Сон - дополнение

Анна Боднарук
(Сон)

     Сновидения с давних времён привлекали людей своей загадочностью: то ли это длань Господня вершит Вами, то ли это голоса умерших или зов духов, то ли это общение спящего с ноосферой, где сконцентрирован Высший Разум, который проводит свои эксперименты над людьми, наделяя учёных открытиями в науке, композиторов и поэтов – гениальными произведениями, мыслителей и экстрасенсов – неожиданными идеями и прорицаниями.
     Толкование снов – это одна из оккультных наук, призванная проникнуть в тайны другой жизни человека, проходящей в объятьях древнегреческого бога сна – Гипноса.
     Во сне человек из дальнего мира переселяется в мир горный, то есть возвышенный, духовный. По мнению русского философа Павла Флоренского, именно в горнем мире человек черпает гениальные идеи. Вспомним приснившуюся Д.И. Менделееву его периодическую таблицу или теорию относительности, основные выводы которой, по утверждению Альберта Эйнштейна, он почерпнул из сновидений. Древний философ Аристотель писал: «Предсказания многих вещей во сне весьма вероятны». Платон утверждал, что душа во сне открыта для божественного вдохновения.


Спит свободно человек усталый,
Спит, раскинув руки на траве.
Песней колыбельной укачало,
Жаворонком спетой в синеве.

Ноги человек простёр на пашню,
Сапоги лежат под головой.
Спит за день грядущий и вчерашний,
Спит широкий, грубый, трудовой.

Улыбается во сне по-детски,
А на лбу морщинки пролегли.
Ветерок шуршит листвой в подлеске,
Над ромашками гудят шмели.

Проходи поосторожней мимо,
Ты смотри его не разбуди!
Спит кормилец на земле родимой,
У земли корявой на груди.
              А. Марков «Человек спит»

     …Побросав на меня крестики двумя соединёнными пальцами, ровно бы не ртом, выветренным листом прошелестела: «Положи, Господь, камешком, подыми пёрышком!» - задёрнула ситцевую занавеску в проёме и неслышно удалилась (бабушка).

     Сон мне снился всё время один и тот же, точнее, сначала ничего не снилось, потом ёлка, а ёлка, было мне известно из старой книжки, снится к женитьбе, и хотя во сне дело было, всё же я притих в себе, ожидая, как это будет выглядеть.  Но вместо одной ёлки образовался колючий ельник – это уже к сплетням. Потом пошло-поехало: голый мужик – ну, это ничего, это к радости, глядь, а он на деревянной ноге – дальняя дорога, глядь, двери – это к смерти. Я побежал от смерти, упал, провалился куда-то и летел, летел в темноту, в бесконечную пропасть, ударяясь о что-то твёрдое. И сердце устало, и весь я устал и готов был хрястнуться обо что-нибудь, разбиться в прах, лишь бы только не болтаться в пустой темноте. Измученный, задохнувшийся, услышал я наконец детский плач, полетел на него и проснулся.
                В.П. Астафьев «Последний поклон».

     …Но сейчас, ранним утром, мне было не по себе. Что означает этот сон? Он встревожил меня сильнее обыкновенного кошмара. Значение снов, которое зачастую приписывают им мистические толкования разного рода, не имеют ничего общего с их действительной сущностью. Чтобы делать правильные выводы, необходимо понимать истинную природу сна,  знать принципы взаимодействия сознания и подсознания. Условно говоря, эти два последних понятия по своей роли и значению соответствуют верхушке и подводной части айсберга. Личность идентифицирует себя только в рамках сознания, гораздо большая часть мозга, которая отвечает за подсознание, существует автономно и недоступна. В подсознание складывается вся полученная и обработанная информация; эта скрытая от прямого воздействия собственного «Я» часть мозга самостоятельно управляет пульсом, давлением, иммунной системой и многими другими функциями организма.
     Я напряг память, вспоминая всё, что когда-либо изучал и слышал о природе сна. И хотя, для человека проспавшего 200 тысяч лет, мои знания казались достаточно скудными, кое-что мне было известно. Во-первых, это не только отдых, но и работа, осуществляемая в основном подсознанием, направленная на переработку самой различной информации, накопленной за день, с тем чтобы мозг мог быть готов для её восприятия и на следующий день. Сон – сложное неоднородное явление, состоящее из двух чередующихся фаз: спокойный – без сновидений, и активный – со сновидениями. В течение ночи нормальный человек видит 4-5 сновидений со средней длительностью 10-20 минут. Но помнит сон только в случае, если он проснулся во время сновидения или не более чем, спустя десять минут после его окончания.
     Значение спокойной и активной фаз сна – в количественной и качественной обработке информации. Основная её часть обрабатывается в спокойной фазе сна, а разнохарактерная несовместимая, конфликтная информация, являющаяся частью общего потока информации – сначала в активной фазе сна, а затем, уже в переработанном виде, сортируется в спокойной фазе.
     Взаимодействие между спокойной и активной фазами сна приводит к их многократному последовательному чередованию.
     Некоторые считают сон путешествием души в другом мире или её контактом с потусторонними силами. Это полная чушь. Слепые и глухие от рождения не имеют снов с видением или слышанием. Факт, который, если задуматься, говорит об очень многом. Да и для того, чтобы их душа вообще хоть как-то сформировалась, необходимо соответствующее обучение. Его начинают с попытки научить малыша тянуться губами вслед за соской.
     Я пытался осмыслить значение своего сновидения, вспоминая подробности. Если попробовать разобрать его с точки зрения психоанализа, то можно предположить: Тейла действительно мне небезразлична; она многое от меня скрывает; нашим жизням грозит опасность; по мировоззрению, в последнее время, ближе ко мне становится Билл, а старый друг Дэн смотрит на окружающее несколько по-другому.
     Пока я, лёжа в постели, рассуждал подобным образом, спокойствие и уверенность в себе возвращались, психоанализ – великая вещь, жаль только, что я недостаточно владею этой наукой.
                А. Жаров «Формула физни»

«Пусть солдаты немного поспят», -
Написал ещё раньше Фатьянов,
Спали все – под громовой раскат,
Днём и в нитях упавших туманов.

Это множество спящих мужчин
На ступенях подъездов и в травах,
За баранками пыльных машин,
На остывшей броне и на траках…
                К. Ваншенкин «Сон победителей»

     Беттинелли называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания, и это, пожалуй, справедливо, так как многие поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на сон.
     Гете тоже говорил, что для поэта необходимо известное мозговое раздражение и что он сам сочинял многие из своих песен, находясь как бы в припадке сомнамбулизма.
     Клопшток сознаётся, что когда он писал свою поэму, вдохновение часто являлось к нему во время сна.
     Во сне Вольтер задумал одну из песен Генриады, Сардинии – теорию игры на флажолете, а Секендорф – свою прелестную песню о Фантазии. Ньютон и Кардан во сне разрешали математические задачи.
     Муратори во сне составил пентаметр на латинском языке много лет спустя после того, как перестал писать стихи. Говорят, что во время сна Лафонтен сочинил басню «Два голубя», а Кондильяк закончил лекцию начатую накануне.
     «Кубла» Кольриджа и  «Фантазия» Больде были сочинены во сне.
     Моцарт сознавался, что музыкальные идеи являются у него невольно, подобно сновидениям, а Гофман часто говорил своим друзьям: «Я работаю, сидя за фортепиано с закрытыми глазами, и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны».
     Лагранж замечал у себя неправильное биение пульса, когда писал, у Альфиери в это время темнело в глазах.
                Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство»

Я не знаю, кто ты и откуда,
Из каких краёв, какой тропой
Ты приходишь в сны мои, как чудо,
Как виденье юности самой?

Вот и этой ночью, как бывало,
Ты со мною бродишь при луне…
Как же ты мой адрес разыскала?
Как же ты в ночи пришла ко мне?..
             В. Степанов «Незнакомка»

     Спал мало и видел нехорошие сны: какая-то женщина, неприятная, слабая, жмётся ко мне и я не её боюсь, не греха, а боюсь, что увидит жена. И будут опять упрёки. Семьдесят два года, и я всё ещё не свободен… Наяву можно себя обманывать, но сновидение даёт верную оценку той степени, до которой ты достиг…
                Л.Н. Толстой «Посмертные записки старца Фёдора Кузмича…»

       Сон
Мне ночью снились мирные года,
И дачи, от которых нет следа,
И крупные июльские цветы,
Которые в меня кидала ты.
Приснились довоенные друзья,
И, как ребёнок, был растроган я.
Так мало ласки выпадает мне,
Что рад я ласкам, встреченным во сне.
И я проснулся, снова полный сил,
И я друзей за сон благодарил,
За ясный взгляд, за поцелуй во сне
Спасибо вам, приснившиеся мне.
              М. Львов  1943 г.

     Голландец без лишних вопросов, сам ещё не вполне проснувшийся, потряс за плечо своего спутника.
     Ни с чем не сравним сон турка, если у него здоровый желудок и чистая совесть. Это с полным правом относилось к другу Ван Миттена. Поэтому его пришлось встряхнуть несколько раз.
     Сеньор Керабан, не размыкая век, что-то бормотал и бурчал, явно не желая сдаваться. Если он такой же упрямый во сне, как тогда, когда бодрствует, то самое лучшее было бы не тревожить его сон…
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»    

     Когда ночью поднимаешь человека с постели, прерываешь чужой сон, то чувствуешь себя неудобно, убито – ведь человеку-то завтра вставать, работа его ждёт, а ты не даёшь выспаться, снами насладиться, ласковым пенным морем, что приходит во сне, наглядеться. Высшая степень сожаления наступает, когда слышишь скраденное дверью непроснувшееся, бессильное какое-то шарканье ночных тапочек, тупой скрежет открываемого замка.
                Валерий Поволяев «Долгий заход солнца»

На заре ты её не буди,
На заре сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон…
               А.А. Фет

    

     И путешественники стали устраиваться на ночлег. Во всяком случае, слыша, как за окном бушует шторм, они благословляли судьбу за то, что нашли хотя бы такое скромное пристанище.
     - Сон, конечно, дело хорошее, но только если предварительно поужинаешь…
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

По казарме, где койки поставлены в ряд,
Я иду и гляжу на уснувших солдат.
На уставших и крепко уснувших солдат,
Как они непохоже, по-разному спят.
Этот спит, усмехаясь чему-то во сне,
Этот спит, прижимаясь к далёкой жене.
Этот спит, одеяло стянув со спины,
В самовольных отлучках находятся сны.
А у этого, как подснежник, чисты,
Он ладонь под щекой – так доверчиво спит…
        …Стихи рядового Энли Смайлза «Дежуря ночью»

     …Тебе кажется, что ты засыпаешь. Совсем не так. Ты просто одновремённо в разных странах, в разных эпохах и в разных возрастах. Ты стоишь на берегу океана в Бретани, ты смотришь вдаль и желаешь доброго пути и ветра какому-то паруснику;  Ты раскачиваешься почти на самой вершине пальмы, обхватив её чёрными голыми ногами, прижавшись к ней же чёрным голым животом; ты смотришь, как поднимается из-за гор солнце; ты скачешь на коне сквозь пески, блещешь саблей, звенишь кольчугой и свистишь, как сатана; и ты же сидишь у окна, слушаешь наливающиеся по всему саду листья и медленно, как бы сонно, играешь на фортепиано. Это ты не спишь, а может быть, уже и спишь, прислонившись к бревенчатой и звучной стене житницы, и вздрагиваешь во сне, словно кто-то тебя окликает.
                Юрий Куранов «Сердце ключей»

Что ты спишь, мужичок?
Ведь весна на дворе;
Ведь соседи твои
Работают давно.

Встань, проснись, подымись,
На себя погляди:
Что ты был? И что есть?
И что есть у тебя?

На гумне – ни снопа;
В закромах – ни зерна;
На дворе, по траве –
Хоть шаром покати.

Из клетей домовой
Сор метлою посмёл;
И лошадок за долг
По соседям развёл.

И под лавкой сундук
Опрокинут лежит;
И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит…
             А.В. Кольцов  1839 г.

     Однажды летом деревенский священник Иоанн Белавин спал на сеновале вместе со своими тремя сыновьями. Ночи стояли душные, а на сеновале, среди запахов сухих трав, дышалось легко. Жизнь у деревенских священников была простая, небогатая – такая, как у окрестных крестьян или сельских учителей. Были ежедневные богослужения в храме, а ещё было обыкновенное хозяйство – корова, огород, лошадь. Они требовали постоянной заботы и от самого священника, и от жены его, и от трёх подрастающих сыновей, особенно летом. Поэтому спали обычно крепко. Но в ту ночь священнику приснился такой сон, от которого он сразу проснулся и разбудил всех сыновей.
     - Только что я увидел во сне свою покойную матушку, - сказал он с волнением. – Она предсказала мне скорую кончину, она стояла здесь как живая, и стала указывать на вас. «Этот будет горюном всю жизнь, тот умрёт в молодости, а Василий – он будет великим». Так матушка сказала и сразу исчезла. А меня словно молнией ударило, и я проснулся.
     …Ту ночь малолетний Василий, будущий Светлейший Патриарх Тихон, запомнил ещё и потому, что пророческий сон отца скоро начал исполняться.
                В. Воскобойников «Великое служение»

Я засыпал на топчане,
С поста сменившись в карауле,
И видел каждый раз во сне
Родимый дом и лес в июле.

И за мгновенье до сирен,
Уже не школьник, но повеса,
Я для любимой рвал сирень,
В любви не смысля ни бельмеса.

И были дни мои трудны
В разлуке с детством и столицей.
И за лишенья только сны
Мне отдавали дань сторицей.

И жизнь, цветущая во сне,
К которой в армии стремился,
Лишь срок настал, пришла ко мне
И словно мир переменился.

Над головой родимый кров.
Теперь живу не по приказу.
Но до сих пор прекрасней снов
Не видал ещё ни разу.

             Анатолий Иванушкин

                ***