По ту сторону прилавка, или о чём думают продавщиц

Ирина Чеботарь
Думали ли вы когда-нибудь о том, что творится в головах женщин и мужчин, которые ежедневно, ежечасно предлагают вам продукты питания? По сути, они передают вам из рук в руки ваше здоровье и ваше благосостояние. От того, что мы кладём в свой рот, зависит качество нашей жизни. Продавцы и продавщицы, которых многие не уважают и не воспринимают всерьёз, несут ответственность за жизни. Они не роботы и не манекены, зачастую невидимые и неслышимые, эти трудяги намного умнее офисников, приходящих в магазин для того, чтобы отовариваться. Продавцы и кассиры - мелкие колёсики и винтики огромного механизма под названием торговля. Сможет ли этот механизм существовать без них? Нет. Не сейчас и не сегодня. Важна ли эта профессия? - Очень. Кто они, люди, находящиеся по ту сторону прилавка? О чём они думают? К чему стремятся? Решив получить ответы на эти вопросы, я надела зелёный фартук, "украсила" голову какой-то странной конструкцией, которую в шутку назвала короной, и, таким образом, влилась в многомиллионную армию продавцов и продавщиц. Оказалось, что в Кишинёве стать работником торговой точки не является проблемой. Носители фартуков и "корон" востребованы. Что ж, посмотрим, что происходит по ту сторону прилавка и о чём думают продавцы. 

                Ёлки-палки! Я не чувствую своё тело!

       Первый день, как правило, стажировочный. Он не единственный. Обучают "новобранцев" от трёх дней до недели. Даже если вы всё знаете, вам необходимо освоиться на новом месте, разобраться, что где лежит, привыкнуть к правилам и традициям торговой точки, её коллективу, осознать и принять себя в роли продавца такого-то магазина. Не сомневаюсь, что порядки везде разные. Так  как местные службы проверки не особо усердствуют, каждое предприятие торговли может позволить себе свободу выбора: подчиняться нормам и требованиям, принятым в стране, или придумать собственные требования и нормы. Насколько качественно будет обслуживаться каждый покупатель, зависит от совестливости руководства магазина. Я поняла это почти сразу. Как? Об этом чуть позже.
Уже в первые часы я почувствовала, что наказана и отматываю срок. Блин! Это очень сложно! 13 часов на ногах! Кажется, я погорячилась и мне совсем не хочется продолжать это делать. Ко мне приставили малолетку-грубиянку, которая даже старалась быть корректной, но у неё это плохо получалось. Маша, которую называли Марией, Маруськой, Машкой и даже Марфушкой, вовсе не показалась мне приветливой. Годная мне в дочери, она сразу заявила свои права на "место под  солнцем" и дала понять, что ей лучше не лезть под руку. Буквально за полчаса она всё мне объяснила и предложила попробовать. Мой отдел - это колбаса, сыр, солёная рыба, консервы и сладости. Всего четыре небольших холодильных отдела. Надо научиться резать сыр и колбасу, оформлять витрину и говорить с людьми.
Вроде всё просто. Но вот незадача. К концу дня я ощутила дикую усталость и равнодушие. Мне плевать было на покупателей и коллег, я совершенно не волновалась по поводу довольства и недовольства мною администрации. Моё тело давно не знало ТАКИХ нагрузок. Похоже, что это перебор. Я смотрела на коллег и пыталась понять, как они выдерживают такое. Да, они молодые (17-20 лет), большинство выросли в селе. Мне реально захотелось узнать, чем живут эти ребята. Все они объединены тем, что рано ушли из дома и стали сами зарабатывать себе на жизнь. Кто-то не отказывается от помощи родных, другие, такие, как моя сменщица Машка, гордятся тем, что выкручиваются сами. Они сильные и предприимчивые. Но я вижу, что при всём при этом не железные. Им тоже непросто. От меня они отличаются тем, что не привыкли жаловаться. Работают, как ишаки, как бурлаки, молча тянут лямку. Не понятно только, зачем они это делают. Неужели нет других, более лёгких вариантов? По сути, мои юные коллеги, в число которых я затесалась, будущее Молдовы. К чему их готовит Страна? К тому, чтобы за копейки подтирать зад всей Европе? Алё, Страна, это твои дети, когда ты научишься заботиться о них?      
Три дня обучения напоминали мне Голгофу. Мы, как Христос, тащим свой крест на последнем издыхании. Мне показалось, что я участница стахановского движения. Для тех, кто не знает, это добровольное повышение норм выработки в советские времена. Люди, что говорится, "гибли за металл". И они знали, зачем это делают. А вот я, современная стахановка, совершенно не понимаю, нафига мне это нужно. А! Вспомнила! Мне же захотелось оказаться по ту сторону прилавка и увидеть мир с этой стороны. Первое время моё тело так ломило, что я ни мир, ни колбасы, ни сыра толком не видела. Всё расплывалось.
Где-то недели через две я обнаружила, что работать в таком ритме возможно. Привыкаешь. Правда, только в том случае, если начальство не решит, что ты недостаточно загружена работой и не придумает для тебя какие-то ещё обязанности, типа помыть пол под холодильником или подмести на улице.
 
                Мои маленькие коллеги

Как бы вам, будучи человеком с высшим образованием, некогда начальствовавшим в серьёзном предприятии, понравилось услышать к себе обращение на «ты»? Естественно, это режет слух. Но, если я хочу узнать, что творится по ту сторону прилавка, нужно стерпеть. И я справилась с задачей.
Итак, Мария. Я бы сказала, что это пацан в юбке. И какой пацан! Походка, мимика и жестикуляция – всё говорит о том, что она не позволит собой командовать. Тем не менее, она трудяга. Уже после я наблюдала за ней и видела, как эта девочка волочит тяжёлые коробки с товаром по залу. У неё всё легко получалось, она ни на минуту не присаживалась, почти не ела и всегда что-то делала. Мне хотелось ей помочь, но Маша сразу дала понять, что в помощи не нуждается. Под руку к ней лезть – нарваться на грубость. Всё, что от меня требовалось – это поставить её в известность, что мной командовать не получится. Мы быстро выяснили отношения и почти подружились. Вскоре Маша получила румынский паспорт и ушла из магазина. Мне было чуточку жаль с ней расставаться.   
Ещё одной интересной личностью, с которой меня свела судьба, является Дана. Это маленький шестнадцатилетний живчик, к которому тянешься и от которого нет спасу. Сложно понять? Дело в том, что Дану я полюбила сразу. Очень добрая, отзывчивая и открытая, она мгновенно к себе располагает. Однако, её всегда много и она везде. Балованная и невоспитанная, она иногда раздражает. Я просто устаю от неё, но стоит ей подойти и что-то сказать, и я оттаиваю. Она часто обнимает меня, и это так волнительно. Во мне просыпается мать. Я не знаю, что такое быть матерью девочки. Наверное, это очень круто. Возможно, я ещё узнаю. Как и Машка, Даниела не стала заморачиваться с субординацией и начала мне тыкать. Поставив себе задачу заставить юный коллектив обращаться ко мне на «вы», я вскоре отказалась от этой затеи. Чтобы достичь своей цели, я должна стать единым целым с остальными продавцами. «Ты», значит «ты». От меня не убудет.
Вместе со мной на работу поступила Вероника. Интересная личность. Я бы сказала, загадочная. Я сразу поняла, что это тёмная лошадка. Совсем ещё юная, она знает, чего хочет. Более того, она этого достигнет любыми путями. Пройдёт там, где другие свернут из-за сложности пути. Вероника более женственна, чем другие девочки. Её неброская, нераспустившаяся пока красота уже привлекает к себе мужское внимание. Быстрая и целеустремлённая, она умеет расставлять приоритеты. Это тот человек, который, не попав в нужное место через дверь, зайдёт в окно. Не раз я замечала, как девочку по делу и не по делу ругали. Вряд ли кто-то, кроме меня, видел, как она, забившись в уголок, всхлипывала, совсем чуть-чуть плакала и затем выходила как ни в чём не бывало. Терпун с большой буквы. Её проблема в том, что она часто делает что-то, не спрашивая. Может, боится спросить, а, может, причина в излишней самоуверенности. С Вероникой я быстро нашла общий язык. Поначалу она встала в позу, приняв меня, как равную. Но ум и расчётливость позволили ей правильно строить со мной дальнейшие отношения.
Увы, на этом список девочек-коллег заканчивается. С нами работает ещё два мальчика, Лилиан и Артём.