Первые опыты автолюбителя

Альберт Иванович Храптович
                В далеком 1973 году, наш экипаж атомной подводной лодки «К-323» на один месяц был направлен в Учебный центр  города Обнинска  для предпоходовой подготовки перед очередным выходом на Боевую службу в Атлантику и Средиземное море.
         Поскольку для опытных подводников такая переподготовка особой сложности  не представляла,  мы в составе группы из 5 человек командиров и старпомов разных экипажей приняли героическое решение: вместо пустой траты свободного от занятий времени в местных ресторанах, заняться полезным делом: сдать на права по управлению автомобилем. Автомашин в то время, практически, ни у кого из нас не было. Но если возможность подготовиться самостоятельно и потом только сдать экзамены по Правилам дорожного движения и практическое вождение в ГАИ в то время была, то, хотя бы в расчете на будущее, почему бы такой возможностью не воспользоваться?

        Сказано – сделано.  В свободное время сначала мы тщательно изучили Правила дорожного движения, несколько раз проверили друг друга. Заместитель начальника политотдела УЦ, (к сожалению, забыл его фамилию), добрейшей души человек, показал каждому из нас как управлять его старенькой, потрепанной «Волгой»  21 модели.  (А управлять ею было не так  просто. Никаких  гидроусилителей, педали тормоза и сцепления нажимались с немалым трудом, и руль был не таким  уж легким). Потом научил каждого первым навыкам трогания с места, езды, остановок и т.д.
        После чего он дал нам возможность поездить под его надзором по плацу Учебного центра, потом по второстепенным улицам. И только убедившись, что мы уже ездим неплохо, предоставил нам  свою «Волгу»  потренироваться в езде по Обнинску самостоятельно. (От нас требовались лишь бензин и обещания обойтись без повреждений и ДТП).  И, наконец, настал день экзаменов в ГАИ.  Мы успешно сдали  теорию и практическую часть, (езду сдавали на той же «Волге»), получили и обмыли долгожданные Права.
      В назначенный срок наш экипаж успешно закончил предпоходовую подготовку  и мы вернулись на Север. А там служба, выходы в море на учения, стрельбы, подготовка к Боевой службе, длительный поход с выполнением поставленных кораблю задач - всё как обычно. Как я уже сказал, ни у кого из нас своих машин не было и, в принципе, мы о том не думали…

      Но вот в начале следующего года командование Флотилии и дивизии решило премировать отличившихся в лучшую сторону командиров правом на покупку новейших личных автомашин «Жигули-2101» и «Москвич-410».  Мне выпало купить «Жигули». Как можно было отказаться от такой редкой в те времена возможности?!
     А денег-то нет!   Мы с женой срочно запросили помощь родителей, (они, что могли, прислали), пустили «шапку по кругу» среди друзей, нужную сумму набрали.  И, как сейчас помню, 23 февраля, в День СА и ВМФ, мы, четверо счастливчиков-командиров, сгорая от нетерпения, отправились в Мурманск на перекладных, поскольку рейсовый автобус был только после обеда. (Как ни странно, в такой день Военторг работал, о том мы узнали, дозвонившись туда из штаба дивизии).
 
      База военторга, куда мы прибыли за машинами, представляла собой одно небольшое одноэтажное здание и большой открытый двор. Машины стояли в сугробах, полностью занесенные снегом. Нам предложили самим их раскапывать и выбирать.  Хорошо, что со мной приехали два мичмана из моего экипажа, которые вызвались помочь мне в покупке и перегоне машины в поселок, так что сделать это было не так трудно. Без лишних слов взялись за дело.
       Да, к слову. Во дворе базы на расчищенном пятачке, отдельно от остальных, стоял автомобиль, накрытый брезентом. Мы поинтересовались – что это за машина.  Заведующий ответил, что это машина, специально отобранная  для одного из высоких чиновников городской управы.  Мы, естественно, только почтительно посмотрели в её сторону, и продолжили откапывать из снега машину для себя.  И только позже узнали, что так стимулировались покупатели к даче взятки. «Специально отобранную», конечно же, хотели получить себе те,  кто мог заплатить приличную сумму сверх её цены.  Они долго упрашивали заведующего базой, тот вначале отнекивался, якобы, не соглашался, потом, понятно почему, уступал.  А как только машину  «для большого чиновника»  увозили со двора, его люди вытаскивали из снега очередную,  и  накрывали брезентом. 
      
        Как ни удивительно, но я сам, будучи за рулем, с двумя мичманами в салоне, по зимней дороге со снежными заносами сумел доехать в наш военный поселок.  А там, прямо у дома, на улице, нас встретили и поздравили друзья с бутылкой шампанского.  Хорошо, хоть не стали разбивать её о кузов, а только облили.  В дальнейшем благополучно ездил на своих «Жигулях» на службу и по своим делам, подвозя по пути офицеров и мичманов.

       И вот  однажды, еще по зимней, очень красивой,  дороге, где-то в марте, в редкий выходной мы с Верой и детьми, прихватив с собой жену моего товарища  Коли Анохина Сашу, (очень просила взять с собой пока муж в море), поехали в Ваенгу в гости к моему родственнику военному летчику.  Там нас тепло встретили, мы отлично вечером посидели, а на следующий день, ближе к полудню отправились назад.
       Вот тут, на обратном пути я и получил свой первый значительный урок вождения машины зимой. Предварительно замечу: ни малейшего представления о том, что зимой ездят на зимней, шипованной резине, у нас тогда не было.  Уже недалеко от нашей базы и посёлка на хорошей скорости выскочил на горку. А там предвесеннее солнышко растопило снежок  на ледяной корке, покрывавшей асфальт, и на ней образовалась водяная пленка.  Скорость я не сбавил, ногу с педали газа не убрал, и как только, будучи уже наверху, чуть шевельнул рулем,  машина потеряла управление и пошла сначала боком, а потом завращалась вокруг собственной оси.  Я, как меня учили в теории, изо всех сил пытался остановить вращение, действуя рулем и педалями тормоза и газа, и, как мне потом сказали
мои пассажиры, довольно громко крепко выражался, но остановить машину не мог.  Обе дамы, сидя с детьми на заднем сидении, в ужасе закрыли руками детям глаза, ожидая катастрофу. Машину, наконец, выбросило на обочину, она осталась на колесах, и всё стихло. Только дочка сквозь слёзы громко кричала: «Мы разбились! Мы разбились!».
 К счастью не разбились, но крепко помяли пару крыльев.  Левое переднее крыло врезалось в колесо, (пришлось отдирать монтировкой), а хуже всего – порвались о заледеневший гребень обочины  тормозные шланги.  Так что домой доехал медленно, осторожно, с торможением в необходимых случаях двигателем и ручным тормозом.

         Другой урок получил уже летом.  Как-то один из моих друзей попросил меня встретить жену и дочь в аэропорту Мурманска и привезти их домой в наш поселок, поскольку сам он уходил в море.  У меня выдалась такая возможность, и я, естественно, поехал в аэропорт.  Там встретил Татьяну с дочкой, мы взяли с собой еще и её подругу, с которой они вместе прилетели, и двинулись к себе, в Западную Лицу.
         В те времена машин на трассе было мало, асфальт неплохой, так что ехали мы резво.  Местами встречались крутые повороты, но всё шло нормально.  Только вот довольно быстро усиливался ветер, как это часто бывает на Севере.  Я как-то не особенно обратил на это внимание – в закрытой машине было уютно, тихо играло установленное моими специалистами-мичманами радио, мои пассажирки увлеченно что-то обсуждали на заднем сидении, девочка дремала на руках у матери.  И вдруг, на очередном повороте я ощутил, что машина плохо слушается руля,  сильный ветер буквально сдувает её с дороги, мне не удаётся вписаться в поворот. Если поворот продолжать, повернув круче, машина может просто опрокинуться.  А на обочине крупные камни…

           Ужас ответственности за тех, кто в салоне, к счастью, не лишил меня способности мыслить и действовать. Продолжая тормозить, я выключил зажигание и ушел с дороги вперед по прямой.  Каким-то непостижимым образом сумел увернуться от огромных каменных глыб-валунов в изобилии лежавших по обеим сторонам шоссе.  Трудно поверить, но увлеченные разговором женщины, с недоумением повернулись ко мне,  только когда машина, пару раз прилично подпрыгнув на камнях, остановилась.  Пришлось сказать, что понадобилось остановиться посмотреть, что там с мотором.  Женщины успокоились и продолжили разговор. Вышел, для виду открыл и закрыл капот. Завел мотор, задним ходом выехал на шоссе и мы поехали дальше.

          А вот еще один пример, как не надо поступать. Едем с женой на своей "шестерке" по трассе Харьков-Запорожье.  На подъеме догоняем КрАЗ-панелевоз, (это такой с длинным прицепом, на котором возят панели домов). Едет он медленно, плестись за ним нет сил. И, хотя уже был знак "Обгон запрещен", я не выдержал и начал его обгонять. Только дошел до середины прицепа, как из-за горы выскочил такой же, как я, асс-любитель и помчался прямо мне в лоб. Счет на секунды - сбоку крутой кювет, отвернуть ни я, ни он не можем. Тормозить - поздно. Принимаю решение - вжаться в промежуток между передними и задними колесами прицепа с панелями. Что и делаю. Перед самым носом моей машины крутятся огромные передние колеса прицепа, сзади расстояние до колес не намного больше. Мысль: а что если водитель КрАЗа тормознет?!  Слава Богу, водитель панелевоза, наблюдавший всю эту картину и видевший меня в зеркале заднего вида на двери кабины, не менял скорости, не тормозил. Когда через несколько секунд встречный со скоростью звука проскочил в нескольких сантиметрах от нас, я выехал из-под прицепа и остановился на обочине. Жена, побледневшая как полотно, за всё это время не смога проронить ни слова и еще долго молчала. Но потом!..

          Были и другие приключения, постепенно накапливался опыт. И когда я сейчас слышу по ТВ об усложнении программы  подготовки водителей и ужесточении требований к ним на экзаменах, я, безусловно, приветствую такие меры. В наше время ездить по городам и дорогам стало неизмеримо сложнее, много людей гибнет в ДТП и даже на пешеходных переходах.  Хотелось бы только, чтобы не получилось по старой русской пословице, гласящей,  что суровость русских законов компенсируется необязательностью их исполнения. И чтобы наши доблестные экзаменаторы не шли на «компромиссы» за определенную мзду. Только в таком случае аварий и происшествий на дорогах станет меньше.