Мёртвое, живое и мыслящее

Лариса Баграмова
 … биологическое живое, сдохнув, необратимо разлагается. В отличие от искусственного, воскресающего после замены батарейки… (ц) 
… мёртвое не может стать живым, а живое рано или поздно становится мёртвым... (ц)    

********    

Давайте разбираться.      

Во-первых, движущееся – не значит живое. Река движима силой тяжести. Песчинка движима силой ветра. Морской прилив движим силой притяжения к Луне. Искусственный механизм движим силой тока в батарейке. Таким образом, искусственное после замены батарейки не «воскресает вновь» (поскольку оно никогда и не было живым), а просто снова начинает двигаться.      
Те же самые утверждения во многом справедливы и для объектов, которые принято называть живыми. И дело даже не в том, что листик на ветке движим силой ветра. Дело в физико-химических причинах функционирования, физиологии биологических организмов. Жидкости организма движимы силами давления в сосудах и капиллярах. Спортсмен движим по беговой дорожке силой сокращения мышц. Метаболизм биологического существа движим протекающими в его организме химическими реакциями.      

Отличие биохимических реакций от собственно химических – в степени сложности их последовательности. И это справедливо по той причине, что химические составляющие биологического организма являются по сути своей неживыми. Но можно ли при этом назвать живым само тело живого существа? То, что совокупно состоит из неживого, живым являться по сути своей не может.      

Весь вопрос в том, откуда берутся движущие силы собственно органических реакций. Что именно заставляет химические элементы выстраиваться в сложнейшие органические молекулы, а затем вступать во взаимодействия, на порядок превосходящие по сложности все химические реакции неорганики, и способствовать при этом образованию самовоспроизводящихся, развивающихся и конечных во времени биологических организмов?    

Это явно не сама «химия». Это нечто,  находящееся на уровне выше по своему устройству, чем устройство химических молекул. В различных подходах к миру это принято называть либо душой, либо тонким уровнем организации материи. Именно наличие этой самой надстройки и делает биологические клетки и организмы принципиально способными к самовоспроизведению, развитию и прекращению в конечном итоге всех видов жизнедеятельности.      

Не «мёртвое становится живым», не «живое становится мёртвым», но неживое в соединении с живым даёт биологический организм. «Живая» часть такого организма управляет «мёртвой», заставляя его в целом самовоспроизводиться, двигаться (при необходимости), расти, развиваться и в конечном итоге – заканчивать своё существование именно как биологического организма. И при отсоединении или исчезновении из него «живой» составляющей «мёртвая» часть такого биообразования, потеряв внешнее управление, перестаёт подчиняться законам жизни и начинает подчиняться законам более низкого уровня организации, а именно, химическим законам.  Куда именно девается при этом «живое» (перестаёт ли оно существовать вообще или просто не воспринимаемо нами как наблюдателями) – это вопрос отдельный, и в разных религиях и современной науке он решается по-разному.      

Таким образом, ни живое не может стать мёртвым (неживым), ни мёртвое (неживое) – живым. Они могут только образовать совместно действующие и взаимозависимые тандемы, которые как раз и принято называть живыми биологическими объектами.      

Во-вторых, есть и ещё, как минимум, одна форма существования – это мыслящее, и для него так же полностью отсутствуют переходы как в мёртвую, так и в живую вариацию существования. Мыслящее может присоединиться к мёртво-живому, и в этом случае образуется мыслящее биологическое существо, представителем чего является, в частности, человек.      

Итак, неживое – живое – мыслящее – это три преемственно и последовательно надстраивающихся друг над другом варианта существования объектов, и они не переходят друг в друга, они только лишь проявляются совместно и/или отдельно друг от друга.