Исповедь века 4. Судьба

Владимир Лилин Киселёв
                4. Судьба.

   Трудные были военные годы, да и после войны жилось нелегко. Люди искали лучшую жизнь. Многие уходили с завода на другие предприятия. И ему, Владику, пришлось уйти с завода по семейным обстоятельствам на другое предприятие, где ему не повезло.
   Через три месяца он вернулся обратно на завод, где был принят на работу в качестве слесаря в один из цехов, где изготавливали продукцию для домашнего обихода: умывальники, тазики, грабли, вилы, дверные и оконные ручки, петли, металлические кровати, вёдра и тому подобное.
   Владику не пришлось долго работать в этом цехе. Через три месяца (а это было в апреле 1947 года), после поступления на завод, в цех пришёл начальник отдела кадров завода Никифоров А. Н. и поинтересовался работой в цехе – кто кем работает по специальности.
   Узнав, что Владик в прошлом работал по специальности электросварщик, ушёл (начальник цеха в это время был в отпуске).
   На следующий день из ОК пришла рассыльная и сказала, чтобы Владик пришёл в ОК. Когда он пришёл к начальнику О. К. Никифорову, тот сказал:
   - Ты пойдёшь работать электросварщиком в цех подготовки вагонов.
   - Я электросварщиком работать не могу. Я освобождён от такой работы в связи с болезнью глаз. У меня есть врачебная справка об освобождении от такой работы,-  возразил Владик.
   Никифоров попросил предъявить эту справку. Просмотрев эту справку, он порвал её и произнёс:
   - Вот и нет справки, чем докажешь?- и настойчиво добавил,- если не пойдёшь в ЦПВ, то пойдёшь в кузнечный цех!
   Владик категорически отказался. Начальник ОК в повышенном тоне сказал:
   - Увольняйся с завода!
   В порыве гнева Владик написал заявление на увольнение. С увольнительной запиской (обходной лист) Владик зашёл в завком завода для подписания данной записки, где председатель завкома Марков Иван Яковлевич спросил его:
   - По какой причине увольняетесь?
   Владик рассказал предысторию. Председатель завкома внимательно выслушал и сказал:
   - Иди к начальнику ОК и скажи: Я увольняться не буду. Да и Вы не имеете права уволить меня, так как я согласия не давал и не дам перейти на другую работу. Я просто буду жаловаться, напишу заявление в конфликтную комиссию при завкоме.
   Начальник ОК понял свою ошибку, однако в цехе, где Владик работал, работать не дал. Направил его грузчиком в цех, где разрезали газорезкой старые списанные вагоны на металлолом.
   Придя в цех для уточнения, он встретился с мастером погрузочных работ, а они были хорошими друзьями, хорошо знали друг друга, разговорились по поводу работы в этом цехе. Мастер Фёдор Николаевич Горбачёв сказал:
   - А что, у нас работа на открытом воздухе, не то что в цехах, где пыль, копоть, грязь. Приходи к нам, грузить металл ты не будешь, будешь работать старшим, то есть бригадиром по погрузке и увязке бортов вагонов.
   Владик согласился.
   На новом месте работы у него свободного времени было много, и он наблюдал, как разрезают металл газорезкой, и с помощью его товарища Петра Степановича Иванова, научился резать металл. Мастер, увидев, что Владик хорошо владеет резаком, спросил:
   - А ты и резать можешь?
   - Вот Пётр меня научил,- ответил тот.
   В то время газорезчиков по металлу на заводе не хватало, и мастер с Владиком пошли к начальнику цеха Саушеву В. П. Мастер говорит, показывая на Владика:
   - Вот он очень хорошо может резать металл. Только удостоверения у него нет.
   - Вот дай ему направление в техническую школу завода. Сдаст экзамен, тогда можно будет допустить его к этой работе,- сказал начальник цеха.
   Экзамены по резке металла и технике безопасности Владик сдал на отлично, получил четвёртый разряд по специальности газорезчика металлов.
   Не везло Владику в то время, как утопленнику. Проработав в этом цехе, называвшемся «Копровый цех» не более трёх месяцев, его по приказу начальника завода перевели в другой цех на срок один месяц. После окончания этого срока он вернулся обратно в свой цех. Затем его опять через месяц, по приказу начальника завода, перевели в цех по подготовке вагонов к ремонту НАПОСТОЯННО!
   Владик в этом цехе работал до октября месяца 1952 года. Трудился он на совесть, без каких либо замечаний. У него была бригада, которая под его руководством выполняла все виды работ. Однажды в октябре месяце 1952 года мастер участка ЦПВ В. И. Дектярь, принёс рабочую карточку на ремонт вагона, где было указано, что расценки стали меньше на 30% прежних. Владик спросил:
   - А почему расценки занижены?
   - Не знаю, эти расценки поставили в бюро описи вагонов,- ответил мастер.
   - А что вагоны лучше стали? Или новую технологию внедрили? Почему не объявили, как обычно бывает, с чем это связано? Я работать не буду, пока не вернёте старые расценки!
   Владик не приступал к работе в течение трёх дней. На работу он и члены его бригады приходили вовремя и не покидали рабочего места. Несмотря на все уговоры, он требовал своё – вернуть старые расценки! На третий день начальник цеха Ямпольский Василий Яковлевич повёл Владика к начальнику завода, как человека провинившегося в отказе от работы. В кабинете начальника завода Егорова Станислава Петровича сидели председатель завкома, секретарь партийной организации завода, милиционер и представитель из КГБ. Начальник завода спросил Владика:
   - Почему отказываешься от работы?
   - У меня семья. Чем я буду кормить своих детей, если расценки срезали более чем на 30%? От работы я не отказываюсь, переведите меня на любую позицию в этом цехе, а там я работать не буду до тех пор, пока не вернут старые расценки,- так Владик объяснил причину своего поведения на работе.
   Представитель из КГБ Белоконев С. И. встал и грозным голосом спросил:
   - А ты не боишься, что тебя будут судить как дезорганизатора, забастовщика на заводе?!!
   - Я не дебошир и не дезорганизатор. Я просто хочу справедливости, а если меня посадят, то я и там буду работать, жаль только семья будет страдать,- ответил Владик на его угрозу.
   Начальник завода сказал:
   - Можешь выйти.
   Владик вышел в приёмную, через минуту вышел и начальник цеха Ямпольский В. Я., и они пошли в цех. Придя на рабочее место, начальник цеха сказал:
   - Начинай работать.
   - Пока не будут старые расценки на производимую работу, работу начинать не стану,- возразил Владик.
   На четвёртый день Дектярь принёс рабочие карточки, в которых было указано: работа по старым расценкам, и сказал:
   - За тобой будут следить из ОТЗ, то есть снимать хронометраж рабочего времени.
   Три смены следили за Владиком, за его выполнением работы и убедились, что по затраченному времени стоимость проделанной работы стоит дороже, чем по старым расценкам, но пересматривать и переделывать расценки не решились. Обещали компенсировать за счёт премиальных за выполнение задания в месяц.
   Владик продолжал работу, но в душе его остался горький осадок обиды за несправедливость по отношению к нему, и он решил уйти с завода. В это время была кампания по переселению лиц в Молотовскую область (ныне Пермский край). Владик трижды приходил на приём к начальнику завода по поводу увольнения с завода, и каждый раз получал отказ. Для убеждения он обратился в народный суд к судье Н. В. Корчагину, у которого спросил:
   - Будут ли меня судить, если я уйду с завода без разрешения в связи с переселением в Молотовскую область? Документы по переселению у меня на руках.
   - Конечно, будут,- ответил судья и улыбнулся.
   Владик понял его намёк, ушёл с завода без разрешения на расчёт и уехал в место назначения. Когда он вернулся за расчётом и обратился в отдел кадров завода, там ему сказали, что документы его в народном суде. Он пришёл в народный суд к тому же судье, который выдал Владику документ, не подлежащий к рассмотрению суда в связи с переселением на основании Постановления Правительства СССР.   
   Когда он пришёл в цех, где раньше работал, чтобы подписать увольнительную записку, его встретили рабочие и стали говорить:
   - Зачем ты ушёл из цеха? Как только ты ушёл, на второй день все расценки порезали до 50%.
   - А вы что без меня не можете себя защитить, отстоять свою правду? Нужно бороться и отстаивать свои права, ибо никто не поможет, если сами этого не хотите,- ответил Владик.
   Это была полная дискриминация рабочих, тем самым превращавшая их в послушных рабов!
   На новом месте жительства Владику не повезло, он стал часто болеть простудными заболеваниями, да и с желудком у него было не в порядке. И по заключению врачебной комиссии ему пришлось оставить работу в лесной промышленности.
   Он вернулся обратно в свой город. На завод работать он не пошёл, у него осталась обида от прошлого. По поводу работы он разговорился с соседом по квартире Василием Осиповым. Поведал ему о том, что на заводе работать не хочет из-за прошлых обид. Василий сказал:
   - У нас на заводе есть организация ЦЭМ – это центр электромонтаж.
   На следующий день Василий узнал о том, что в эту организацию нужны электросварщики. Через день Владик обратился к руководителю ЦЭМ с просьбой о принятии его на работу по специальности электросварщик, и он был принят на работу в мае месяце 1953 года. Прораб Юрий Петрович Кошуба был очень добрым и отзывчивым человеком. Однажды он обратился к Василию с вопросом:
   - Ты найди мне хорошего газорезчика по металлу. Запил мой газорезчик после получки, вот уже семь дней его нет. Работа стоит, план срывается, горит – металл резать некому.
   Василий говорит Кошубе:
   - Юрий Петрович, зачем тебе искать газорезчика,- и показал на Владика,- вот хороший газорезчик. Он тебе круг вырежет без циркуля, не то, что по мелу какой-то швеллер, уголок и другое разрезать.
   Прораб подошёл к Владику, сказал:
   - Послушай, Владик, выручай. Помоги мне, загулял газорезчик, резать металл некому, платить тебе буду не меньше, чем другим.
   Владик согласился.
   Прошло немного времени, прораб подошёл к Владику и спросил:
   - Ну как твои дела идут?
   - Дела идут хорошо, я всем доволен. Только вот у меня проблема с квартирой, то есть не с квартирой, квартира у меня есть, но в неё меня не прописывают из-за того, что я уезжал и был выписан. Теперь вот вернулся и живу в этой квартире,- немного путано объяснил Владик.
   - Ну-ка пойдём со мной,- бодро сказал Ю. П. Кошуба. И они вместе пошли к начальнику ЖКХ Дубовому Ивану Архиповичу. Зашли в кабинет, поздоровались. Кошуба сразу стал говорить:
   - Вот этот человек говорит, что у него есть квартира, а Вы его не прописываете. Прочему?
   - Мы летунов не прописываем на жилую площадь, принадлежащую заводу,- встав, ответил Дубовой.
   - Вы знаете о том, что у нас есть договор, что я набираю рабочих, а Вы предоставляете для них жилую площадь?- Кошуба снова обратился к Дубовому.
   - Добился все-таки,- ответил Дубовой, взглянув на молча стоящего Владика, поняв, что делать больше нечего. 
   После приятного события у Владика на душе и сердце было спокойно, и работа его спорилась во всех начинаниях…
   Со временем Владик научился сваривать металл и газосваркой, это пригодилось в будущем, также он выполнял работу и по резке металла и другую работу.
   За короткий промежуток времени работы он заслужил уважение со стороны руководителя этой организации. Работа подходила к концу, эта организация должна была переехать в другое место назначения. Подошёл к Владику прораб Ю. П. Кошуба, сказал:
   - Я очень доволен тобой, твоей работой и как дисциплинированного, честного человека уважаю. Нам нужен такой человек как ты, и прошу поехать с нами.
   - Куда поехать, зачем?- Спросил Владик.
   - Работу мы закончили, теперь нас направляют в город Новосибирск,- ответил прораб и спросил,- не желаешь ли поехать с нами? Правда, жить придётся в вагонах-теплушках.
   - Не могу, у меня семья, трое малых детей, да со здоровьем у меня не всё в порядке.
   Владик уволился из ЦЭМ с пометкой в трудовой книжке «В связи с окончанием работ». Затем он перешёл на работу в строительную организацию СМК, позже её переименовали в СУ-Ю2, затем в СПМ-541, в качестве электросварщика пятого разряда в отдел главного механика, где проработал более восьми лет. Выполнял он все виды сварочных работ.
   Руководители стройки также обратили на него внимание как на хорошего специалиста, добросовестного и честного человека. Его фото было помещено на доску почёта, ему выделялись денежные вознаграждения и объявлялись благодарности. Он был честен и справедлив, и за безупречную работу ему руководитель стройки Н. И. Болдыш в 1958 году вне очереди выделил 3-х комнатную квартиру. В связи с болезнью ему выдавались путёвки в санатории для лечения и в дома отдыха – это было почти ежегодно на протяжении восьмилетней работы в данной организации.
   Однажды, когда Владик утром собирался на работу, у него открылось желудочное кровотечение. Он долгое время лечился в больнице, перенёс инфаркт миокарда сердца, от операции отказался. Это было летом 1962 года. Несмотря на болезнь, он продолжал учиться в техникуме без отрыва от производства, в вечернее время после работы начиная с 1965 года.
   Болезнь не сдавалась. Он часто болел, и по рекомендации врачей уволился и поступил на работу на Маслозавод.
   В 1970 году он закончил учёбу в техникуме, получив там хорошие знания, его пригласили на Канашский ВРЗ на работу в качестве сменного мастера в один из закрытых цехов.
    Учитывая его способности, по приказу начальника завода, он был переведён в ремонтно-механический цех на должность инженера-технолога, где проработал менее года. Помню, как к нему пришли в цех заместитель главного инженера завода М. П. Федотов и начальник ОТЗ Н. П. Семенович. Встретив его, они сказали:
   - А мы за Вами, Владислав Иванович, пришли.
   - Как за вами?- спросил Владислав.
   - Нам нужен технолог в машиностроительный цех.
   - А что там разве нет технолога?
   - Технологи там были и не один, но они не разбираются в чертежах, они даже не могут составить чертёж планировки цеха.
   - А что они не грамотные что ли?
   - По документам они получили высшее образование, то есть закончили институты.
   - А я что лучше их, моё лучше ихнего образования?
   - Мы просмотрели Ваши чертежи и расчёты на реконструкцию редуктора и поняли, что лучшего технолога нам не найти. Нам нужен такой технолог в МСЦ.
   - Я не могу вот так без разрешения начальника цеха перейти в другой цех.
   - Причина нашего визита такая: есть приказ начальника завода о переводе Вас в МСЦ  на должность старшего технолога по цеху с увеличением должностного оклада.
   Вернувшись назад, объясню: Когда Владик пришёл в ремонтно-механический цех в должности инженера-технолога, начальник цеха А. П. Павлов дал ему работу-задание о реконструкции одного редуктора, в котором нуждался конвейер по передвижению вагонов в другом цехе. Данную работу Владик выполнил в заданный срок со всеми расчётами и чертежами. Вот поэтому и пришли за ним, чтобы его направить в другой цех.
   Владик был честным и трудолюбивым человеком, все порученные ему задания исполнял в срок и безукоризненно. Он был активным рационализатором в заводе, за что поощрялся денежными вознаграждениями, его фото было занесено на доску почёта. У него была группа рационализаторов из пяти человек, вместе они искали пути снижения трудоёмких работ, повышая тем самым производительность труда, улучшая технику безопасности и тому подобное. За внедрение рацпредложений с большим экономическим эффектом в целом по заводу занимали вторые-третьи места на протяжении всей его работы в данном цехе.
   По постановлению Чувашского областного Совета профсоюзов Киселёву Владиславу Ивановичу присвоено звание «Лучший рационализатор Республики Чувашия» с вручением денежной премии в сумме 50 рублей. Приказ № 736 от 05.04.1978г.
   Владислав часто болел, и поэтому, учитывая его безотказную и безупречную работу и как человеку труда, ему часто выделяли путёвки на лечение в санатории. Было и такое, выделяли путёвки ему как поощрение, то есть бесплатно. Он заслужил звание «Ветеран Труда».
   Владик очень благодарен тем людям, которые не бросали его в трудное для него время. Он счастлив и гордится тем, что он работал с хорошими людьми, которые окружали его.               
Благодарен он заводу,
Где работал много лет,
Руководству за его заботу,
В памяти остался приятный след.

Его учили мастера
И рабочие рядом,
Давали знания, как доктора.
Науку грыз он сразу…

Профессий имел он много
Получивший их на заводе.
Считал своим долгом
Достойным быть в работе.

Он учился и работал
Не жалея сил своих
Проявлял ко всем заботу.
Иногда работал за двоих.

Был рабочим и студентом,
Затем инженером стал.
Он благодарен и непременно
Тем, кто путёвку в жизнь дал!

Вспоминает годы молодые,
И тот завод, и институт.
Для него они родные
Постоянно в памяти живут.

Не забыта та тропинка,
Что к заводу привела.
И та любовь на вечеринке
До сих пор она жива!..

   В 2011 году останки священника отца Дементия из мест ссылки, где он умер, перевезли в село Гришино, где он был священником. Мощи перезахоронили в ограде Никольской православной церкви со всеми почестями как святого человека.
   Не зря говорят:
   - Бог есть, он всегда с нами, и он поможет в трудную минуту, если помнишь его и веришь ему.
  Вот и Владик жил с помощью Бога и просил его, чтобы он не бросил его в трудное военное время. Владик перенёс пять серьёзных операций, и с Божьей помощью он выжил…

 P. S.:               
   После выхода на заслуженный отдых-пенсию, Владислава Ивановича опять пригласили на завод, где он проработал ещё семь лет в качестве контролёра ОТК.
   С приходом к власти М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина, завод пришёл в упадок, и в первую очередь стали сокращать работающих пенсионеров, в том числе и Владислава. Так и закончилась его трудовая жизнь, прошедшая порой в невзгодах, тревогах и переживаниях за пережитое за все годы его жизни…

 P. S. S.:
   Сейчас Владислав Иванович находится на заслуженном отдыхе, вспоминает о прошлом, о жизни в военное время, также своих друзей, товарищей, которые были рядом с ним все годы жизни. Иногда пишет стихи, рассказы о людях, о природе и романы на темы жизни и любви…

                Судьба бросала его далёко
                Во все стороны, края.
                Ему не было одиноко,
                Окружали всюду его друзья.

                Он жил, трудился,
                Не жалея силы,
                Постоянно он молился
                И каждый раз просил,
                Чтоб Бог ему грехи простил…

                Он прожил долгие годы
                Длиною в невидную даль.
                В те военные годы
                Видел горе, слёзы, печаль
                Детей, стариков, матерей –
                Ни в чём не повинных людей…

 
 Киселёв Владимир Иванович