Харидвар - врата Богов

Харидвар – одна из главных святынь индуизма, место, где Боги сходили с небес на землю. Ганга здесь условно превращается из горной реки в равнинную, хотя по скорости течения она больше похожа на стремительный поток, даже водного транспорта здесь нет, никто не в силах совладать со стихией. Статуи Шивы и Ганги над водой напоминают о том, что совсем рядом отсюда, в ледниках Гималаев, происходит чудо превращения небесной Богини в самую загадочную из земных рек.

Во время планирования поездки было решено, что Ришикеш – это слишком туристическое место. Поэтому Света (http://www.proza.ru/avtor/goafly1) предложила остановиться в Харидваре, и, как всегда, не ошиблась.

Добирались сюда на поезде из Дели. Как купить билет и сесть на поезд – это в Индии совсем отдельная история, выходящая за рамки поста о Харидваре.

Наблюдали в поезде семью, которая везла в Харидвар уже явно умирающую бабушку. Каждый индус мечтает умереть в священном месте, Харидвар и Варанаси (http://www.proza.ru/2016/04/13/806) – наиболее прямой путь к достижению нирваны. Негативных эмоций это зрелище не вызывает, обычный цикл перерождений. Женщина прожила долгую жизнь, воспитала замечательных детей, чего еще желать? Только в Индии это воспринимается легко и спокойно.

Харидвар считается «слишком индийским» даже индийскими городскими жителями. Зарубежные туристы, как правило, останавливаются Ришикеше, а в Харидвар наведываются только на экскурсии.

Город действительно отличается от той Индии, которую я видел, но это отличие, в основном, только радует. Особенно радует после безумного водоворота Дели.
Город небольшой, и поэтому людей и транспорта в нем  довольно умеренное количество.
Мало белых туристов, поэтому их не рассматривают исключительно как ресурс, ведь основной ресурс – это индийские туристы. «Белые» здесь диковинка, местным, наверно, не вполне понятно, как себя с ними вести. Поэтому, по многим предметам торга (транспорт, кафе, покупки на базаре и т.д.) вы с самого получаете более-менее «честные» цены, а не умноженные на 10. Есть места, предназначенные для вымогания денег у приезжих, есть уличные попрошайки, но особым количеством и цинизмом они в Харидваре не отличаются.
В центре есть тихие улочки, на которых расположены приличные и достаточно бюджетные отели (от 600 рупий за double).

Количество мусора, пыли, бездомных животных и всего, что с этим связано, сведено к минимуму.

Кафе и ресторанов немного, зато много уличных забегаловок с дешевой и вкуснейшей едой. Как и положено в священном городе, все вегетарианское. Продажа алкоголя в городе не наблюдалась, правда, мы его и не искали. Самый вкусный в моей жизни thali я попробовал здесь, в Харидваре, в заштатной забегаловке, за 60 рупий, что меньше, чем 1 доллар США.
Атмосфера дружелюбно-спокойно-умиротворенная, в городе явно присутствует неуловимая аура, и от этого становится как-то по-особому комфортно.

И, конечно, самое главное украшение города – это Ганга, Богиня-река, спасительница людей от грехов. В районе Харидвара Ганга делится на протоки и образует несколько островов. Острова соединены множеством мостов, с которых открываются замечательные виды.

Вдоль гхатов на Ганге расположена прогулочная часть. На левом берегу под открытым небом живут паломники, у которых нет денег на отель. Персонажи здесь достаточно аутентичные, но тревоги особой тревоги они не вызывают. При свете Солнца все довольны и добродушны. Похоже, что все озабочены поклонением Ганги и духовным ростом. Количество совершающих омовение и другие водные процедуры превосходит все мыслимые масштабы.

На правой стороне над водой колоритные и, по большей части, запущенные дворцы со своими собственными гхатами и храмами. Со стороны берега во многие дворы можно позаглядывать. В основном дворцы обжили многочисленные индийские семьи, но есть несколько шедевральных зданий с патио, колоннами, мрамором и другими атрибутами семейного богатства, передаваемого от поколения к поколению.

Улицы, параллельные Ганге превращены в сплошные торговые ряды. Основной товар – религиозная атрибутика, а также нехитрая одежда, браслетики и бусики.
Главный гхат называется Хар Ки Паури (в переводе «ноги Бога»), ибо сам Вишну ходил здесь и оставил отпечатки своих стоп. В 6 часов вечера на Хар Ки Паури проходит пуджа Ганге. Тысячи людей собираются на ступеньках гхата с обеих сторон реки, и еще сотни людей целыми семьями окунаются в это время в Гангу. Вода прохладная и не особенно прозрачная, течение стремительное, но никого это не останавливает. Надо сказать, что Хар Ки Паури оборудован по последнему слову индийского коммунального благоустройства: территория выложена мраморными плитами, проводится регулярная уборка, дно реки вычищено и тоже выложено камнем, для спуска в воду предусмотрены удобные ступени и цепи, чтобы держаться, и даже есть раздевалки. Поэтому, я тоже присоединился к массовому поклонению, и получил от Ганги заряд божественной энергии.

Еще к достопримечательностям города относятся два храма, расположенных на холмах на противоположных берегах Ганги: Манса Деви и Чанди Деви. На обе вершины проложены канатные дороги. До подъемника на Манса Деви несложно добраться пешком, а к Чанди Деви и обратно организован платный трансфер. С холмов открывается панорама на город. Мне там не очень понравилось, поскольку храмы уж очень коммерциализированы. Первый раз там увидел в Индии браминов, работающих, как уличные зазывалы, и требующих фиксированную и немалую сумму за элементарные услуги. Впрочем, даже при небольшой уверенности в собственной правоте уклониться от этих вымогательств несложно.

Мне больше понравилось заходить в обычные «наземные» храмы и ашрамы, которых в городе великое множество, и они достаточно интересны и разнообразны, как по внешнему, так и по внутреннем убранству.

Словом, если есть «настоящая» Индия, то выглядит она именно так, как Харидвар. Теперь этот город будет для меня «самым индийским» и «самым атмосферно-дружелюбным».


Рецензии