3. 09. 2016. три стихотворных портрета революции

Феликс Рахлин
 Мне уже случилось в какой-то из своих мемуарных книг описать этот эпизод , но решил  занести его и в «Литературный дневник»:  уж очень точно отражены   в  крошечной истории  литературные склонности нашего с сестрою отца, во многом определявшие  атмосферу интересов семьи и, в конечном счёте, жизненный выбор занятий  обоих  его  детей.
В    январе 1957 года, успешно сдав испытания на первичное офицерское звание  младшего лейтенанта запаса, я, после двух с третью лет срочной солдатской службы  на год раньше  первоначального  срока вернулся в родной город.  Менее чем за год до этого после «исторического»  (даже и без кавычек!)  ХХ-го съезда  Коммунистической  партии  Советского Союза   были реабилитированы  наши родители. Сперва мать, а потом и отец были выпущены из лагерей  и вернулись домой. Но пока я 10 суток трясся в трансссибирс ком  экспрессе  от Уссурийска до Харькова,  отца разбил  инсульт с параличом, и он лежал в постели… Правда, говорить мог.
И чуть ли не  в первый день встречи  задал мне, лишь за два года до этого окончившему филфак педагогического института,   чисто литературный вопрос:
– Скажи, какие ТРИ   ПРОИЗВЕДННИЯ  периода первых пореволюционных лет  русской поэзии ты бы назвал как самые выразительные для   своей  эпохи?
Подумав всего лишь несколько секунд, я дал уверенный ответ, который очень обрадовал отца, так как полностью соответствовал его мнению.
Вот эти три стихотворения:

Александр Блок . Поэма «Двенадцать».
Владимир Маяковский.   «Левый марш».
Михаил Светлов.  «Гренада».

Почему я угадал?  Почему наши мнения совпали?

Думаю, что и сейчас ответил бы на вопрос так же. Из всего моря русской поэзии первых пореволюционных лет, полагаю, невозможно выбрать другие три, которые бы столь же  точно выразили сущность  устремлений, упований  и заблуждений  масс, охваченных революционным порывом   тех лет. Сужу об этом  на примере  наших  родителей  и  всего трагического  поколения  их  единомышленников.