Работа педагога - это служение, а не услуга!

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к Лицу.
Дискуссионный клуб. Тема: Образование

Ольга ФИЛИМОНОВА:
РАБОТА ПЕДАГОГА – ЭТО СЛУЖЕНИЕ, А НЕ УСЛУГА!

Сегодня в начале нового учебного года в гостях у Радио Посад педагоги - директор одного из самых известных учебных заведений Сергиева Посада - гимназии им. Ольбинского Ольга Филимонова и учительница средней школы 18 в поселке Ферма Елена Мастикова. Интересно сравнить мнения педагогического корифея и молодой учительницы относительно тех процессов и проблем, которые идут и существуют в современной школе...

- Ольга Геннадьевна, по традиции коротенько о вашей биографии. Где родились, где учились?
Ольга Филимонова: - Родилась я в Чебоксарах, так как отец у меня был военным, но с двух лет я живу в Посаде. Поэтому вся моя сознательная жизнь связана с этим городом. Окончила я факультет психологии МГУ им. Ломоносова. Там же в 1999 году защитила кандидатскую диссертацию. Начиная с 90-года работала в школе психологом и параллельно преподавала в филиалах вузов, которые были в Посаде – в Гуманитарном, в Шолоховском. Вела педагогическую психологию.

- А директором гимназии стали когда?
О.Ф.: - Гимназию я открывала вместе с Иосифом Борисовичем Ольбинским, потому что работала у него по совместительству параллельно со своей 6-й школой. Я долго не могла ее оставить, потому что десять лет там проучилась и еще десять лет преподавала. А Ольбинский пригласил меня в 2000 году в гимназию на должность зама по воспитательной работе, ну, а потом, когда его не стало, я приняла на себя эту ответственность…

- Елена Вячеславовна, теперь ваша очередь рассказать о себе.
Елена Мастикова: - Я родилась здесь, в Сергиевом Посаде, а училась в школе в поселке Лоза.Затем поступила в Государственный институт русского языка им. Пушкина, где окончила филологический факультет (в свое время ГИРЯ отпочковался от МГУ и предназначен для преподавания русского языка иностранным студентам. Русских студентов там обучается немного. Основная специальность у них – «Русский язык как иностранный» – прим. ред.)
После этого поступила на филологический факультет Московского государственного педагогического университета им. Ленина. Там окончила магистратуру. Параллельно с этим получила дополнительную специальность «преподаватель высшей школы» - то есть, защитила два диплома одновременно.
Еще работала на кафедре и в Управлении социально-образовательных программ. Четыре года я там отработала, после этого ушла в декретный отпуск, а уже после декрета пошла учителем русского языка и литературы в 18-ю школу на Ферме.

- А чем вы занимались на кафедре Московского государственного педагогического университета?
Е.М.: - У меня был довольно-таки широкий функционал. Я готовила образовательные программы, занималась организацией участия нашего университета в различных выставках и образовательных форумах. И плюс – мы поддерживали работу экспериментальных площадок, которые относились к нашему вузу. В том числе, и в Сергиевом Посаде, где в гимназии им. Ольбинского была наша экспериментальная площадка. Там работали наши профессора.

- Теперь понятно, КАК люди приходят в школу. Непонятно пока – ПОЧЕМУ они туда приходят? Почему именно школа, педагогика? Это призвание, чей-то зажигательный пример или просто случайность?
О.Ф.: - Я где-то с 3-4 класса играла в школу дома. У меня были тетрадки, где я за разных учеников разным почерком писала, у меня были куклы, которых я сажала за парты. Я оформляла стенды, я тыкала указкой в дверцу письменного стола, которая у меня заменяла классную доску, писала на ней мелом – слава богу, что мне это разрешали мои родители…

- А куклы молчали и не отвечали…
О.Ф.: - Да, за них я все делала сама. Это был театр одного актера (смеется), и я до сих пор все это помню. И тетрадочки храню, перевязанные ленточкой… 
Е.М.: - У меня примерно та же самая история – я, придя в первый класс, влюбилась в свою первую учительницу и всегда хотела быть на нее похожей. И эта любовь и к ней, и вообще к профессии учителя, мне кажется, я пронесла через всю свою жизнь. И когда шла поступать в педагогический университет, я была уверена в том, что обязательно вернусь в школу уже в роли учителя. И даже во время работы на кафедре меня не оставляла эта мысль. И мой непосредственный начальник знала о том, что я рано или поздно, но все равно уйду от нее в школу, и всячески поддерживала во мне эту любовь и стремление. Поэтому, когда я уходила, она пожелала мне всего хорошего – и хорошей школы, и хороших учеников. И, конечно, достичь каких-то высот уже в роли учителя… 

- Школа – это преимущественно женский монастырь. Трудно ли существовать в сугубо женском коллективе? С точки зрения мужиков – тут все понятно – они попадают в рай на земле. А вот с точки зрения женщин, особенно незамужних?
О.Ф.: - На мой взгляд, такая проблема действительно существует...
Е.М.: - А в нашей школе, слава богу, такой проблемы нет. Придя в школу, я даже удивилась – у нас 11 преподавателей-мужчин. Причем разных возрастов. К тому же и сам директор у нас мужчина. Вот.

- Теперь о проблемах школы. Для начала вспомните и сравните ту школу, в которой вы учились, то образование, которое вы получили, с тем, что происходит в школе сегодня.
О.Ф.: - Мне это сделать не трудно. Поскольку я считаю, что наша Сергиево-Посадская гимназия очень похожа на ту мою старую 6-ю школу, в которой я училась. 6-я школа выделялась в городе, она тогда была молодая, в ней был молодой задорный коллектив. У нас проходило всегда очень много интересных мероприятий. И поэтому я очень гордилась своей школой. И, когда пришла туда работать, долго не могла от нее «оторваться».
А гимназия – еще Иосиф Борисович говорил – это хорошая советская школа. У нее изначально в концепции заложено быть хорошей советской школой со всеми ее лучшими традициями.
Но, тем не менее, дети сейчас, которые у нас учатся, - может быть, глубже, может, раньше постигают какой-то опыт. У них в голове представлено все шире, и у меня такое ощущение, что с нашими теперешними детьми работать интереснее, чем, наверное, было работать с нами тогдашними...

- В советское время…
О.Ф.: - Да. Тогда все-таки было больше каких-то стереотипов. И я даже иногда задаю себе вопрос: а смогла бы я сама учиться сегодня в Сергиево-Посадской гимназии?..

- И каков же ответ?
О.Ф.: - Пока нет ответа…
Е.М.: - Я оканчивала сельскую школу и, сравнивая ее и ту школу, в которой я сейчас работаю, мне кажется, что в нынешней школе учиться гораздо интереснее. У нас и мероприятий для детей больше проводится, и сама школьная жизнь налажена лучше, чем было. Но вот, с точки зрения психологии и комфорта, наверное, в маленькой школе нам было как-то спокойнее, проще, и, самое главное, было больше свободного времени. Мы в большей степени были предоставлены сами себе. Сейчас же дети больше загружены, чем мы в свое время…

- Возник вопрос о загрузке. Сравнивая свою старую школу с нынешней, мне кажется, что современная школьная программа не оставляет детям возможности погулять, побегать на свежем воздухе – просто расти физически здоровыми людьми. И загруз постепенно превратился в перегруз, причем в ущерб их здоровью. Я прав или нет?
О.Ф.: - Что касается гимназии, то вообще считается, что у нас ПЕРЕГРУЗКА по сравнению с другими городскими школами. Потому что у нас повышенный статус, углубленные программы по всем предметам. Но, тем не менее, Иосиф Борисович всегда говорил: «Когда ты занимаешься делом, которое тебе очень нравится, много времени – это не нагрузка». То есть, у нас дети МОТИВИРОВАНЫ на учебу. И они, соответственно, учатся. Причем дети тоже очень разные. Одни тратят на домашние задания очень мало времени. Другим детям учеба дается труднее, поэтому они занимаются больше. Мы за этим внимательно следим и все время делаем соответствующие замеры. Кроме того, наши дети дополнительно загружены во всевозможных развивающих кружках, у них дополнительный английский и т.п.
Повторюсь, они мотивированы на учебу. Они занимаются ею не только в гимназии, а вообще везде, где это только возможно у нас в городе. И при этом они стали гораздо больше заниматься спортом. И при школе, и в специализированных секциях. У нас, например, есть секция спортивного ориентирования. Еще шахматная секция – и вообще шахматы очень популярны в гимназии, на переменах везде сейчас доски стоят…

- Умные дети… А ваше мнение, Елена Вячеславовна?
Е.М.: - Можно сравнить разных детей в нашей школе, потому что у нас есть общеобразовательные классы, а есть классы профильные. И уровень подготовки детей в этих классах разнится. Дети из общеобразовательных классов, как мне кажется, менее загружены и уделяют меньше времени секциям и дополнительным кружкам. А вот дети из профильных классов развиваются, так сказать, равномерно. Они посещают и кружки, и английский клуб, и родители нанимают им дополнительно репетиторов. И при этом уделяют достаточно много времени и спорту. Довольно много секций и в школе, и помимо школы.

- И все-таки, сравнивая со своей учебой в школе, когда у ребенка было больше свободного времени – сейчас или тогда?
Е.М.: - С моего детства прошло еще не так много времени (улыбается), но мне кажется, что свободного времени у нас с теперешними детьми было одинаково. Просто, в связи с тем, что я училась в сельской школе, у меня больше времени уходило на регулярное посещение репетиторов, всяких курсов, на учебу в гимназии им. Ольбинского, в физмат школе. Потом прибавились курсы для подготовки к вузу. Поэтому, естественно, свободного времени было меньше, но, думаю, что у основной массы моих одноклассников его было гораздо больше…

- Вспоминая о прошлом, вы можете с уверенностью сказать, что связь поколений русской педагогики не прервалась? Или сейчас совершенно ДРУГОЕ образование?
О.Ф.: - К моему счастью, в гимназии работают учителя, которые имеют именно советскую закалку, ответственно относятся к своему делу. И я считаю, что во многом это и определяет наш успех.
Мало того, сейчас выпущены профессиональные стандарты педагога, там много всего прописано: что должен уметь педагог, какие когда он должен совершать действия. Но там не напишешь, что педагог транслирует ученикам определенные ценности, транслирует отношение к делу. И вообще педагог любит детей. А ведь про любовь к детям не напишешь в профстандарте. Вот.
И в связи с этим. Я веду свою колонку в «Учительской газете», и последняя тема в ней была связана с авторитетом учителя, из чего он складывается. И получается, что самые лучшие ТРАДИЦИИ, заложенные еще в советской школе, к сожалению, сейчас среди молодых педагогов не могут быть реализованы. Потому что, во-первых, образование превратили в госуслуги…

- А услуги всегда обезличены…
 О.Ф.: - Регистрация имущества – да, это госуслуга. НО госуслуга – образование?! Вот и  получается, что услуга и служение имеют вроде бы один корень, но ведь у них совершенно разный смысл! А я считаю, что работа педагога – это служение. Но служить чему? – Служить государству? Да, мы служим государству, мы выполняем профессиональный стандарт, выполняем госзаказ, но, тем не менее, мы больше служим ЧЕЛОВЕКУ, личности. И мы формируем эту личность. И педагоги старой советской закалки хорошо это понимают. И тот вклад, который они вносят в это формирование личности, неоценим. А на молодежь обрушилось бесконечное множество бумаг, которые нужно заполнять, регистрация на профессиональных сайтах и т.д. и т.п.
Е.М.: - На мой взгляд, дело не в том, что молодые учителя якобы приходят без любви к детям, а в том, что у нас меньше времени для общения с этими самыми детьми. Я пришла в школу, и на меня навалилась целая куча бумаг - а как правильно работать с ними, в институте не учили. Как заполнять бумаги, как строить отчеты, как правильно готовить конспект урока, план урока…
Правильно сказала Ольга Геннадьевна, что для аттестации педагога нужен свой сайт, который нужно тоже чем-то наполнить – то есть, приходится тратить немало времени на подготовку еще и этих материалов…

- Мой следующий вопрос, как мне кажется, вытекает из предыдущего. Ставит ли государство перед вами задачу ПАТРИОТИЧЕСКОГО воспитания подрастающего поколения? Или это дело только родителей и телевизора?
О.Ф.: - Конечно, ставит. Патриотическое воспитание у нас сейчас вообще во главе угла. Но дело в том, что, по-моему, не надо делить воспитание на патриотическое, нравственное или еще какое-то. Воспитание – оно и есть воспитание, и каждое событие, которое мы готовим, - оно отвечает многим задачам. Вот сколько САМ заложишь в него задач, на столько задач оно и будет отвечать. Любовь к гимназии, к родителям, к стране, к городу – она прослеживается буквально в каждом событии. Главное, чтобы педагог видел этот смысл.
Е.М.: - У нас в школе есть еще и кадетский корпус, в котором патриотическому воспитанию уделяется большое значение…

- Дети ходят в форме?
Е.М.: - Дети ходят в форме, учатся маршировать, участвуют в конкурсах среди кадетских корпусов России и занимают в них хорошие места. Причем решение идти учиться в кадетский корпус обоюдное – и детей, и родителей.

- Ваше личное отношение к ЕГЭ и болонскому протоколу? На мой взгляд, его ввели затем, чтобы наши дипломы о высшем образовании были действительны и на Западе. Но на Западе работают с нашими дипломами тысяч десять-двадцать человек. А МИЛЛИОНЫ работают здесь, на Родине. Но образование все перековеркали. Это насколько правильно? На ваш личный взгляд.
О.Ф.: - Я же еще и преподаю в вузе, и об этом могу судить с разных позиций – и со стороны школы, и со стороны высшего учебного заведения. И я не могу сказать, что я сугубо отрицательно отношусь ко всем этим процессам. Некоторые преподаватели, мнению которых я доверяю, говорят, что отдельные предметы целесообразно сдавать в форме ЕГЭ. И ЕГЭ, действительно, может проверить знание химии. Но предметы бывают разные, и тестовая форма сдачи экзаменов НЕ ВЕЗДЕ подходит. Вот видите, сейчас снова ввели сочинение. И я надеюсь, что ЗДРАВОГО смысла у наших руководителей много, и, в результате, все, что нам не годится, отвалится само.
Есть рациональное зерно и в болонском процессе. Вопрос в том, КАК мы это делаем, какие шишки по дороге набиваем. А вообще какие-то изменения в системе образования назрели, невозможно было ее не менять…   

- Мы вот говорили с вами о патриотическом воспитании, но не менее важно воспитание ЭСТЕТИЧЕСКОЕ. Я слышал, в вашей гимназии регулярно проводятся художественные выставки...
О.Ф.: - Выставки у нас традиционно проводятся с 1997 года. Выставляются и московские художники, и местные, и из Пушкина. Никто не отказывается. Каждая выставка сопровождается презентацией, дети показывают свое отношение к увиденному, пишут отзывы, а потом книжечки с этими отзывами мы дарим художникам. Иногда мы даем возможность поучаствовать в наших выставках посадским художественным школам.
Сами наши дети больше занимаются фотографией. Павел Геннадьевич Глебов ведет у нас фотостудию. Понятно, что он приводит и фотохудожников, и свои выставки у нас проводит. Естественно, и дети тоже имеют возможность поучаствовать в этих выставках.
Е.М.: - У нас в школе тоже проводятся выставки работ детей, которые учатся как в нашей школе, так и которые занимаются в художественной школе на Ферме. Экспозиция несколько раз в год меняется. А с прошлого года у нас появилась традиция под названием «Фотомиг» - то есть, за определенный период времени, например, за семестр, дети готовят фотографии, делают из них  коллаж, и каждый класс вывешивает в коридоре свой коллаж с теми мероприятиями, которые они провели в течение семестра.

- И заключительный вопрос. Вы не разочаровались в своей профессии? Не угас ваш жизненный и профессиональный оптимизм?
О.Ф.: - Это вопрос скорее мне одной, потому что Леночка за такой короткий срок вряд ли успела разочароваться в своей профессии (смеемся).
У меня нет разочарования. Я на самом деле счастливый человек, потому что каждое утро я иду на работу с большим желанием…
Е.М.: - Я тоже не разочаровалась в том, что я пришла работать в школу. И надеюсь остаться в школе на долгие-долгие годы, повышать квалификацию. И надеюсь, что мои нынешние пятиклассники приведут ко мне еще своих детей учиться…

Вячеслав Суханов
(для Радио Посад)
 
P.S. Не знаю, случайность это или нет, но сразу после записи нашей передачи с посадскими педагогами ПОМЕНЯЛИ министра образования. И неотвратимо в голове возникает мысль: а, может, все-таки там наверху кто-то слы-ы-ы-шит глас народа...