Этюд 3 Уборщица в музее

Фирсов Михаил
Действующие лица:
1 УБОРЩИЦА - чуть полноватая женщина средних лет, заикается на буквах "к" и "г", любит разговаривать вслух сама с собой. Спец одежда: серый халат, непромокающий фартук и яркие резиновые перчатки. Будничная одежда: самые простые кожаные сапоги, черные колготки, юбка до колена, вязаная кофта темного цвета в руках женская сумочка внушительных размеров.

2 ПРИЗРАК ГРАФА - человек лет сорока с мрачным лицом, но огненным страстным взглядом, в парике с буклями, пышно украшенном камзоле под которым повязана наискось широкая голубая полоса атласа, на шее белый платок, а так же крупный  орден на алой ленте. Узкие штаны до колена (гачи внизу застегиваются на пуговицу), белые чулки, туфли коричневые или черные с массивной золотой пряжкой.
 
3 ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ - красивая стройная девушка в простом платье из белого хлопка подвязанная платком вместо пояса (чуть выше талии), на голове чепец. Босиком или в коричневых кожаных туфлях с заостренным носком без видимых швов и украшений.

4 ИНОСТРАНЕЦ - азиат в яркой спортивной одежде, в бейсболке, на ногах кроссовки. Рюкзак на обе  лямки одет наоборот (т.е. на грудь, а не на спину) на шее фотоаппарат с огромным объективом.

Действие происходит в зале художественного музея. Ракурс сцены такой, что угол выставочного зала уходит в глубину и располагается точно по центру - там, в углу, стоит большая медная ваза. По бокам на стенах висят картины. Повсюду полумрак - музей не богат и уборщица не включает подсветку экспонатов - на потолке горят лишь некоторые лампы. Первый план освещен тусклым белым светом от этого лица на картинах кажутся призрачно-бледными. Под картинами несколько застекленных столов-витрин в которых, видны различные столовые приборы, орудия труда, черепки и прочее. Слева на первом плане парадный портрет графа, чуть дальше проем ведущий в коридор и подсобку куда уборщица ходит за водой. Справа на соседней стене портрет молодой крестьянки с корзиной и яблоками. Сразу за картиной крестьянки (по этой же стене) расположена большая стеклянная дверь - это вход с улицы в музей. Иногда сквозь эту дверь видны прохожие, а так же свет от фар проезжающих автомобилей. Часы посещения окончены, входная дверь закрыта - уборщица приступает к своей работе.

УБОРЩИЦА - (сама с собой возмущаясь) Опять понатоптали к-к-как в к-к-конюшне - ценители иск-к-кусства! Им бы не к-к-картинами любоваться, а под ноги себе смотреть - наступят прямо в г-г-г... г-грязь и тащат, тащат её сюда! Эх-хе, уф... <кряхтя берет ведро и тряпку - идет менять воду>

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ <немного покрутив головой разминая шею> (шепотом обращаясь к картине напротив, очень томно и нежно) Здравствуйте, Ваше Сиятельство! Как спалось, в хорошем ли расположении духа вы сегодня?

ПРИЗРАК ГРАФА <услышав обращение "Ваше Сиятельство" действительно просиял, сменив, грозное выражение лица на лучезарную улыбку> (радостным шепотом) Здравствуй, моя ненаглядная! Расположение духа у меня сегодня превосходное! Жду не дождусь когда она (кивнув в сторону куда пошла уборщица) уйдет. Не представляешь как... <внезапно замолчал, повернув голову и прислушиваясь>

<услышав шаги уборщицы оба призрака приняли свои первоначальные позы и выражения лиц>

УБОРЩИЦА (заглядывая в ведро) Тьфу ты, к-к-кажется опять тряпк-к-к... тряп-к-к-к (сильнее и все еще глядя в ведро) к-к-К, к-К-К! (помолчав, насупилась подняла голову и продолжила не заикаясь) тряпку забыла.
<уходит обратно в коридор>

ПРИЗРАК ГРАФА <опасливо поглядел вслед уборщице>  (страстным шепотом протягивая руки в сторону возлюбленной)Не представляешь, к-к-как, (осекшись прикрыв рукой рот) ой! <призраки вместе смеются сдерживаясь чтобы не услышала уборщица> (продолжая) Как я хочу обнять тебя, ты свет души моей...

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ (перебивая) Тише! Она идет!

<призраки возвращаются по местам>

УБОРЩИЦА <входит  с подозрительностью оглядывает зал> (никого не обнаружив снимает одну перчатку и произносит ковыряя пальцем в ухе) Что-то в ушах сег-годня свистит, (прислушивается, заводит руку через голову и чешет в другом ухе) или шипит... не пойму. Давление наверное опять ск... ск-к-качет.
<еще раз оглядывается, надевает перчатку и продолжает мытье полов, продвигаясь и удаляясь в глубь зала. <Призраки следят за ней>

ПРИЗРАК ГРАФА <заметив что уборщица уже далеко и не оборачивается> (неистовым шепотом) Всё, я не могу больше терпеть! О, моя возлюбленная! Я иду к тебе! <делает резкий шаг из картины>
 
ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ <размахивая руками и неодобрительно мотая головой> (быстрым гневным шепотом) Вы сума сошли - она нас заметит! Умоляю вас, Ваше Сиятельство вернитесь. Стойте! Больше не шага - ради нашей любви, вернитесь, умоляю мне страшно - она может оглянуться!

ПРИЗРАК ГРАФА <сделав игривый изящный поклон> ну хорошо только ради тебя, моя дорогая. <бодро запрыгивает обратно в картину и замирает>


УБОРЩИЦА <оглядывается из глубины зала, прислушивается> (настороженно) Странно...
<продолжает мыть и постепенно уходит налево в коридор>

ПРИЗРАК ГРАФА <выскакивает из картины и по мальчишески подбегает к своей возлюбленной> (протягивая руку) Не бойся иди ко мне, она не скоро вернется.

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ <грациозно кладет свою руку на ладонь графа и спускается> (деланно серьезным голосом) Хорошо, мой милый граф, только ради вас.

<призраки наконец обнимаются и радостно хихикают, в этот момент в стеклянную входную дверь раздается громкий стук>


ПРИЗРАК ГРАФА и ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ (прижавшись друг к другу испуганно оглядываясь) Ааа! Кто здесь?
ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ ой, мама... я так испугалась, аж мороз по коже.

ПРИЗРАК ГРАФА (с иронией) Будь-то призрака увидела?
<призраки смеются и хихикают едва сдерживаясь>

ИНОСТРАНЕЦ <постучав еще раз> (громко) Откройтии! Я хотеть смотреть виставка, please open! Я так долго ехать... Почему вы не работать? Я не опоздать!
<стучит, прислоняет ладони к стеклу пытаясь сквозь него рассмотреть зал>

<в это время призраки прижимаются к стене, осторожно заглядывают сбоку - желая увидеть посетителя>

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ - (испугнанно) Она идет! Граф, бегите!
<граф начинает бежать к своей картине, но оглядывается - в это время иностранец делает фото прислонив объектив к стеклу и ослепляет графа вспышкой>

ПРИЗРАК ГРАФА Ай, ай мои глаза!

ИНОСТРАНЕЦ (радостно и громко) Я видеть, вы там, вы есть - я не зря ехать please open... (вспоминая слово) эээ, а, (кричит) откройте!

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ (подбегает хватает графа за руку и тянет его назад к своей картине) Скорее прячьтесь ко мне... к себе вы не успеете - она идет! <призраки запрыгивают в картину, граф берет корзину с яблоками и принимает позу в которой обычно стоит молодая крестьянка. А она садиться у ног и делает просящий жест развернув руки ладонями вверх обращая их к графу)

УБОРЩИЦА <проходит в зал и останавливается у двери>(грубо) Ну чё стучишь? Не видишь зак-к-крыто! Завтра приходи (саркастически) турист!

ИНОСТРАНЕЦ (возмущенно и громко) Я долго ехать... Далеко ехать... Я не опоздать!
Почему ти закрыть? Ви должен работать?! Откройте - я хотеть фото!

УБОРЩИЦА (насмехаясь) Завтра будешь фото! Сегодня пятница - ук-к-короченный день посетителей нет - все домой ушли. Послушай меня, г-г-г... (пытается сказать с разгона) Послушай меня, г-г-г... (уже очень сердито) Послушай меня, г-г-гаастиница!...Тут через дорог-гу рядом. Там поккку-кккккКУ-КХКК! (пыталась выговорить "покушаешь" но не смогла) Тьфу ты! Там поешь, выспишься, отдохнешь... (делая паузу и посмеиваясь издевательски произносит) с нашими к-клопами и тарак-канами, а завтра утром придешь, к-купишь билет, и ты скка... ск ск-к-колько угодно будешь делать свое фото!

ИНОСТРАНЕЦ(выслушав, продолжает кричать и стучать, но постепенно стихает и уже обреченно бормочет) Почему вы не открывать... Я далеко ехать... я не опоздать... <уходит>

УБОРЩИЦА <уборщица больше не обращает на него внимания, начинает вытирать пыль с картинных рамок. Дойдя до картины с молодой крестьянкой долго вглядывается в неё> (с недоумением) Странно... к-как будь-то что-то не так, а что не пойму... Ладно пусть эк-кскурсоводы разбираются, я в етой живопИси ни бум бум! <уходит>

<откуда-то издалека начинает звучать красивая старинная музыка, призраки выходят из картины. Они сливаются в прекрасном танце, постепенно перемещаясь все дальше, пока не доходят угла и случайно не задевают медную вазу. Ваза с грохотом падает - призраки держась за руки бегут, но натыкаются на стремительно появившуюся уборщицу>

УБОРЩИЦА <уже переодевшись в будничную одежду быстро входит услышав шум> К-к-кто здесь?!

ПРИЗРАК ГРАФА и ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ (столкнувшись с уборщицей) Ааа!

УБОРЩИЦА(столкнувшись с призраками вскрикнула страшным почти не человеческим голосом) Ааа! <схватилась за голову руками уронив сумочку, вдруг обмякла и упала>

<призраки продолжили свое бегство но уже порознь Граф добежав до своей картины тут же принял исходную позу. Молодая крестьянка уже у самой картины оглянулась посмотрела на уборщицу долгим изучающим взглядом, остановилась, медленно села на край своей картины, закрыла лицо руками и заплакала>

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ (всхлипывая) Мы... Мы её убили...
ПРИЗРАК ГРАФА (повернув только голову приглядываясь мрачно констатируя) Мда... не дышит.

ПРИЗРАК МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНКИ (посмотрев на Графа встревоженно) Что же теперь с нами будет?
ПРИЗРАК ГРАФА ( подумав, мрачным голосом) Ни чего хорошего... Ад и котлы... Даже говорить об этом не хочу.

УБОРЩИЦА (начинает приходить в себя шумно хватая воздух) Хыа, хыа... (приподнявшись сидя на полу - отрешенным голосом не заикаясь) Голова болит, наверное давление все-таки скакнуло... <прикладывает пальцы к вискам и массирует их>

ПРИЗРАК ГРАФА (шепотом как бы подсказывая) Скак-к-кнуло...

УБОРЩИЦА Интересно, сколько я тут пролежала?... (Пытаясь нащупать в кармане  часы) Который час?... (медленно проговаривая по слогам) Ко-то-рый... как странно - не заикаюсь... (вскочив на ноги быстро проговорив) как-так, (и медленно проговорив) как-так! Уррра! Я не заикаюсь. (очень быстро) Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. Были галчата в гостях у волчат... Ураа! (произносит на распев наслаждаясь каждой буквой) Как же так, какое, счастье... (опомнившись) Тьфу-ты! "счастье" я и так нормально говорила.
<подходит к картинам останавливается между ними,пристально и немного с опаской вглядывается то в одну то в другую> (недоверчиво) Уж и не знаю... Спасибо, что ли!

<призраки стоят в своих позах и ни как не реагируют>

УБОРЩИЦА <Уборщица поднимает упавшую сумочку, нажимает какие-то кнопки на щитке, видимо чтобы включить сигнализацию и перед тем как выйти еще раз произносит> (громко и радостно) Спасибо! < выключает свет. слышен щелчок замка на стеклянной двери, и опять начинает звучать старинная музыка.>

(конец)