Бюро находок. Просто таксист

Литклуб Листок
        «Так уж бывает, так уж выходит: кто-то теряет, а кто-то находит», - пелось в одной когда-то популярной песне. Давайте теперь поговорим о том, что можно и чего нельзя найти в такси…

         Любой таксист без сомнения предпочтёт найти в своей машине деньги. Во-первых, это неперсонолизированные предметы – сунул в карман, и они уже твои. Во-вторых, незачем мучиться вопросом «кому и почём продать?», как это бывает с оставленными сотовыми телефонами или прочими забытыми вещами… Но деньги, конечно, в такси роняют редко. Чаще всего забывают то, что элементарно вываливается из карманов: зажигалки, сигареты, телефоны.

Причём некоторые пассажиры спохватываются сразу же, однако не всем удаётся сразу же свою пропажу найти. Начнёшь убирать сор в машине через несколько дней, и натыкаешься на тот же сотовый, завалившийся в такое место, куда и предположить было сложно. Конечно, большинство таксистов такие находки владельцам возвращают. Особенно, если вызов был через базу, и контактные данные владельца легкодоступны. Гораздо сложней, если подбираешь «левака», либо находишь что-то неизвестно кем забытое – тогда и возвращать неизвестно кому…

Этим летом в аэропорту Горно-Алтайска в мою машину сели туристы, запланировавшие отдых на Телецком озере: я довёз их до автовокзала и достал им большой рюкзак из багажника… Была небольшая вероятность, что они соберутся добраться до Артыбаша на такси, а потому я решил проехать через автовокзал спустя полчаса. Они бросились мне навстречу со слезами счастья на глазах. Женщина очень эмоционально начала рассказывать, как она молилась, чтобы я вернулся, ведь ни марки, ни номера машины, ни принадлежности к определенной службе такси они не запомнили… «Спасибо! Спасибо, что вы приехали! – тараторили они, - ведь у нас там все документы и все деньги». С этими словами они, открыв дверь, забрали лежавший на заднем сиденье рюкзачок, про который я даже не знал, еще раз сказали «спасибо» и растворились в толпе. Всё, что я успел понять – что молиться иногда полезно…

         Таксистов иногда настигают нелепейшие вопросы типа «Не найдется ли закурить?» или «Нет ли у вас жевательной резинки?» Обычно на такие вопросы следует отрицательный ответ. Однако, если недавний пассажир выронил именно такие вещи, я безотказен. «Прикурить? Пожалуйста! Вот зажигалка… Оставьте её себе…» Щедрость моя безгранична в пределах материальных ценностей, оставленных предыдущими клиентами.

         Я слышал, как другие таксисты рассказывали, что у кого-то в машине оставили водку, у кого-то колбасу… У меня тоже оставляли водку, но уже слегка початую бутылку – в заднем кармане переднего сиденья. Я не сразу её обнаружил: сначала мне казалось, что это запах перегара, но многочисленные проветривания салона не помогали. Я подумал, что кто-то пролил водку на коврик, и она скоро испарится, но запах только усиливался, и уже казалось, будто я пьянею сам. Когда источник алкогольного запаха был найден, бутылку я выставил вон… На следующий день в моё такси сел мужик, что называется, «с бодуна». Некоторое время он молчал, а потом то ли спросил, то ли констатировал: 

- А вчера у вас здесь бутылка водки стояла…

- Так это ваша?

- Нет.

- Ну, извините, нужно было тогда вчера и спрашивать, - говорю. – Вчера б я её вам и подарил бы…

         И чего я только не находил в своей машине: и грязнейшие мужские носки, и кружевные женские трусики. Был случай, когда пассажиры оставили в машине одеяло, и я, запомнив, что они вышли на улице Белинского, целый месяц возил его с собой, пока случайно снова там не оказался. Опросил соседей и вручил им одеяло с просьбой передать хозяевам…

Жаль всё-таки, что в Горно-Алтайске нет такой службы, как «Стол находок». Я как-то обсуждал эту тему с опытными диспетчерами такси, и они поясняли мне о недостаточности правовой базы для такой службы, о невозможности на законных основаниях назначать и брать вознаграждение за находки. Очень может быть. Хотя, покопавшись в Интернете, я нашёл, что в некоторых крупных российских городах такие службы есть. Есть они и при муниципалитетах крупных городов зарубежной Европы. Есть и в Америке. Причём по статистике наиболее сознательные таксисты работают в Лондоне – они возвращают около восьмидесяти процентов забытых в такси предметов. В США статистика, насчитывающая в месяц около пяти тысяч забытых в такси сотовых телефонов и примерно пятьсот оставленных там же за это время ноутбуков, заявляет о гораздо меньшем проценте порядочных таксистов – где-то в районе пятидесяти процентов. По Горно-Алтайску, разумеется, такой официальной статистики нет, но, как таксист со стажем, скажу, что по сознательности таксистов мы находимся примерно на уровне Америки…

Есть, правда, ряд ситуаций, когда даже стопроцентная сознательность водителей такси бессильна удовлетворить пассажира. Я говорю о тех случаях, когда багажа или оброненных и забытых вещей в машине просто никогда не было.

Недавно лично грузил два багажных места одного клиента, и по приезду на место выдал соответственно тоже два. А через пятнадцать минут был застигнут разборками, что в моей машине клиент забыл портфель…

         Однажды (лет эдак шесть назад) я был очень удивлён тем, что два моих ночных пассажира стали спокойно обсуждать в машине, кто, что и когда украл, что им предстоит украсть, кто сегодня ночует в той «малине», куда они едут. Из сказанного явственно было видно, что это профессиональные воры, и для меня самым удивительным было то, что такие воры в Горно-Алтайске существуют. Затем я удивился тому, что они без проблем рассчитались за такси, но это было не последнее моё удивление. Примерно через час мне позвонила диспетчер, и озвучила претензии этих пассажиров: они уверяли, что оставили на заднем сиденье такси золотое кольцо, и просили вернуть кольцо или деньги за него. Пришлось популярно объяснять диспетчеру (дабы она донесла это до воров), что трудновообразимо, как взрослый человек в здравом уме может в такси снять с пальца кольцо и положить его на сиденье. К тому же (даже, если одна восьмимиллионная доля вероятности чудом обеспечила именно такое развитие событий), то и тогда я бы не смог обеспечить сохранность их золотого достояния, поскольку после них на заднем сиденье проехало уже пять, а то и десять, пассажиров…

          Да уж, у каждого таксиста, пожалуй, наберётся немало случаев о забытых в их машине вещах. Может быть, и поинтересней, чем мои… Но вот, было дело, погрузили мне в машину багаж. Доехали. Подают пятьсот рублей – я отдаю сдачу. «Почему взял больше, чем по счётчику?» - спрашивают. Объясняю: пятьдесят рублей стоит багаж. Начинают скандалить: мол, диспетчер не предупреждала, что багаж платный… Но что сделаешь? Таксист, если деньги уже взял, то вырвать их у него можно только вместе с сердцем… Ворча и поругивая жадюг-таксистов, выгружают багаж… А дома меня жена спрашивает: «А где мешок картошки и банка солёных огурцов, которые в багажнике были?» Заглядываю в багажник и понимаю «где»… Прибрали пассажирчики… И так бывает…

Ну, и напоследок, еще один случай. Довёз я как-то до дому одного не очень трезвого мужика. Посидел тот в машине немного, выходить ему как будто не хочется. «А-а-а, - махнул он рукой, - поехали за пенным съездим». Съездили – рублей сто сверху натикало. Расплатился мужик и домой пошёл удовлетворённый. А примерно через час, я смотрю, а между сиденьями двухлитровая бутылка пенного напитка катается, которую он забрать забыл…

Просто таксист