид улицы.

 Но… не суждено. Зима. Выпавшие снега, сдобренные песком с реагентами, сдвигались техникой как раз на саженцы. К середине зимы их уже не было видно. Весной, грязные сугробы, вперемешку с песком, растаяли чуть ли не к маю. Саженцы… где? Нет их, остались обломанные садящимися льдами калеки. Практически все погибли.
Зачем два года растили? Рыли ямы и сажали? Ухаживали и поливали?


 Что не так? Посадили не там? Снег не так убирали? Риторика пустая, вроде бы. Но еще один вопрос – деньги на что улетели? Приводят городские власти цифру, сколько стоит вырастить из семян, посадить саженец лиственных пород. Четыре тысячи рублей. Выходит на видимый мной участок ул.Чичерина потрачено полмиллиона… «Где деньги – Зин?»


Думаю, уже найдены оправдания: зима необыкновенная, влажность воздуха и пр… Всё пустое. Растение это морозоустойчиво, но оказалось неустойчиво перед нашей безалаберностью и кажущемся профессионализме «специалистов». На том стоим? В год экологии? Как дальше-то будем? Снова сажать саженцы, потом…. И т. д.?

Ещё одно, да не главное ли. Нам показали и мы обрадовались, что, наконец-то что-то пробуют делать как положено. Значит и в чём другом начнём делать по правилам, что появились на это деньги… Или нам это не дано?… Будем рапортовать о миллионах саженцев, об гектарах, кВ. метрах, тоннах чего-то… и понимать, что цена всему – наши деньги, запуленные невесть куда. Вот такие саженцы…

Не для того, что бы зашельмовать виновных, да и есть ли они Нам бы как-то выводы научится...и из неудачь тоже.
 
 
Когда выбираетесь за город и любуетесь курчавыми, густыми, ярко зеленеющие зарослями – не обольщайтесь. Это всё сорный клён. Вытеснив местные кустарники и деревья, дававшие в числе прочего приют и пропитание птицам и зверям, вытеснит клён из нашего леса и этих их обитателей.

Не потому ли, к примеру, исчезли скворцы, некогда собиравшиеся в огромные тучи?
Кто же так неразумно в своё время «засевал» наши города? Почему не нашими привычными деревьями? Кого теперь спросить? А пришелец нагл, плодовит и беспощаден. Наука, что делать-то? Ведь не «рассосётся»!