Лекция 1. Национальная идея - Мангилик ел

Юрий Шпилькин
 
1. Этнос, нация и национальная идея
В общественных науках понятия этнос, нация и национальная идея приобрели самостоятельное содержание. Чем же отличается понятие «нация» от понятия «этнос»? В этнологии (наука изучающая этнос) существует несколько концепций этого понятия. Наибольшего признания получили концепции примордиальная (Ю. В. Бромлей) и конструктивистская(Тишков),а пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилёва занимает среднее место. Примордиализм (дуалистическая концепция Ю. В. Бромлея)  предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, исторически устойчивую совокупность людей, объединённых объективными или   субъективными признаками, имеющей свою основу в природе и в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками (этноним – самоназвание, например нохчи - самоназвание чеченцев и ингушей), язык, общность территории, культуры).

 Этнос (греч. — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей[1], объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое. Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального  стереотипа поведения коллектив людей, существующий как  системная целостность  (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплементарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. В русском языке синонимом  термина этнос долгое время было и остаётся понятие «национальность» или народ. Всего на плане  не менее 3 тысяч этносов или народов. Но понятие «национальность» не следует путать с понятием «нация».
Нация -  политическая общность граждан определенного государства. Человек относит себя к русскому, казахскому, узбекскому или корейскому этносу, но все вместе они составляют  казахстанскую нацию. В международном праве  нация является синонимом национального государства. На Земле 193 нации или государства, которые входят в состав ООН - Организацию объединенных наций.

Национальная идея - систематизированное обобщение национального самосознания. По мнению писателя  Александра Солженицына: «Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление, понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно».

Тем не менее, в Российской империи была попытка сформулировать национальную идею. После подавления восстания декабристов в 1825 году, царь хотел, чтобы на смену мятежникам  пришли новые люди – законопослушные, верующие, преданные государю.  Это сделал министр просвещения граф С.Уваров, блестящий ученый, специалист по античности, литератор. В своем докладе императору Николаю I Уваров предложил триаду: Православие – Самодержавие – Народность. Уваров писал: Россия живет и определяется духом самодержавия, сильного человеколюбивого просвещения и все это отражается в народности – совокупности меняющихся черт русского народа. Концепция Уварова проводилась в жизнь через систему созданных им гимназий и университетов, но создать нового человека не удалась по многим причинам. Прежде всего, потому, что его теория преобразования общества в корне противоречила действительности. Уваров исповедовал сословное образование, в целом несправедливое в своей основе. Для современной России Президент Путин в качестве национальной идеи предложил патриотизм.По мнению Путина, «коммунистическая идеология очень сродни христианству».«Свобода, братство, равенство, справедливость — это все заложено в Священном писании, это все там есть. А Кодекс строителя коммунизма? Это сублимация, примитивная выдержка из Библии, ничего нового они там не придумали», — пояснил президент.

В США роль идеологии выполняет такой эквивалент как «американская мечта». Он выступает собором высших ценностей американского государства. На знаменитой «Статуе Свободы» начертаны слова:  «Придите ко мне все страждущие, обиженные и малоимущие. Я приму вас, накормлю и обогрею». Это на словах. Сейчас американская идеология кардинально изменилась – они отгораживаются колючей проволокой и многометровой стеной длинной в сотни километров от эмигрантов-мексиканцев. А национальной американской идеей стал процесс глобализации, или обустройство мира по-американски. Триада национальных интересов США выстраивается в следующей последовательности: «американская мечта» - «американская система» - «американская политика». Именно эта триада навязывается всему миру в качестве образца.

«Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит отмечает, что реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира основана на принципе «и - и». Этот способ построения нации, один из самых распространенных в мире, называется моделью «доминирующего этноса».
 Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: «Моя мечта и мысли о том, чтобы Казахстан существовал вечно. Поэтому я предложил идею «Менгілік Ел». Мы делаем все, чтобы стать таковой. Мы - многонациональная страна. Так сложилось исторически. Наша задача - сохранить единство общества. Единство Казахстана - это единство нашего многонационального народа… Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю». Огромную значимость cегодня приобрели слова, сказанные в «Обращении Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны»: «Провозглашена национальная идея «Мангілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Единая цель - это укрепление Независимости нашей Родины – Казахстан. Единые интересы - это наши общие ценности, стремление жить в свободной и процветающей стране. Единое будущее - это расцвет нашего общего дома - Республики Казахстан. «Мангілік Ел», - это мощное мобилизующее начало для выполнения стратегической задачи - вхождения Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира». Ассамблея народа Казахстана подчеркнула: 1) выполнение стратегических задач, стоящих пред народом Казахстана может быть достигнуто благодаря уникальной модели, созданной в Казахстане - модели общественного согласия и национального единства; 2) для выполнения новых прорывных задач - построение стабильного, процветающего Казахстана, создания общества благоденствия на нашей благословенной земле необходимо сплочение и единение.
 
Мысль о формировании национальной идеи «Мангілік Ел», высказанная Президентом Казахстана нашла широкое отражение в мнениях отечественных политологов, философов, историков. Ее главные параметры: гуманизм и справедливость, социально-нравственный прогресс. Ее мобилизующая сила заключается: в сохранении своей идентичности, своих корней, своего национального духа и своего уникального пути развития; в закреплении своей роли в мировом сообществе; в потребности сохранить историко-культурные ценности, которые следуют передавать будущему поколению; в стремлении решать насущные задачи по-крупному и по-настоящему масштабно. Ее приоритеты - поддержка традиционных ценностей; формирование и развитие нравственных ориентиров, определяющих национальную идентичность; усиление интеллектуального потенциала общества. Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Менгілік ел», он на одно из первых мест ставит вопросы исторического сознания, мировоззрения нации. Чем глубже историческая память, характеризуемая как социально-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек и в целом общество становятся более богатыми духовно. Для того, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стремление Казахстана к созданию «Мангілік ел» в условиях жесткой конкуренции глобализирующегося мира требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости.

Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация, необходимо сформировать (через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры) присущее данному обществу историческое сознание. История связана с прошлым, человеческой памятью и социальным сознанием. Возродить историческое сознание можно только через изучение и исследование самобытной истории, через освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры.
В многочисленных исследованиях по вопросам сущности понятия «национальная идея» отмечается: - национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса, или нации. Национальная идея представляет собой квинтэссенцию национальной идеологии. Или, говоря проще, самую суть идеологии, которая признается правящей элитой и подавляющей частью общества. Любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею. Общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути. Поэтому, если она будет определена правильно, то будет судьбоносной, исторической и созидательной для нации; - подлинная национальная идея – это идея совершенствования, причем, прежде всего духовного совершенствования народа. И идея эта – абсолютно универсальна. В этом аспекте понятие национальной идеи, можно рассматривать как принцип устройства жизни народа.

Это такой принцип устройства жизни, который соответствует уму, разуму и душе народа. Это принцип устройства жизни, который недостаточно продуктивно осуществляется в настоящем. Это конструктивно выраженная мечта живущих поколений о будущем, которая едина с мечтами предыдущих поколений. Это принцип жизнеобеспечения народа, который связан с рачительным использованием богатств родной Земли; - национальная идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Национальную идею невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке народа; - история подтверждает, что государство, обладающее национальной идеей и идеологией, намного сильнее государства, в котором господствует деидеологизация. Идея выступает как стратегия успеха. Как гласит восточная мудрость, «если не знаешь куда плывешь, тогда тебе не поможет ни один попутный ветер».

Как видим, являясь особой, специфической формой национального самосознания, национальная идея «Мангілік Ел», как компонент духовной жизни общества, выполняет смыслообразующую, этноформирующую, ценностно ориентирующую и общественно консолидирующую функции. В ее основе лежат такие ценности, как духовность нации, любовь к историческому облику и творческому акту своего народа, вера в его духовную силу, его духовное призвание, понимание народом своей культурной самобытности и духовной миссии, глубин и перспектив общественного развития, единство исторической памяти и образа будущего. В этой связи вполне правомерна позиция отечественных ученых о том, что национальные идеологии живут долго и нации борются за них как за собственное «я», без которого вообще не может идти речь о нации и перспективах ее исторической жизни.

В Казахстане сложилась четко обозначенная национальная идея «Менгілік Ел» в тесном единстве и взаимосвязи таких ее важнейших составляющих как: а) нациоформирующаяся общность, предполагающая высокий уровень этнической идентификации и образующая казахстанскую нацию; б) гражданская или государственная нация, предполагает надэтническую идентификацию как представителей государствообразующего этноса, так и представителей других этносов; в) общенациональная идентификация ориентирована на развитие интеллектуальной конкурентоспособной нации. Национальную идею народов Евразии необходимо рассматривать через призму евразийской идеи.

Евразийство зародилось в русской эмигрантской среде в Болгарии в 1921 году. У его истоков стояли лингвист Николай Трубецкой, географ и экономист Пётр Савицкий, историк и религиозный мыслитель Георгий Флоровский, музыкальный критик  Пётр Сувчинский. Первичным результатом их интеллектуальной деятельности стал сборник статей «Исход к Востоку».Николай Трубецкой впервые заявил в 1925 году, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии. Русских и кочевников связывает особое умонастроение или «бытовое исповедание», которое основано на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира. Эти ценности несовместимы с европейским мещанством и меркантилизмом. Евразийство образует обновлённую антитезу западничеству. Революция, большевики и СССР содержат историческую правду, так как они подсознательно реализуют евразийский проект сопротивления Западу в содружестве с азиатскими народами. Другой евразиец Петр Савицкий обогатил это мировоззрение понятиями «месторазвития» (аналога «жизненного пространства») и «идеократии» (подчиненности человеческой жизни высшим идеям.

Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. ХХ века в связи с творчеством Л. Н. Гумилёва. Гумилёв был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое, культурного релятивизма («мозаичной антропосферы») и понятия «пассионарность» — особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия. Фактически пассионарий в концепции Гумилёва отождествлялся с героем и противопоставлялся «субпассионарию». Пройдя несколько промежуточных этапов, евразийство продолжилось как неоевразийство. А с 1990-2000 годов оно трансформировалось в новое казахстанское евразийство.
В марте 1994 года, выступая в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Президент Казахстана Н.Назарбаев впервые озвучил идею евразийства, выраженную в создании нового интеграционного объединения - Евразийского союза. Он утверждает, что евразийская идея реально синтезирует в казахстанце лучшие качества азиата и европейца. Взаимосвязь национальной идеи Казахстана и евразийской идеи очевидна.  Невозможно реализовать идею Менгилик ел без евразийской идеи.
 
2.Сущность понятий «национальный характер», «национальный идеал». Национальный лидер и элита.
  Когда привлекательная общенациональная идея охватывает весь народ, тогда она обретает феномен национального духа. Национальный дух – это совокупный результат качественного состояния национальной реалии. Каждый народ имеет свой особенный дух, но не каждый его осознает. Осознать своеобразие собственного духа могут народы, имеющие развитую культуру. Никогда не будет возвышен дух народа, который находится в постоянном унижении, зависимости и покорности. Это высокое чувство связано с защитой Отечества, героической борьбой народа за судьбу страны… В экстремальных ситуациях национальный дух превращается в некую магическую волшебную силу.

Понятие «национальный характер». Сложное социальное явление и понятие описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного этнического или национального сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад,  мораль,  религию, духовные ценности, мотивы, стремления того или иного народа (этноса, нации). Национальный характер - особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется прежде всего как система социокультурных норм и как психическое явление. Существует путаница в использовании понятий «национальный характер» и «народный характер». В отличие от народного ( этнического) национальный характер, как феномен жизни более развитого по своей исторической фазе сообщества, предстает явлением более сложным. Это связано с тем, что представители нации сознательно участвуют в политической и правовой сферах, задумываются о смысле собственной истории, о будущем своей страны.

Понятие национального идеала как высшего образца, как основы для построения человеком своей жизненной стратегии, было разработано И.Кантом, утверждающим, что «идея даёт правила, а идеал служит первообразом, для всестороннего подражания ему» [10 Кант И. Критика чистого разума. – СПб., 1993..- С. 341]. И. Кант отметил практическую силу идеалов: «мы сравниваем, оцениваем себя с идеалом и улучшаемся, никогда однако не будучи в состоянии стать на один уровень с ним». Идеализированная картина национальной жизни, существующая в представлении человека, способствующая консолидации этноса,   помогающая в решении задач социально-экономического и  культурного  развития.    «Есть времена в жизни человечества, когда глубокие потрясения, громадный переворот, способны расшевелить общество до самой глубины его основ. В такие времена истории человек начинает осознавать, что далее тянуть ту же жизнь невозможно. Нужно, чтобы какие-нибудь величайшие события внезапно прервали нить истории, выбросили человечество из колеи, в которой оно завязло, и толкнули его на новые пути – в область неизвестного, в поиски за новыми идеалами».

В этой связи следует отметить: человеческая природа с необходимостью предполагает стремление к идеалу, которое находит отражение в мифотворчестве, фольклоре, народной культуре, философской и политической мысли, и, наконец, идеологии. В современную эпоху национальный идеал является категорией первостепенной важности, поскольку он становится одним из главных инструментов прогрессивных общественных нововведений и преобразований. Национальный идеал призван обеспечить развитие национального самосознания. Национальный идеал способствует всестороннему укреплению государственности и успешному развитию нации, ибо он тесно связан с критерием прогрессивности государственной системы, с осмыслением того, что составляет действительно ведущие тенденции развития современности. Консолидация общества и укрепление социального единства на основе общепризнанного национального идеала оказывают позитивное влияние на межнациональные и межэтнические отношения, которые являются одной из самых сложных сторон общественной жизни любого многонационального государств. Как видим, носителем национальной идеи, активным субъектом его практической реализации является человек, нация, обществом в целом.

Национальный лидер и национальная элита. Вместе с тем в научно-философских работах в качестве основной силы, превращающей национальную идею в национальную реальность и историческую судьбу рассматривается такой фактор, как фактор национального лидера. «Только личность поистине исторического масштаба, способная выступить как в роли олицетворения определенного набора ключевых ценностей нации, так и в роли сильного и волевого источника нестандартных политических решений, может спасти государство от полного развала или расчленения. Только крупному государственному деятелю под силу спасти нацию, воплотить ее идею в жизнь». Национальный лидер играет незаменимую роль в реализации национальной идеи с помощью четко поставленных целей, как определяющего вектора движения. Единство в вопросе фундаментальных ценностей, поддерживаемых народом и остро чувствуемых политическим лидером, является неизменным условием стабильности и развития государства. Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Лидером Нации. Одновременно следует отметить, что вопросы развития и управления в современном      мире, осуществляются в основном на принципах элитарности.

Элита – это сообщество людей, отличающихся своими интеллектуальными, политическими, культурными, экономическими, психологическими, нравственными, организаторскими способностями (писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства), больше, по сравнению с другими группами, служащих миссии государственности. Национальная элита независимого государства может объединиться вокруг национального лидера, консолидировать потенциальную энергию народа, мобилизовать ее на созидательные работы. В обществе элита условно делится на политическую, военную, экономическую, культурную, технократическую и другие. Однако нет необходимости доказывать, что всех их должно объединять служение национальной государственности. Гарантом успехов этих стран является именно то, что элита ставит развитие государственности превыше всего. Сюда относятся формирование национальной идеи, служение ее реализации, выдвижение новых идей и концепций развития общества в новых условиях, представление образа, в котором объединены идеалы и ценности всего социума.

Политический лидер и элита непосредственно присутствуют во всех трех параметрах национальной идеи: 1) осознание национальной идеи; 2) ее научно-теоретическое представление; 3) определение национального идеала, связывающего прошлое, настоящее и будущее народа. 3. Этнокультурное и гражданское понимание национальной идеи и национального идеала в полиэтническом обществе. Их единство и взаимосвязь.
Казахстан принимает все меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. История страны помнит немало драматичных страниц. Было время, когда само существование на- рода, его языка и культуры стояло перед угрозой исчезновения. Казахский народ, пройдя тяжелые испытания, не только выжил, но и создал свое государство, обрел независимость». Вместе с тем в Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» и в конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» были провозглашены два принципа, определившие основы суверенитета и дальнейшей консолидации нации: во-первых, право казахского народа на самоопределение, ставшее условием для создания государства Казахстан, во-вторых, равные возможности для всех граждан страны. В этой связи следует заметить: в полиэтническом (многонациональном) государстве, каким на сегодняшний день является Казахстан, национальная идея не может быть ориентированной только на государствообразующую нацию.

Основной функцией национальной идеи, является не только этноформирующая, но и консолидирующая, смыслообразующая, направленная на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ Казахстана, на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии «гражданским пониманием нации».
Необходимость укрепления гражданской национальной индентичности в тесном единении с этнической. «Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп, преодолению разделительных линий, границ и дистанций между ними. Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной – Казахским государством. Единая нация, народ Казахстана, станет реальным воплощением лозунга « Казахстан – наш общий дом».



Курс лекций имеет как авторский, так и реферативный характер.
Учебник Мангілік Ел. Касымбеков М.Б., Пралиев С.Ж. и др. – Алматы: Улагат, 2015