Рассказ двадцатый. Байки

Павел Вещунов
-А ты знаешь, что все люди, внезапно разбогатевшие плохо кончают?
-Что ты имеешь в виду?
-Не я - англичане. У них прямо страсть изучать разные глупости.
-Англичане глупые?
-Не англичане. Изучают глупости.
-Я так и сказал: глупые.
-Да нет же. Очень даже умный ход. Сидят научные сотрудники и выясняют, например, сколько томатов можно засунуть в трехлитровую банку и прочую белиберду. На первый взгляд глупость, но не спеши. Люди при деле, зарплату получают, семьи содержат и при этом имеют определенный склад ума, способны быстро организовать исследование и найти решение реальной проблемы.
-Например?
-Да хоть ситуация с продуктами во второй мировой. У Англии, как мировой империи на островах совершенно не было сельхозпроизводства. Всё доставлялось из колоний – так дешевле. А после начала боевых действий немецкие подлодки блокировали поставки продуктов, возникла угроза голода. Что делать?
-Вырастить урожай на острове? Для этого не нужны научные изыскания.
-Правильно: распахать лужайки, угодья для охоты на лис, поля для гольфа – это очевидно и большого ума не надо. А хватит?
-Не знаю.
-Вот то-то и оно. Именно для этого и нужны  такие исследователи. Это они подсчитали что всех имеющихся площадей – не хватит.
-Вот те раз, и что же делать? Вернее что сделали? Насколько я знаю, голода в Англии как в Ленинграде не было!
-Да, не было, потому что эти самые исследователи нашли решение: распахать стадионы, все лужайки перед домами, включая газон перед королевским дворцом.
-Невероятно, так значит рассказы про их двухсотлетние газоны – ложь?
-Я бы сказал: преувеличение.
-Ну ладно, убедил. Ведь хватило?
-Да, хватило. Но согласись: люди – странные.
-Да, а теперь моя история. Вот эти самые исследователи выяснили что все, внезапно разбогатевшие, очень быстро разоряются. Речь идет о получателях неожиданного наследства, о выигрышах в лотерею, даже о кладах. При этом закономерность: чем больше выигрыш, тем быстрее они оказываются в том же положении с чего и начинали, если не ниже.
-Интересно. И к каким же выводам они пришли? Почему так происходит?
-У людей странное отношение к богатству: они видят то, что показывают по телевизору и печатают в глянце, то есть яхты, рауты, замки, а то, что это надо не находить, а заработать – ускользает от их внимания. В итоге нувориши покупают предметы роскоши, но забывают что престижная машина и налогом облагается соответствующим. И за замок придется большую коммуналку платить, плюс ни один замок ни одна хозяйка в одиночку не осилит, придется нанимать дворника, садовника, горничных…
-Мажордома!
-Это само собой – что за замок без человека в ливрее или фраке.
-Смокинге.
-Это дело вкуса. В любом случае каждому из них положена зарплата и очень скоро сказка заканчивается.
-И всё же почему? Технология разорения в общих чертах ясна, но почему они так поступают.
-Потому что люди – странные. Ты когда-нибудь видел человека, который думает о себе плохо?
-Вообще: да.
-Я не про насельников желтых домов с маниакально-депрессивным синдромом.
-И снова: да. Святые. Помню, умирает один, голова светится, собравшаяся братия знает его и совершенно уверены, что ангелы, то есть мы, сейчас его в рай унесем, а он молитву шепчет. Спрашивают его: «о чем молишься?», ведь всем собравшимся очевидна его судьба, а он отвечает: «молю оставить себя еще хоть на немного». Обрати внимание, чем он объясняет: «поверьте братия, я и не начал пути исправления и по грехам своим буду низвержен в самые глубины ада вместе с самыми последними грешниками». И ведь не лукавые речи говорил из напускного смирения – нет, он искренне считал себя страшным грешником.
-Впечатляет, я сам таких видел, да хоть Василий или Николай! Но их ведь единицы. Вот скажи: а кто-нибудь из братии, что присутствовали при успении святого, они стали святыми? Пример его жизни перед их глазами, они жили вместе с ним годами… Хоть один?
-Нет. Узок путь совершенства - как по лезвию бритвы. Но возможно Богу было угодно только укрепить братию, наглядно показать: вот он конечный результат пути каждого человека – обожение. То есть стать по качествам равным Богу. Вот она душа человека, настолько прекрасна, что даже лицо сияет. Между прочим сияние было сильнее чем наши нимбы.
-Да уж. Видимо действительно ход мыслей имеет значение…
-Разумеется. Я хороший, а доказательство этому - выигрыш. Ведь если бы я был плохим, то точно бы наследство досталось иному племяннику. Поэтому и разочарования после краха страшные. Я ведь хороший и такого случиться в принципе не могло.
-Да, так. Ведь есть и другие примеры с богатым наследством.
-Разумеется, но там родственники как правило на этой же фирме и работают, они знают каким трудом достаток достается. У меня был один подопечный – очень богатый человек, возможно самый богатый на земле, так у него все дети имели поручения: одна девочка должна была расставлять посуду к обеду, другая мыла её после еды, еще ребенок каждый день чистил обувь всем членам семьи. Понимаешь, отец мог нанять каждому ребенку по пять горничных и слуг, но дело не в этом и горничные, кстати, были, но каждый ребенок знал о его обязанностях и то, что кроме него никто этого не сделает. Так что умирал глава семейства совершенно спокойно без малейшей тревоги за свое состояние.
-Но ведь богатство не главная цель жизни человека.
-Конечно, деньги не цель, а средство. Кто к ним так относится, тот и не потеряет их. По крайней мере это не станет крахом жизни. Кстати, дети, когда отец был при смерти, заказывали специальные номера газет, где были только положительные новости: депрессия закончилась, безработных нет, цены доступные. Всё для того, чтобы папа не нервничал. Вот какая любовь была воспитана. 
-Я бы сказал: ответственность.
-В данном случае это синонимы.
Переменчивое осеннее небо закрылось тучею. Но дождь не пошел, порыв ветра поколотил тучу в бока и она сдвинулась вновь открывая дорогу свету. Одна из капелек всё же долетела до земли, но ангел поймал её крылом, повесил на самом кончике пера, дунул и она превратилась в снежинку.
-Смотри какая красота!
Но мгновение и - теплый воздух снова вернул семиконечную красавицу во влажное состояние.
-Знаешь почему женщины каблуки носят?
-Чтобы выглядеть красивее.
-Зачем?
-Ну, замечали их.
-Для чего?
-Чтобы любили их.
-А почему после свадьбы переходят на танкетки? Им любовь уже не нужна? Не надо, не отвечай, я просто так спросил.
-Хорошо, тогда и у меня вопрос: почему люди крестятся, в смысле крестного знамения?
-Ну что за вопросы, честное слово.
-Хорошо, тогда спрошу по-иному: почему крестятся по-разному – одни справа налево, другие слева направо. Одни два пальца вверх выставляют, другие щепотничают? А еще раньше, если взять первые века, было что одним пальцем, а было и всей пятерней, но не тело, а только лоб крестили. Почему так?
-Раз спрашиваешь, значит и ответ есть у тебя, рассказывай.
-Хорошо. Римляне бросали на съедение зверям детоубийц, убийц родителей и беглых рабов. А когда начались гонения на христиан, то и их. Всё бы ничего, но римское общество было воспитано в атмосфере терпимости, если по-современному. Более того был у них даже храм, куда они привозили изображения или статуи всех покоренных народов. Римляне приходили туда поглазеть и напитаться духом величия, а купцы или любой человек их этих покоренных стран мог придти и помолиться. Даже место отдельное было – пустое, оно так и называлось: место неведомого бога. Некоторые воспринимали это как еще один признак величия Рима – и новый бог окажется здесь, когда будет покорен, а некоторые расценивали это как то, что человек может столкнуться с таким божеством, которое больше их представлений об Олимпе. Понимаешь!? То есть христианский бог для римлян вовсе не угроза и не противник, и уж конечно не разрушитель устоев. Проблема! Как объяснить что христиане в чем-то виноваты? Жалкие попытки списать на них пожар вызывали только ответную ярость, да не по отношению к бедолагам, а в отношении Нерона – все ведали истинного виновника.
И христиане не желали молчать. Как только их отдавали на съедение, то они начинали кричать что казнят их безвинно, что ни детей своих не убивали, ни других пакостей не совершали. Дошло до ужасного – они подбегали к зрителям и выкидывали им своих детей, чтобы хотя бы они спаслись.
-И что же здесь ужасного?
-Ужасно то, что зрители не бросали этих детей обратно, чтобы даже семени этих извращенцев не осталось, они их прятали и не выдавали властям! Простые римляне не считали христиан преступниками! А это почти бунт. Терпеть такое положение было невозможно, поэтому христианам, перед тем как вытолкнуть на арену со львами, стали отрезать язык. Просто и со вкусом – теперь-то они не смогут возбуждать недовольство.
-Так родилось крестное знамение!
-Совершенно верно. Не имея возможности оправдаться голосом, приговоренные жестом показывали за что их – за Христа!
-Любопытная историческая справка. Но позвольте поинтересоваться – ведь есть скрытый смысл?
-Разумеется, я вот о чем: смерть за Христа означает что вот сейчас, немедленно, только закончится их земная жизнь и они будут с Ним. Как и обещано: претерпевшие до конца – спасены будут.
-Продолжайте!
-Каков смысл – во что бы то ни стало показать людям что они погибают безвинно? Уж не гордыня ли здесь примешивается: люди, верьте что я лучше чем обо мне говорят!
-Возможно. Думаю не стоит ожидать гранитной, непоколебимой веры от всех людей. Напомню что и Петр перед угрозой расправы отрекся, да не единожды, а трижды! Но всё же мне кажется что основным мотивом здесь было стремление чтобы добрые люди не стали соучастниками зла, пусть и по неведению.
-Ну что они могли предпринять?
-Я не знаю. Но ведь и капля камень точит. Пришло время и Константин сказал: хватит! И всё закончилось. Кто знает какой вес и какая доля в этом решении тех безвинно убиенных! Тех кто вопили: мы безвинно гибнем, одумайся человек! Вернись к истине.
-Или показывали.
-Да, всеми доступными способами. Может и встреча геолога со стариком – это способ достучаться до омирщенного сердца? «Вот ты умный, с университетским образованием – смотри, верить можно и так!»
-Да, возможно. Я же говорил, что оказался там не как исполнитель, а как случайный свидетель. То есть истинный смысл происшествия, задумка мне неизвестна.
Помолчали, размышляя над услышанным.
-Послушай. Не обижайся и не думай что я хочу с тобой спорить, настоять на своей правоте. Просто послушай. Хорошо?!
- Хорошо!
-Иоанн Кронштадский курил!
-Я знал.
-Так что же ты,- от возмущения ангел захлебнулся потоком слов, готовых вырваться, но! Спустя мгновение сложил крылья и спокойно сел:
-Прости меня, призывал тебя ко взвешенному отношению, а сам… Прости меня, неразумного и гневливого. Это не мои качества. Не знаю я  откуда они берутся. Я – не знаю. Прости!
-Я и не сердился.
-Да, прости. Слушай!- сел, скрестил руки, крылья.- Раз знаешь это, то знаешь и почему.
-Разумеется.
-Петр первый закрыл патриаршество и организовал Синод. На первый взгляд изменения незначительные. Во главе был Патриарх, которого выбирали, а стал Обер-прокурор, которого назначали. Да, кажется мало что изменилось, ведь не уничтожали монастыри и монахов, не закрывали, не взрывали храмы: всё и все на месте. Но… священство таким образом превратилось в чиновников. А раз это чиновник, то ему полагаются и льготы, как любому служащему империи. Содержание, квартира… Включая несколько фунтов табака.
-Табак полагался, это верно, но ведь никто не заставлял курить его! Можно было его продать, а деньги использовать на нужды церкви. Да и половина медицинских манипуляций того времени основывалась на табаке: настойки, примочки, обкуривание.
-Верно, но все батюшки больные? Всем ли нужен табак в качестве лекарства? В таком количестве. Да и ерунда это всё – табак. Медицина не стояла на месте и достаточно быстро доказано было что положительные качества табака – вымысел торговцев, а как лекарство так и вовсе – блеф. Беда в другом просочилась, прокралась, затесалась. Раз священник – чиновник, то и возложили на них некоторые канцелярские обязанности.
-Регистрировать браки, рождение и смерть.
-То не беда, испокон века было такое. Священник должен был регистрировать – был ли чиновник на исповеди, а каждый служащий должен был принести такую справку(!) что хотя бы раз в год он исповедался!
-Дела! Действительно – это уже не шуточки. Вместо исповеди как Богом установленного таинства, появилась административная деятельность. Справку принеси! Исповедь превращается в отчет о проделанных грехах.
-Действительно, чем тогда православные отличаются от католиков с их индульгенциями.
-Да, но сейчас-то всё исправлено?! Патриарх на месте, Соборы проводят. И не чиновники.
-Дай то Бог. Но смотри дальше что. Если церковь – подразделение государства, то и все структуры подчиняются уже не церковным, а имперским установлениям. В частности в семинариях имеют право преподавать и не священники и не монахи.
-Известная история. И когда встает выбор: кого принять на работу приват-доцента, профессора или истинно верующего, то выясняется что это разные категории и решение будет приниматься не по силе веры, а по наличию регалий.
-Кошмар, а не образование. Может оказаться что богословие будет преподавать атеист.
-Да, так и было. Некоторые в воспоминаниях так и пишут: «урок в семинарии превращался в урок атеизма и глумления над христианскими ценностями». В результате на баррикадах сражались студенты и семинаристы.
-Стоит ли удивляться что потом страна так легко отказалась и от царя и от веры.
-Ну ты не горячись. Однако это многое объясняет из истории революции и достаточно лёгкой победы большевизма.
-Так ты… Курил чтобы понять… Не допустить. Ну?
-Нет, не знаю. Ничего не понял. Выводов нет. Как не допустить ужас – нет. Единственное то, что и так известно: любая привычка приводит к зависимости, привязанности, а следовательно делает волю человека слабее.
-А привычка молиться?
-Ты сам и ответил на это – «привычка». Молитва – это беседа с Богом, а если это не разговор, а вычитывание, проговаривание привычных слов, то и к вере это времяпрепровождение не имеет никакого отношения - это ритуал.
-Как заговоры?
-Как заговоры. Слова те же, но наполнение совершенно иное. И Бога там нет, точно. Нельзя использовать Бога как путь для достижения своей цели. Он должен быть целью, а не средством, Он - конец пути, а не сам путь, иначе человек никогда не приблизится к Нему.
-А тот кто не курит – ближе к Богу?
-Разумеется нет. В смысле сам по себе этот критерий не профилирующий. Главное – наполнение. Почему ты не куришь? За здоровье переживаешь? И где здесь место Богу? Просто не хочешь, не нравится, тогда в чем твоя вера? А с другой стороны: Иоанн курил – его вера меньше стала? Тем более из дневников его видно, что боролся он с этой страстью смертным боем. Вот и весь ответ.
-Да, с наполнением ты правильно сказал. Помню пришел в монастырь один из светлых. Видит картину: в отношении одного из монахов нападки страшные, и ругают его и корят за нерадение, за ошибки, чуть ли не все смертные грехи на него повесили, а он спокоен! Выслушал, повернулся и пошел далее исполнять необходимое. Тот паломник не просто верным был, за что к лику святых его потом причислили, он еще и свет разума нес, труды писал, просвещал. Заинтересовался он очень, потому бегом за тем монахом и говорит, что много путешествовал, но такого великого смирения нигде не видел. Монаха ругают, оскорбляют, а у него ни один мускул не дрогнул и ни слова возражения он не сказал. «Как достиг ты такого смирения?» - спрашивает. «А чего это я этим псам отвечать буду?»
-Невероятно.
-Да, так. Внешне смирение, а внутри гордыня. Да не гордыня, а гордышище, там от монаха уже ничего не осталось – бес, вельзевул. Был бы духом, так конкуренцию Сатане составил.
-И чем закончилось?
-Не знаю, я тогда как раз того светлого опекал. Моя задача была именно этого монаха ему показать, чтобы написал про него. Я показал, потом другое поручение было. Так что видимость одно, а что внутри – может быть совсем иное.
-Да, но раз того монаха не забирали, то была возможность его исправления?
-А как же. Каждый это может. Между прочим вот тот светлый написал одну книгу богословскую, проходит несколько лет и он пришел по тому вопросу к иному заключению.
-Ты помог?
-Было поручение. Так вот, он всем своим ученикам, во все библиотеки написал письма-уведомления: не читать его книгу, дабы никто не соблазнился.
-Не читать?
-Да.
-Не сжечь?
-Да, не сжигать, а просто не читать.
-И почему так?
-Я не знаю. Но мне кажется дело здесь вот в чем. Помнишь наш поход в библиотеку?
-Да уж. Некрасивая история с уничтожением имущества.
-И я про то же. Вот смотри: у Толстого есть произведения вполне христианские, да хоть рассказ «Три старца», а есть роман «Воскресение», «Отец Сергий». Так что палить будем или нет? Как сортировать-то?
-Ты прав, совершенно прав. Сокрытие информации до добра не доводит. Посмотри: в Советском Союзе была сверхжесткая цензура и что с запада засылали?
-Библии.
-Да, это просто невероятно. Но что добивались «доброжелатели», утверждению веры, торжество православия?
-Нет, разрешение внутреннего единодушия, создание фронды власти и разрушение самого государства.
-Ах как верно. Потому что как только государство распалось, так и литературу и фильмы и ценности стали засылать иные: порнография, свобода нравов, гомосексуализм и прочее, и прочее. А Библии уже не присылают, теперь «Башню».
-И как бороться? Если сжигать и запрещать неправильно?
-Просвещать. Мое мнение, никому не навязываю, тем более решение принимать не мне, а людям. Удивительное дело, но выход нашли и даже реализовали коммунисты!
-Даже так?
-Да. Фильм показывают по телевидению, со спорной, по мнению властей, концепцией или идеей, так перед фильмом искусствовед или культуролог проведет небольшую презентацию, расскажет про фильм, укажет на спорные вопросы. Или книжки: в советское время перед каждым текстом были редакционные статьи. Там доходчиво всё разъяснялось.
-С большевистской точки зрения.
-Не ёрничай. Я же не правоту коммунистических идей доказываю, которые, кстати в большой степени плагиат с христианства; я говорю что сам по себе прием – успешный, правильный.
-Ну в целом я не возражаю, может и прав ты.
-Да послушай. Вот взять хотя бы секс – разврат и только. Не согласен?
-Согласен.
-А где более целомудренные дети: на селе или в городе?
-Разумеется на селе.
-Вот! Я и говорю про это же. Смотри: в деревне обязательно держат скот. И разводят его. То есть вполне естественные картинки спаривания и разведения поголовья не приводят к развращению молодых людей. А почему, я спрашиваю?!
-И почему?
-Потому, что по мере возможности нормальные родители оберегают деток от этих натуралистических картинок. Видел как бык покрывает телочку? Неважно, жуткое зрелище с рёвом, слюнями и прочим. А потом и всё разъясняют: для чего нужно чтобы у хрюши поросятки появились, телятки там, кролики и прочее. Вот и вся разница. Зная что к чему мысли не идут по запретному пути. Так и замалчивание и обман не способны к созиданию.
-Большевики пришли к власти обманом и при угрозе их власти никто не пришел на защиту.
-Точно так же неискренность имперских властей: допуск того что таинства совершал чиновник, а преподавал духовное атеист привели и к их падению.
-Твердым может быть только правильное, и сталь на солнце не ржавеет.
-Твердым?
-Я имел в виду несгибаемым. Фактически православие в России сохранили бабушки в белых платочках. Никакими силами, угрозами или репрессиями их невозможно было отвадить от походов в церковь. А теперь посмотри, как вера возрождается!
-Только бы новые власти ничего не испортили!