Как относиться к утрате близкого человека

Вячеслав Абрамов
Как относиться к утрате близкого человека? Невозможно смириться с тем, что только что был человек, и вдруг его не стало. Разум не соглашается с тем, что наша жизнь временна. Смерть кажется нам нереальной. Перед её лицом мы теряемся и ничего не понимаем.

Мы не в состоянии воспринять жизнь и смерть. Что свидетельствует об ограниченности нашего восприятия, о непонимании своего состояния, о незрелости.

Вероятно, мы способны воспринять из своей жизни лишь крохотный фрагмент, словно маленькие дети. И не знаем, что на самом деле в ней происходит, почему происходит, зачем происходит.

Человека повергает в шок встреча со смертью. Когда кто-то жил и вот – его уже нет. Мы смотрим на безжизненное тело и поражаемся, что это - уже не бывший друг, не родственник, да и не человек, а только тело.

Был человек - и нету. Этот человек жил во мне, отпечатывался в моих мыслях, ощущениях, памяти, желаниях. И вдруг он почти исчез, остались только отпечатки памяти.

Как может быть, что человек перестаёт существовать? Наш разум не способен это воспринять. И проблема тут не в самой реальности, ведь ясно, что ничто не вечно в этом мире. Проблема в ограниченности нашего восприятия, которое способно видеть только до порога смерти.

Почему жизнь устроена таким образом? Почему человек помещён в животное тело, в совсем небольшой объём в реальности, да ещё ограничен во времени? Но при этом мы приписываем этому телу огромную важность, гораздо более высокую и существенную, чем всему другому.

Мы привыкли к мыслям о временности своего существования, и прекрасно уживаемся с ними. И не потому, что нас не удручает это знание. Но поскольку мы живём и не можем видеть дальше этой жизни, то примиряемся с пониманием своей смертности и как можем, утешаем себя, переиначиваем эти вопросы, строим иллюзии.

Человечество давно изобретает религии и верования, которые рассказывают о загробной жизни. Люди верят им за неимением выбора, ведь есть только это, - как компенсация бренности нашей жизни, которая когда-то вдруг обрывается.

Но если докапываться до сути, этот вопрос требует гораздо более взрослого отношения к себе. Мы можем заглянуть за границу жизни и смерти, за пределы той крохотной реальности, которую сейчас видим вокруг себя.

Но сможем ли мы увидеть реальность на таком «неземном» уровне, то есть перестанем воспринимать её как животные, ощущающие всё только через свои телесные органы чувств, а разовьем в себе новые, внетелесные органы восприятия, которые находятся вне тела?

Что поможет нам открыть глаза и увидеть истинную, более широкую реальность – прямо здесь и сейчас, а не после смерти физического тела?

Духовные традиции объясняют, что наша жизнь устроена особенным образом. С одной стороны, мы живем ограниченное число лет в физическом теле, на животном уровне, как все животные.

Но за время своего существования на этой земле мы получаем возможность достичь более высокой ступени - человека. Человека – как существа, подобного своими свойствами вышестоящему миру, вечному и совершенному.

Мы можем это сделать, изменяясь и справляясь через испытания, препятствия и страдания. Мы можем это сделать, если поднимемся над своим материальным телом и начнём строить духовное тело, духовную ступень.

Духовное тело полностью противоположно тому, как мы ощущаем себя сегодня. Оно - духовное, то есть сила вне материи. И эта сила появляется на основе того, что мы начинаем относиться друг к другу совсем не так, как сейчас, а совершенно по-другому.

Сейчас мы относимся друг к другу эгоистически. Даже любовь, которую мы испытываем к родным, к детям – тоже эгоистическая. Мы их любим за то, что они близки к нам, и чувствуем свою взаимозависимость. К посторонним не чувствуем ничего или – отторжение. Но если сможем построить отношение к реальности, обратное нашему эгоизму, то начинаем обретать вторую силу: любви и отдачи ближнему, и ощущаем в ней всю сеть связей между душами людей – другую реальность. Которая, собственно, именно и есть – реальность.

Если я подхожу к окружающим не с намерением всех использовать для своей пользы, а изменяю своё отношение так, чтобы было хорошо всем равнозначно – я уже ощущаю изменения.

Если я стремлюсь прежде к тому, чтобы было хорошо другим, забыв о себе, то увижу другой мир – единый, в котором все связаны друг с другом. Между душами может действовать сила любви, единения, взаимной отдачи. И тогда я могу изменить своё восприятие, систему мышления, оценок. И тогда я почувствую себя существующим в другом мире.

Изменится мое отношение, мой образ мыслей, восприятие – и я увижу другую реальность. Если я буду относиться ко всем, как к самому себе, видя всё и всех как единую систему, то все станут мне близки. Я буду чувствовать, что завишу от них всех, а они зависят от меня.

Тогда исчезает влияние пространства и времени. Ведь пространство определяется расстоянием между мной и кем-то другим, рассчитанное по тому, сколько от него смогу получить ради своей выгоды. А время – это длительность получения чего-то для себя, а у меня больше не будет желания получать только для себя, все мои потребности будут только в других людях.

Тогда получается все наоборот: мне не важно, чьё это желание: моё, твоё, его, её... Когда я не смотрю на мир эгоистически, я вижу то, что называют Высшим миром, духовным миром, Царствием небесным.

Если я отношусь ко всем таким образом, то всё меньше и меньше чувствую своё тело, внутри которого сейчас находится моё «я», но всё лучше вижу Высший мир.

И даже если это животное тело умрёт, я не почувствую в этом особой потери. Ведь я УЖЕ СВЯЗАЛСЯ со всеми и ЖИВУ ВНУТРИ них. Я уже не живу внутри своего животного тела, заботясь только о нём, а растекаюсь между всеми в общем пространстве, которое и есть пространство Бога – духовный мир.

Это включение в общую систему связи и раскрытие Высшего мира, который сейчас от меня скрыт.

Новое восприятие мира через силу отдачи и любви даёт мне жизнь на новой, высшей ступени. Это уже и есть бессмертие – вечная жизнь вне тела.

Высший мир невидим до тех пор, пока мы не приобретём свойства отдачи и любви. Но на самом деле, он находится здесь, рядом. В нашем мире есть люди, которые живут в таких же телах, как мы, но ощущают иную связь между всеми людьми, основанную на отдаче и любви.

Духовный мир находится прямо здесь, нужно лишь его почувствовать!

Мы можем достичь ступени духовного мира только находясь в животном теле, здесь и сейчас. Потому что подняться в него надо именно из нашего мира, за счёт своего эгоизма. А наш мир – квазиреальность, воспринимаемая через призму эгоизма, через желание всё захватить, присвоить себе, и при этом обезопасить себя. Мы и созданы с таким искажённым восприятием реальности, чтобы над ним построить обратное восприятие: вместо получения себе, наоборот, извлечь из себя свои душевные силы, раздать всем всё, на что способен.

Наши отношения, воспитание, взаимодействие должны быть направлены на ступень, которая выше нашей сегодняшней жизни. И тогда человек сможет чувствовать, что вышел из ограничений своего тела - и уже сейчас может жить вечной жизнью!

Поэтому один мир не может существовать без другого. Наш мир предоставляет нам возможность достичь высшего мира именно за счёт использования своего эгоизма, что называется «от противного». Именно с помощью своей злой, эгоистической силы нам нужно построить силу добра.

Мы не стираем свой эгоизм, а строим добро над ним, чтобы все наши преступления покрыла любовь. Эта возможность дана каждому, а если не реализуешь её, то снова вернёшься на эту землю.

Мы видим, как человечество развивается – и страдания тех, кто ушёл и должен будет вернуться, будут тоже с развитием, а в какую сторону – лучшую или худшую, зависит от нас.

Мы не чувствуем этого, но мы зависим и связаны друг с другом: те, кто живёт, и те, кто покинул этот мир. Своими добрыми делами здесь мы влияем на души, которые лишились тел и существуют только в виде сил, а не материи.