Прямая речь

Евгений Нищенко
Примеры прямой речи
(письменное оформление  речи)


Я давно отказался от попыток вникнуть в правила, чтобы писать без ошибок. Зазубрить правила невозможно, а понять – ума не хватит!  Если со знаками препинания меня, отчасти,  выручает зрительная память от прочитанного, то с  письменной речью (прямой речью), при кажущейся простоте её написания (с кавычками и без кавычек,  в столбик и в строку, в начале предложения и в середине)  у меня неизменные затруднения.
Но я нашёл выход – я подглядываю в примеры: открываю Чехова, Горького, Лермонтова, ищу диалоги и добросовестно подстраиваюсь под них.
На примитивном уровне грамотности срабатывает!

Предлагаю читателям вполне литературные примеры от классиков:

§ 195.
   
   Маленькая девочка бежала и кричала:
   – Не видали маму?
                /М. Горький/
   Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, в середине предложения  выделяются кавычками, но перед ними НЕ СТАВИТСЯ двоеточие, например: 
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Зазубить(!): перед цитируемыми цитатами не ставится двоеточие.

§ 196.
   
 Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
               Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
               Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

«А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
 
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
/Лермонтов/

«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья. 
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
 
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
– Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
/М. Шолохов/

в) разорванная прямая речь:
– Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
/Лермонтов/

– Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
 /Чехов/

– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

б)  в словах автора два глагола:
– Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
/Тургенев/               

. в)  внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки: 
Я подумал: «Что за чертовщина?»

§ 197.

Несколько реплик в строку без указания, кому они принадлежат, выделяется кавычками и разделяются тире:
«Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
                /Лермонтов/
========
   
Есть ещё прямая речь в прямой речи - это когда рассказывающий передаёт чужую речь в своём рассказе - выделяется кавычками:

- Знаете, да не всё, - ответил Степан, - вот послушайте дальше. Причалили к нам двое на плотике.
"Здравствуйте, говорят".
"здравствуйте".
"Можно у вашему огню присесть?"
"Садитесь, если вы добрые люди..."
Посидели, поговорили. О деле ни слова. Тут и женщины из лесу подошли.
" Ну вот, - говорят гости, - спросите у них, знают ли они нас?"
Дарья, посмелее, вышла вперёд и говорит:
"Не отрекаюсь, вы нас из острога вызволяли, да потеряли по пьянке".
                /В.Г. Короленко, "Марусина заимка"/

4.09.16 г.

По: http://www.rusyaz.ru/pr/pzpr.html