Вот так мы и жили

Петр Панасейко
         Поработав после обеда на своём сельском огороде, несмотря на свой 90-летний возраст, Софья Филиппенко вечером вышла на улицу, села на скамейку у ворот. Бог дал ей здоровье и силы на долгие годы, «помог» стать долгожительницей. Спустя пять минут рядом с ней оказалась двенадцатилетняя Раиса, дочка соседей по  улице. Она гуляла с подругой, но мама позвала домой, и девочка схитрила, чтобы не оказаться прежде времени в душном доме.

          - Раиса, ты что же домой не пошла? - спросила соседская бабушка, - я же слышала, как мама тебя несколько раз позвала.
          - Ничего бабушка, я с Вами посижу.
          - Посиди, внучка. Ой, наверное, уже правнучка?
          - А Вы, бабушка, когда родились?
          - Это было очень давно, в 1920 году.
          - А почему, бабушка, Вы сейчас одна живёте?
          - Так получилось. Вышла  замуж после войны  за соседа-фронтовика. Перед войной пожениться не успели: его призвали в армию. Потом началась война. Всю войну, находясь в оккупации  его ждала. Письма от него стала получать только после  освобождения села советскими войсками. Когда мой Прохор вернулся - поженились.  Жили в любви и согласии. Родился сын Олег.
         
          Софья Захаровна замолчала, достала из кармана носовой платочек и стала вытирать появившиеся на глазах слёзы. Её мужу не хватило всего месяц, чтобы проводить сына первый раз в первый класс: война «догнала» его  на «гражданке». Открылись фронтовые раны, врачи госпиталя боролись до последнего, но спасти жизнь фронтовику не смогли.
         
           В это время в кармане Раисы зазвонил сотовый телефон. Звонил  с города мальчик, с которым она прошлым летом отдыхала в пионерском лагере.
       
          - Это что, Раиса, ты с этой коробочки разговариваешь с другом за 200 километров? – удивилась бабушка, когда та отключила телефон.
         - Да. Вчера я разговаривала с подружкой по лагерю, которая отсюда находится в пятистах километрах. И это не предел. Могу позвонить, куда хочу. Если мама мне деньги положит на телефон.
         
            Пожилая женщина снова замолчала. Задумалась. Она представила себе, как хорошо было бы, если бы  тогда она имела телефон.
            
           То событие случилось в 1932 году. Софье исполнилось двенадцать лет. Ровно столько, сколько девочке, находящейся сейчас рядом с ней. Под вечер мама с папой ушли в соседнее село к родственникам. Дома осталась Софья с бабушкой. Прошло минут пятнадцать, бабушке стало плохо, разболелась голова, поднялась температура.
             - Всё, внучка, я, наверное, помру сейчас, - расплакалась бабушка, -  Беги, внучка, верни родителей обратно. Они далеко ещё не ушли.

               И внучка побежала. Догнать не смогла. Родители шли по  тропинке через колхозные поля, а не вдоль лесопосадок, как обычно. Темнело быстро, и Софья вынужденно возвратилась обратно. В итоге, живой её родители бабушку не застали.
             
              Выслушав этот печальный рассказ соседской бабушки, Раиса спросила:
              - А как Вы  тогда вообще жили без телефона, без телевизора, без Интернета?
              - Вот так мы и жили, детка. Были бы у нас тогда такие телефоны, как у тебя, может и бабушка моя дольше прожила. Кто знает?
            
               Далее она рассказала о том, как жили в 1930-годы. Вечером ужинали в доме при керосиновых лампах, электричества в селе и в помине не было. Домашних телефонов не имели. О телевизорах никто и представления не имел. В свободное время читали книги из местной библиотеки. О том, что наступит время, и по Интернету можно будет безо всякой очереди и проблем связаться с любым человеком на земном шаре, даже не мечтали.
               
                - Бабушка, я видела однажды к Вам приезжал  какой-то мальчик, видимо, со своей мамой. Это  правнук?
                - Нет, детка, мой единственный сын погиб во время службы в армии. Тогда служили долго. Навещал меня мой внучатый племянник, правнук моей покойной сестры. Давно не видела, хотелось бы увидеть, поговорить.
               
                - Сейчас, бабушка, увидите.
                - Грех смеяться, Раиса, над старой женщиной.
                - Я не смеюсь.
               
                После этих слов девчонка убежала, и вернулась с ноутбуком. Интернет у неё был подключён через «вай-фай».
                - Как Вашего правнука имя и отчество? Если он есть в «Одноклассниках», я на него сейчас выйду, - спросила Раиса.

                Соседка сообщила данные  родственника. А девчонка вышла на сайт «Одноклассники».
                - Ну-ка, бабушка, посмотрите, это он? Ваш Вася?- спросила она вскоре.
                Увидев знакомое лицо на главном фото на сайте, Филиппенко воскликнула от радости:
                - Васенька! Он самый. Жаль,что с ним нельзя поговорить.
               
                - Попробуем, бабушка, и поговорить.
               
                Прошло минут десять, за это время Раиса написала Васе сообщение, объяснила суть вопроса, попросив настроить «Скайп». Когда «живой» Вася в мониторе появился, у женщины выкатились  слёзы. Она плакала то ли от радости, что увидела снова пусть и на расстоянии Васю, то ли от того, что дожила до того времени, когда появилось это чудо техники?

                Полчаса Софья Захаровна разговаривала с Васей, пока его мама не отправила сына спать. Поговорить же с его мамой долго не удалось: мама Раисы её тоже отправила спать. Уходя, та обещала прийти к ней завтра с ноутбуком, чтобы старенькая соседка вдоволь наговорилась со своими родственниками, проживающими в городе.

                Всю ночь  Филиппенко не могла уснуть от волнения. Она  с нетерпением ждала утра, чтобы снова поговорить с близкими и в то же время такими далёкими по расстоянию людьми. И мысленно благодарила Бога и тех людей, что придумали Интернет.

05.09.2016 г.

Фото из Интернета