Идеальный музыкальный слух

Николай Львов 4
               

         Лето в Сибири тогда выдалось на редкость жаркое. Мои довольно солидного возраста "мичуринцы" родители вновь экспериментировали с плодово-ягодной растительностью.  Меня ж не относили к разряду любителей постоять кверху попой на шести сотках.  Хватало для дачных радостей младшей дочери и семилетней внучки  Машеньки.  Каждый из членов семьи жил своей насыщенной жизнью в своё полное удовольствие.  Как вдруг...

         Как-то пребывая в дачной благодати,  краем глаза взглянув на красочный календарь, что висел на почётном месте в кухне, с ужасом понимаю весь беспредел собственной беззаботности. Кошмар!!! Через день у моего ребёнка вступительный экзамен в музыкальную школу...  А мы даже за все лето ни разу не присели за пианино...

         -  Машуля! Срочно уезжаем домой! - кричу ребёнку, который в зарослях малины в этот момент пытается найти куст с редкой белой ягодой.

            Вместо ответа дочки слышу свою родительницу:

       -  Зачем это дёргать девочку? Надо тебе, так и отправляйся!

          Не стоит приводить здесь весь дальнейший диалог с моей мамой, в ходе которого  все ж пришлось признаться в том, что я безмерно безответственна и не  думаю вовсе о своём ребёнке.

           Дилемму в вопросе позора на экзаменах в лучшей музыкальной школе города и необходимости доказать всему свету, что моя особь не самая худшая среди мне подобных, разрешаю без особых колебаний.  Уговариваем соседа довести до города. Сходу усаживаю малышку за инструмент.

         Пара часов настоящих нотных мучений и дочкиных слез на клавишах - это весь период сомнений.  Как оказалось, за все  время в разлуке с пианино она не смогла полностью забыть три небольшие пьесы, что по весне с ней готовили к экзаменам.  К тому ж у ребёнка за данный небольшой период выработалось ( может быть и при помощи огородных упражнений ) чувство ответственности.  Мне не пришлось умолять её отправиться утром на публичную порку.  Надо признаться, морально была готова к полному провалу и уже начинала придумывать что-нибудь вразумительное в своё оправдание.  Учительница музыки в Доме Культуры всегда очень хвалила Машу, потому вина ляжет только на мои плечи.

         И вот сижу я вместе с многочисленными родителями, мечтающими о музыкальной карьере своих отпрысков, в длинном коридоре старинного здания и прислушиваюсь к звукам, доносящимся из-за двери класса, где проходит отбор кандидатов в будущие гении.  Конечно волнуюсь. А как вы думаете?!

         Наконец слышу отлично знакомую пьесу.  Когда на исполнении следующей мой ребёнок оставляет на половине игру,  краснею по самые уши и готовлюсь к неприятным последствиям.  Но неожиданное повторное исполнение поднимает мой дух и мне уже легче дышать.

          И вот строгая дама солидного возраста выходит к родителям и объявляет оценки конкурсантов.  Мы закономерно получаем трояк. Появляется другой преподаватель и вызывает  родителей девочки Маши. Тут я удивлённо оседаю на стул, понимая, что может быть и продолжение. Хотя странно, ведь полученная тройка соответствует непрохождению по всем понятиям.

        Остаюсь одна в коридоре после того, как шумное воссоединение волнующихся родителей и детворы, вывалившейся из дверей класса с огромным роялем посередине,  заканчивается не менее шумным рассасыванием публики по длинному этажу школы.  Выходят и остальные, принимавшие экзамены учителя. Одна из них, как мне показалось, самая симпатичная уточняет ни я ли мама Машеньки. Дочка старается держаться подальше.

       -   Ваша оценка непроходная, к сожалению.  Очевидно не занимались перед экзаменом, как понимаю? - строго глядя в мои бесстыжие глаза произносит  черноволосая красавица.

      -  Как Вы догадались?.. - смущаюсь сильно я

      -   Не трудно было. У девочки идеальный слух! И..
    
      -   И что?.. - заворожённо тихо пытаюсь понять последствия

      -   Я беру Машу в свой класс домры -  радует меня училка.

      -   Но как-то народные инструменты нас не интересуют... - совершенно опешила  безответственная родительница ребёнка, обладающего идеальным слухом.

       -   Мы тут с преподавателем скрипки долго спорили по поводу Вашей девочки. Он хотел взять к себе, но я предлагаю Вам лучший вариант. Поскольку ребёнок наотрез отказался даже взять в руки скрипку,  мне думается, что фортепьяно вторым инструментом устроит всех.  Я преподаю два...

       Мой тихий вопрос, обращённый к отстранённо стоящей дочке:"Может быть пойдём по классу скрипки?" -  был встречен хмурым молчанием  и недвусмысленным рывком её кудрявой головки в сторону, что означало только одно - категорический отказ.


                * * *

        Конец октября встретил противным моросящим дождиком, порывисто переходящим в мокрый снег, да жирной записью в дочкином дневнике музыкальной школы.  Вот эти слова  "Прошу явиться ко мне завтра  до начала урока" -  вывели меня из привычной калеи будней.  Зная прекрасно характер своего чада и её умопомрачительную фантазию вкупе с железной стойкостью в любых вопросах,  не могла вообразить,  о чем пойдет речь.

        Учительница встретила меня у порога школы и провела в свой класс, лишь дежурно изобразив улыбку.  Попросила дочку погулять по коридору и плотно закрыла за ней дверь. Не успела я присесть на предложенный стул, как прозвучали слова, сказанные каким-то  суровым военным  тоном:

       -  Знаете, я уже двадцать лет преподаю в этой школе. Но никогда. Повторяю - никогда у меня не было такого ученика!

       В моей голове лишь пронеслось: "Только бы не упасть от стыда со стула, не грохнуться в обморок!"

      Видно женщина почувствовала моё состояние крайнего испуга и замолчала. А я  пыталась представить, какую же пакость устроил мой неординарный ребёнок. Может быть побила кого и на меня уже подали в суд? Может разбила эту дурацкую домру? А эта бандура, как мне было многозначительно сказано,  уникальный концертный образец, который доверили только моему отпрыску...

      -  Скажу Вам больше  - после короткого замешательства и уже немного сбавив тон, продолжила она - со мной согласны и другие наши педагоги!

     -  Не понимаю... - растерялась я

     -  У Вашей дочери идеальный музыкальный слух! И невероятные способности!

     - Что?.. -  выдохнула в крайнем замешательстве

     -   Я не знаю как много занимается она дома... Но любое по сложности  произведение она без единой неправильной ноты тут же может повторить за мной!

     -   ??????

       О! Я то знала сколько часов занимается моя дочка... Спросила бы лучше сколько минут.  А иной раз и домру не берет в руки.  Только к пианино садится по моему приказу.  Минут на десять.

     -  Должна Вас поставить в известность, что мы вполне способны играть пьесы за третий класс. И на полугодовом концерте мы готовим исполнить вот эту - протягивает мне ноты учительница.

    -  Ну, слава Богу - облегченно выдыхаю под удивлённый взгляд собеседницы.

    -   А Вам я заявляю со всей категоричностью.  Вы совершите преступление, если не продолжите музыкальное образование в училище. Её ждёт консерватория! У ребёнка уникальный талант. Вы то это понимаете?!

        Это, признаться, я понимала плохо. И вообще ничего не могла понять, когда моя Маша не пришла  на выпускной экзамен в последнем классе музыкальной школы, отсидевшись полдня у подружки. После того, как через день учительница появилась на пороге моего дома и со слезами на глазах принялась уговаривала меня подействовать на дочь и убедить её сдать экзамены, озадачена была ещё больше.  Необходимо аттестовать лучшую ученицу - это понятно, конечно. Но что происходит? Преподаватели так же в недоумении. Надо назначать переэкзаменовку. Для этого комиссия готова была собраться в любой день.

        После ухода учительницы поздно вечером заявляется Маша и на мой допрос с пристрастием спокойно, но предельно твёрдо заявляет:

        - На экзамен я не пойду, хоть что делай со мной! Пусть она получит от директора выговор!!!

        -  О чем ты говоришь? Не понимаю...

        -  Я отомстила ей за пять лет моих мучений!

        -  Мучений?..

        -  Она всегда на меня орала на уроках! Всегда была не довольна! Но ведь я все экзамены сдавала на пятёрки. Все!!! А она ни одного раза меня не похвалила. Ни одного раза...

         Требовать от подростка сдать выпускные экзамены я не стала. Училка приходила домой к нам ещё два раза. В последний её приход я молча вручила ей концертную домру. Пианино долго служило элементом интерьера гостиной. Дочка с осени по своей инициативе стала брать частные уроки игры на гитаре. Где-то чуть более года.