PR технологии по древнеримским рецептам

Алексей Фоминых
PR  технологии – по древнеримским рецептам.

Информация правит бал в современном мире – последние события , высказывания политиков , новости экономики и многое другое доносит до нас телевидение , интернет и печатные СМИ . Эта информация позволяет нам правильно ориентироваться в различных жизненных  ситуациях , помогает быть в курсе политических событий и знать в лицо тех кто вершит судьбы государства.
Рейтинг информационных телепрограмм неуклонно растет , потому что быть в курсе событий для человека XXI века имеет не меньшее значение чем дышать чистым воздухом, хотя с чистотой воздуха в наше время проблемы
…Подобных проблем не знали 2000 лет назад , и дышали идеально чистым воздухом , а вот с информацией был полнейший провал. При не менее напряженной политической жизни в государствах Древнего Мира требовалось также оперативно извещать  людей о победах войск , о новых правителях и законах . Как быть например римскому императору желающему рассказать о том что построен новый порт ,присоединена новая провинция или повержен очередной противник если под рукой нет нужной «кнопки» телеканала или газеты?  Ответ нашелся не сразу , но уже в I веке н.э. римляне поняли , что подобную информацию нужно размещать на таких предметах которые есть у всех жителей империи без исключения и даже в самых удаленных провинциях . 
Найденное решение и гениально и просто – это монеты , хотя и в разном количестве , но они есть у всех ,а с помощью торговцев они способны достичь самых удаленных уголков государства.      
Первым императором обратившимся к «монетному информационному ресурсу» стал Октавиан АВГУСТ (27  г. до  н. э. – 14 г.н.э. ) он ввел в систему использование монет в качестве средства пропаганды во всех областях политической жизни , включая религию.
Особая роль отводилась изображению самого императора , Октавиан представал на монетах то героем, подобным древним героям республики , то богом , например Аполлоном, то идеальным правителем «Отцом отечества», в зависимости от политического момента.
После смерти Октавиана Августа монеты с его изображением не только остались в обращении, но стали и элементом его культа, который выгодно было поддерживать и его приемнику Тиберию и другим императорам. Например за использование монеты с портретом Августа в Лупанарии (Публичном доме) можно было поплатиться жизнью, закон был суров для тех кто оскорблял не только самого императора , но и даже его изображение! После смерти Октавина Августа он был обожествлен  и на монетах к его имени добавляли теперь титул DIVVS, что означало – божественный. Поэтому для оплаты услуг в римских домах терпимости и были введены специальные жетоны с изображением заказанной услуги. Жетоны –«спинтрии» покупали заранее и чести императоров изображенных на ходовой монете уже ничего не угрожало. Сам этот факт красноречиво говорит о том , что в Древнем Риме к монете относились не только как к денежному средству, но и с особым чувством почитали каждую крупную или мелкую монету, как символ незыблемости государственных устоев, украшенный изображением почитаемого правителя вошедшего в сонм богов римского пантеона.
            Из всех императоров, которые правили Римом,  только Клавдий (41-54г.г. н.э.), , был самым маловероятным кандидатом на этот пост. Его считали слишком простоватым и далеким от политики человеком . И все таки   Клавдий становится императором  после убийства заговорщиками обезумевшего Калигулы .
Чувствуя настороженное к себе отношение , Клавдию чтобы повысить свой рейтинг пришлось прибегнуть к помощи монетной чеканки.   В последующие годы Клавдий не только доказал сомневающимся, всю глубину их ошибки, но также возглавил первое успешное завоевание Англии, подвиг, который мог бы быть образцом для подражания самому Юлию Цезарю, не смогшему достигнуть здесь успеха. Монеты, выпущенные в период  правления императора Клавдия, достаточно полно отражают политическую ситуацию своего времени.
В 43 году четыре римских легиона, выведенные, главным образом, из германских областей, прибыли морем в Булонь, чтобы начать завоевание Англии. В этот момент Клавдий и прибыл в Британию, чтобы лично возглавить свою армию и пресечь тем самым любые происки римской оппозиции. И  в 44 году когда он триумфально возвратился в Рим, в честь удачного похода был выпущен ряд монет.
Монеты, которые были выпущены непосредственно после вторжения, необычно смелы в изображении триумфальной арки с конной фигурой и трофеями по обе ее стороны на вершине. На карнизе арки появляется легенда «BRITANN».
Другой тип –серебряный денарий, был отчеканен, чтобы отпраздновать прибытие Клавдия в императорскую ставку под  охраной преторианской гвардии. На реверсе изображение  стены военного лагеря с солдатом в воротах.
Выпуская эти монеты Клавдий , ясно понимал важность военных побед в Англии и пытался посредством монетной чеканки сообщить об этом жителям империи. Его собственный сын от третьей жены Валерии Мессалины после вторжения был даже назван  Британикусом. В его честь была выпущена особая серия монет.
На римских монетах часто можно видеть и членов императорской семьи – жен ,матерей , наследников – это  должно было подчеркивать единство правящего дома и поддержать авторитет приемников императора .Действительно много интересных монет, выпущенных в течение  правления Клавдия , изображали близких родственников императорского семейства.
Интересна монета чеканенная в провинции Нижняя Мезия , в период правления   императора АЛЕКСАНДРА СЕВЕРА (222-235г.г. н.э.) .На лицевой стороне здесь изображены друг на против друга два профиля – самого императора и его матери ЮЛИИ МАММЕИ – она имела большое влияние на еще молодого Александра Севера фактически став правительницей государства .Сам Александр был человек по характеру мягкий желавший всех примирить и всех успокоить. И   появление Юлии на монете рядом с сыном - императором может служить еще одним подтверждением, для современных историков, о степени влияния Юлии Маммеи на государственные дела .
При императоре Адриане(76-138г.н.э.) поклоннике греческой культуры и большом любителе путешествий  было чеканено немало монет с изображением символических фигур обозначавших определенную местность или город которые посетил император . Во время таких путешествий Адриан нередко оказывал огромную денежную помощь на развитие городов и даже  философских школ ,  заботясь о сохранении эллинской мудрости, поэтому такие монеты как бы говорили обывателю из провинции о том , что центральная власть помнит об их нуждах телесных и духовных.
Обратим теперь внимание  на изображение знаменитого Колизея на римских монетах. Колизей – средневековое название огромного овального амфитеатра, построенного при римском императоре Веспасиане(69-79) и Тите (79-81) из рода Флавиев и официально называвшимся поэтому , «Амфитеатром Флавиев».
Название же Колизей(Colosseum – колоссальный , огромный) перенесено с названия статуи императора Нерона (colossus- огромная статуя), находившейся рядом с самым крупным амфитеатром империи. Это был действительно огромный четырехъярусный амфитеатр с бесчисленным количеством арок вмещавший не менее 50 000 зрителей. В одном из представлений при императоре Траяне на арене Колизея участвовало 10 000 гладиаторов. Торжества по случаю открытия Колизея состоялись в 80 г. и длились целых 100 дней, а в 80-81 г. императором Титом были выпущены монеты – сестерции с изображением Амфитеатра Флавиев.

Так как в Риме  плебс довольствовался стандартным требованием своей эпохи – «хлеба и зрелищ!» постройка нового амфитеатра для жестоких развлечений народа, добавляла немало популярности императору.  Его рейтинг ,говоря современным языком молниеносно возрастал, но чтобы закрепить это в памяти поколений и как можно большее количество жителей империи известить об этом событии ,лучшего способа, чем сделать это посредством монетной чеканки и не придумаешь. Поэтому римские правители умело и эффективно используя информационный ресурс монетного обращения добивались достаточно высокого уровня популярности , говоря современным языком монеты –как средство пропаганды, расплываясь по всей обширной римской ойкумене, эффективно работали на экономику и торговлю , при этом повышая рейтинг императора  и его наследников.
В эпоху поздней империи начинает ослабевать традиционная римская религия , на монетах все чаще вместо древних богов Рима появляются представители восточных культов . В этом случае монеты отобразили религиозные метания римского общества и его правителей  перед принятием христианства как государственной религии. Например, Митра , Гелиос или Сол которые отождествлялись с культом солнца – это один шаг к монотеизму. Изображение Сола в лучевой короне держащего земной шар в руке и надпись «Солнце непобедимое» - одна из наиболее частых формул на монетах императора Константина Великого (307-337) .
Император  Константин знаменит и тем, что он основал новую столицу Римской империи  Константинополь на месте города Византий (совр.Стамбул). Об основании новой столицы в 330 г. извещают медные монеты с изображением на лицевой стороне богини судьбы Тихе в воинском шлеме (покровительницы города) и круговой легендой Constantinopoli , а на реверсе  богини Ники (победы) стоящей на носу коробля,  чеканенные в том же 330 г.
А монеты чеканенные в 327-333 годах с изображением на лицевой стороне  Ромы ( богини-покровительницы Рима ) и легендой URBS  ROMA («город Рим») и на оборотной с изображением Капитолийской волчицы выкармливающей братьев Ромула и Рема -  мифических основателей  г.Рима призваны были  показать народу преемственность традиций и славы от Древнего Рима к Новому Риму - Константинополю .
Но наиболее значительным событием IV века бесспорно является Миланский эдикт 313 года изданный императором Константином после победы над узурпатором Максенцием (306-312) . Как повествует предание перед решающей битвой Константин увидел в небе знамение креста и приказал начертать своим воинам подобное изображение на щитах, в итоге войска Константина одержали победу в решающей битве у Мульвиева моста через реку Тибр. Эта победа обеспечила Константину контроль над всей Италией. А Миланский эдикт 313 года  разрешил христианское вероисповедание, предопределив дальнейшее усиление влияния христианской церкви на историю европейской цивилизации. И эти события также оставили свой след на монетах.  Среди сюжетов  монетной   чеканки IV века появляются  изображения и христианских символов. Это монограмма Христа (Христограмма или хризма) из греческих букв Х и Р  . Она присутствует на монетах со времени Константина Великого как украшение шлема или на Лабаруме . Лабарум – императорское знамя с Христограммой можно видеть на монетах сыновей Константина, и всех последующих императоров IV века.
 На монете императора Магнеция (350-353) кристограмма занимает все поле  оборотной стороны монеты, по бокам ее помещены греческие буквы «альфа» и «омега» как символы начала и конца (эти символы можно встретить в книге  Нового Завета «Апокалипсис»).
В это же время появляется на монетах изображение Креста как символа распятия. Эти изображения станут наиболее частыми в эпоху средневековья, когда в Европе господствовало христианское, церковное мировоззрение, пронизавшее все сферы жизни, в том числе и оказавшее влияние на чеканку монет .
Сам Константин не смотря на симпатии к христианству за всю свою жизнь так и не смог отказаться от внешних проявлений языческого культа , и культа Митры-Гелиоса. Известна монета , чеканенная в Александрии сразу после смерти императора Константина где на оборотной стороне изображен «апофеоз» - принятие в сонм языческих богов императора – колесница возносящая умершего Константина на небо, а легенда на лицевой стороне монеты называет его   DV CONSTANTINVS – (DV- Divus -божественный). Последние  монеты такого типа  чеканились в память императора Константина I как прощальная дань языческим традициям Древнего РИМА .
Историки и нумизматы уверены что в императорском Риме монета являлась не только средством платежа , но также и своеобразным орудием государственной пропаганды. Многие исторические события нашли свое отражение в сюжетах для монетной чеканки. Как правило лицевую сторону монеты занимал портрет в профиль императора в лавровам венке или лучевой короне , а на оборотной изображалось божество римского пантеона или фигура символизирующая собой какую либо положительную сторону правления императора( Согласие, Богатство, Надежду, Веселье и т.д.) Иногда на оборотной стороне изображались поверженные враги ,или земли завоеванные императором. Таким образом подданные империи получали самую свежую информацию о политической и военной ситуации в Римском мире , информационная сеть состоящая из обращавшихся на рынках римских монет охватывала,  практически все провинции на территории Европы и Средиземноморья вплоть до Ближнего Востока,  рек Тигр и Ефрат!  Настоящая «всемирная паутина»!
Выполнив свою функцию как средство массовой информации , монеты осели в кладах или покинули пределы Римской империи и теперь это ценнейший и очень важный источник информации для археологов и историков. В монетном металле сохранились имена и титулы императоров, стертых временем со страниц манускриптов и забытых потомками, а монеты все еще  хранят память об их военных походах, победах и свершениях! 
Алексей Фоминых .