Фрагменты писем старца иеромонаха Павла Троицкого

Федоров Мистик
Фрагменты писем о.Павла Троицкого.

Из письма. 14 октября 1971г. О Всеволоду Шпиллеру.


''...Ваш взгляд на патриархию вполне разделяю. Патриарх в золотой клетке. Он все понял, но, увы, уже поздно. Хорошо, что Вы не были 14/Х в Загорске. Там вместо Патриарха был Куроедов и ещё три представителя. Для них был отдельный стол. Никодим с Филаретом [(Денисенко, будущим раскольником)] вели разговоры самые неподходящие. Многих сделали архиепископами, например Питирима. У многих истинно верующих было мрачно на душе. Сочувстсвую им вполне. Пока в церкви молиться можно со всеми вместе, а там - видно будет.''

14 октября 1971 года о. Павел пребывал в городке Кувшиново 450 км. от Москвы,  духом пребывая в Лавре, о чем и пишет о.Всеволоду.



Июль 1972г.


'' ... Наша патриахия - концелярия Куроедова, не больше. Куроедов расправляется с духовенством как ему угодно.  Патриарх все подписывает, никокого сопротивления. ...''
Декабрь 1972
'' В. и О. ... Они очень хорошие, но уж слишком агрессивно настроены против Патриарха всея Руси. ...''



19/2-1973г.

'' ...Я не совсем понимаю общения Трубецкой с Сахаровым и его семьёй. Все они правы: и Сахаров, и Солженицын, и правильно открытое письмо Лиды. Но вполне согласен с Вами, что за их спинами стоят страшные, тёмные силы. От них бежать надо, а не сближаться с ними, и упаси Бог ходить к ним в семьи. А Вас ''любят'' стараются проникнуть к Вам в дом, завязать знакомство и т.д. Дорогой о.Всеволод! Бойтесь таких знакомств, хотя они и интересны. Хорошо Вы делаете, что уклонились от обеда в Загорске, от службы на Ордынке. Возможно, это создало бы лояльность с патриархией, а потом попросили бы слетать в Америку, где Вам были бы несказанно рады и Вы должны были бы поддерживать брехню ( простите за грубость) митрополитов и т. д. А Вы на это ужасное дело не пойдете.

ЖМП читать совсем невозможно...."



1 марта 1973г.

''...А Патриарх бессилен. ...
..... Его жизнь - лишение свободы.  Он никого не может принять: конвой из монахов. ...''


1973г.


'' ... У   о. Александра Меня  не все благополучно. Общаетесь ли Вы с ним? Какой винегрет у этих молодых учёных людей. В самом простом разобраться не могут, и в то же время стараются обращать людей в Церковь''



19 сентября 1973 г.


'' Дорогой о.Всеволод! Благодарю за Ваше тёплое письмо. Все Ваши воскресные проповеди я слушаю с большим вниманием и даже по нескольку раз. Меня особенно удовлетворила Ваша проповедь о горчичном зерне. Проповедь о свиньях, бросившихся в море, рисует такую живую картину и так хватает за сердце, прямо до слез, и невольно думается : а наш ''Синод'' не так ли поступает, как владетели этими свиньями, просившие Христа уйти от них. Страшно! И как Вы сильно это нарисовали! Страшно, что такой ''Синод''. Но ведь мы это заслужили. Ведь все совершается по воле Божией. .... ''





1 марта 1974 г.

'''...Много правды пишет Солженицын, этого отрицать нельзя. Но и неправды у него немало. Самое же главное - это то, что в некоторых  его произведениях нет любви. ...''



11 апреля 1974 г.


''... У Крутицкого [(митрополита)] ''свое'', а вернее то, что ему приказали. Да ведь ему все равно, лишь бы угодить. ...''

Нельзя спорить, у Солженицына много горькой правды, но все преподносится с большой раздражительностью и со злобой. Самое же главное: христианин  - не политик.



16 июля 1974 г.


'' ... Зачем же Вам послан великий труд, послано мученье? Я много думал, молился, как умею. И все то же в ответ святое ''да'', от которого свет, радость, мир и тепло. Я лично очень хочу дать Вам отдых от мученья с Агриппиной... Но - твердое ''да''. Такова воля Божия. ...''



10 ноября 1974 г.


'' ... Слышал отрывки из ''Архипелага ГУЛАГа'' . Да, все так и было, как у Солженицына описано, в моём лагере. Возможно, что в других лагерях было и хуже. ...''


1975 г.


'' ... О. Дмитрий [( Дудко)]  совсем сошёл с ума. Много глупостей он творит, и никто не может ему помочь. Сам себе голова, он уверен в своей правоте. Жаль его. ...''

26 февраля 1976 г.


'' ... Жаль о.Дмитрия, он сам себе яму роет. ...''



Начало лета 1976 г.


'' ... Мне бывает всегда очень грустно, когда милое чадо обращает внимание на сардинку, с ь'еденную в неположенное время. Меня всегда это очень сердило. ...''

''...Служу редко, больше бываю у Вас. Ваши певчие то хорошо поют, то врут, а все же стараются. ...''
[ о. Павел был регентом Даниловского  монастыря. За 450 километров ,,слышал'' как поют в Николо-Кузнецком храме, фальшивят или нет.]


25 октября 1976 г.


'' ... Слышал, что патриархия Вас не отметила. Причина такого отношения к Вам - Ваши правдивые слова, которых никто не скажет. Патриарх плохого не сделает, а хорошего сделать ему не разрешат, он же требовать не будет. ...''



28 марта 1977 г.


'' ... В Святую ночь мысленно буду с Вами. Служу нечасто. Больше бываю у Вас в храме, где Вы служите. ...''

'' ... Прослушал Вашу беседу о Григории Паламе, о Кресте. Прекрасно. Не думайте, что я Вам льщу. Я пишу как воспринимаю и вместе с Вами переживаю. Вижу Вашу огромную аудиторию, радуюсь, радуюсь. ...''


16 мая 1977 г.

'' ... Вы меня браните, считаете, что я не все хорошо понимаю. Оно так и есть. ...''
[ Конечно, о. Всеволод не посмел бы написать своему духовнику ничего подобного ''бранного'' О. Павел видел мысли людей за сотни киллометров.]


'' ... Дорогой о.Всеволод! Вы верите, что есть воля Божия? Вот эта воля Божия ( говорю дерзко) навязала Вам эту ненужную избушку, которая Вас так тяготит. Делайте всё, что Вам угодно с избушкой, продайте ее. Не сердитесь на меня за мою горячность. ... ''



8 декабря 1977 г.


'' ... Очень хорошо, что у Вас  нет о.Василия Бланковского. Он много мутит. Я очень удивляюсь, зачем воздвигать Крест по 100 раз на каждую сторону, петь '' Господи, помилуй''.  Слышал с одним священником стало плохо. Зачем? Все равно никто не понимает. Может быть, я грешу? О Церкви можно много говорить, а нужно  ли? ...''

'' ... Что же касается меня, то мне остаётся только: очень редкие службы, четки, Ваши проповеди, и всё. Живём очень тихо, мирно, далеко в лесу, и всегда с нами Божественная красота. Как много в миру всяких скорбей и всего прочего, а иногда и просто пустого. ...''


23 января 1979 г.



'' ... Слышал, что в журнале ''Вестник'' написали обо мне и об Агриппине. Журнала пока не имею. Очень недоволен. Знаю, кто мой благодетель.
Дорогой о.Всеволод! У меня на столе Ваша фотография от 10/Xll 78 года. Вы - старец! ...''



2 ноября 1979 г.


«… Вы пишите о видении. Вот это видение не имеет ни пространства, ни времени . Агриппина мне ничего не писала о Вас, ничего не говорила, а только по ночам своими воплями  не давала мне спать. [( за 450 км.)] Вы удивляетесь, что Богу нужны о человеке мелкие детали. Да, это бывает нужно. Многое человеку непонятно. Мысленно бываю вместе с Вами. Вы в этом году жили много  на даче, и я с Вами там же был. Хорошо у Вас, уютно, тепло. Ваш кабинет на даче уютный. Знаю, что 6/10 был у Вас приступ, знаю о Ваших глазах.  Я с Вами очень близок, очень Вас чувствую. Вот и алтари хороши. Если можно Вас просить, пожалуйста, служите раз в неделю, не исповедуйте т.к. это берет силы духовные. А там, как знаете.  …»
« … Передайте мой земной поклон Агриппине. Скажите ей, что я ее слышу. …»



12 апреля 1982 г.



« …  Мне передали из Вашего храма чай. Передайте чай Вашему сыну, всегда его  помню с двумя малышками Севой и Машей. ...''


[( Чай еще не успели послать со связными к о. Павлу, когда от него пришел такой ответ. Как в 1984 году ему хотели прислать записи служения о.Всеволодом  Литургии и Канона Андрея Критского, когда пришел ответ на такое намерение – передать кассеты мне, хотя никто  о. Павлу о моем существовании не сообщал, как и я ничего не знал об о.Павле, его имя хранилось в глубокой тайне.)]

« … Об Андрее Рублеве все слышал. Хорошие дела делает Саша. [Салтыков] …»

[Искусствовед, сотрудник музея Андрея Рублева  Александр Александрович Салтыков, впоследствии священник, настоятель храма Воскресения в Кадашах, проводил целый цикл лекций в здании института напротив Гидропрэкта на Соколе.  Вместе с друзьями мы посещали эти лекции, в том числе и лекцию и об Андрее Рублеве. Высочайший уровень постижения и подачи материала. ]



29 июня 1982 г.


'' ... Пусть Саша [Салтыков] не волнуется о реках. Мы очень умные, а есть ещё воля  Божия...''
В связи с попыткой повернуть северные реки. - примечание редактора книги.
[ В связи с информационной блокадой по поводу проекта, по просьбе о.Александра Салтыкова я распрастанял по редакциям журналов письмо Василия Белова, говоря , что по рассчётам американцев в результате осуществления этого проекта может чуть-чуть тизмениться наклон Земной оси. На меня смотрели выпучив глаза, полагая, что я человек из Китежа. Удалось через друзей письмо Василия Белова опубликовать во Франции в ''Русской мысли'' Блокада была прорвана.]
'' ... Дорогой о.Всеволод! Вас любит народ, а Вы не верите. Какую Вам митру готовят к Вашему юбилею... Праздник бывает, когда Вы появляетесь. Я сам вижу и чувствую. ...''
[ Сомнительно, чтобы кто-то описывал о.Павлу митру, которую хотели преподнести о.Всеволоду на его юбилей, 80 лет.]


12 сентября 1982 г.


''... Всегда помню малышей Севушку и Машеньку, и Вашего Иоанна никогда не забываю, молю Бога, чтобы был с подчиненными не так строг. ....''


'' Знаю, что Вы слабый и желудок у Вас больной, как и у меня. Всю Вашу братию поздравляю с праздником. Всех помню, часто бываю у Вас в храме, хорошо поют, много народа, много причастников, больше молодёжи. Хорошо, тепло в Вашем храме. Когда Вы бываете в храме,
какая бывает радость! ...''



25 декабря 1982 г.


После кончины матушки Людмилы, жены о. Всеволода.

'' ... не хотел писать, нечего было писать, нужно было, и есть нужда крепко молиться о новопреставленной. Я все время с Вами, и был, и есть. ...''
'' Пока я помощью Божией служу часто, и с Вами, и без Вас. ...''

'' ... Агриппинушка с Вами до смерти. Она бывает по человечески странная. Может быть эта странность Вас сердит. Очень прошу, не сердитесь, она Вам преданная всем своим чистым сердцем и душой. Я часто слышу, как она  говорит с Вами, милая Агриппинушка! ...''


22 января 1983 г.


  '' Дорогой о.Всеволод! Вчера служил литургию, сорок дней было Людмиле Сергеевне.
Вспоминал Вас, мы вместе служили. Хорошо, что чаще будем служить вместе, Вам легче будет и сон наладится.  Чувстсвую, около храма Вашего бесы разбушевались, всё пройдёт, тишина придёт. Терпенье и молитва... Хорошо, твёрдо было Вами сказано 19/l  после литургии... Так было нужно... Все нам на пользу духовную. ...''
'' ...  Все праздники служил с Вами ... Не подавайте сам, держитесь ... [ рапорт об уходе]  Прошу Ваших св. молитв. Всегда за всех Вас молюсь.''


12 марта 1983 г.


'' Дорогой о.Всеволод! Знаю все Ваши горести, тяжести Вашего храма. Очень жаль и о.Александра [ Куликова], и о.Николая  [Кречетова]. По человеческих храм разорен, а по Божию нет. Господь послал испытание.
(* В праздник особо чтимой в Николо-Кузнецком храме иконы Божией Матери ''Утоли моя печали'' утром литургию служил Патриарх Пимен, а вечером стало известно о его указе - переводе в другие храмы ближайших соратников о. Всеволода: о.Александра Куликова и о. Николая Кречетова. ''По человечески - храм  разорен'' -примечание редакции.)

Простите меня, а Вы положили в ящик фото Л.С. [ Людмилы Сергеевны,  жены], по ночам плачете о ней, смотрите на эти карточки. Зачем?.. За неё надо молиться, а не любоваться ею. Вы плачете о ней, а я плачу о Вас. Вам нужно бывать в храме, Вас ещё пока не выгоняют, а Вы бросили свою паству.  Ваши овцы остались без пастыря. Вам нужно бывать в храме, а то Ваш Тимаков [ священник] неумело берет власть. Пока ему ещё никто не давал ее. Все пока разваливается при помощи Тимакова. Хотя бы через воскресенье бывайте в церкви, это обязательно, не служить, а просто быть в алтаре. Я Вас прошу об этом... Не подавайте Патриарху об отставке. Нет воли Божией. ...''





30 апреля 1983 г.

'' ... Я не знаю, что Вам сказать. Чувствую, что Вы стремитесь уйти на покой. Вас обидели, отняли двух сразу ... А если нет воли Божией на уход Ваш, что будем делать?..."

''Чувствую как Ваш храм пустеет, люди бегут к о.Александру, к о. Николаю. [ По болезни о.Всеволод почти не служил.] Как жаль Тимакова, бедный бегал за митрополитом Антонием] , но увы... . Все же душа у него не покойна. Горит бедный! ...
[ о.Владимира Тимакова обвиняли в инициативе удаления из храма о.Александра и о.Николая.
Им была подана записка к Патриарху с предложением отправить
о. Всеволода на покой по старости, как не справляющегося с обязанностями настоятеля.
Прочитав записку, Патриарх ответил - Я тоже стар, и меня тоже надо отправлять на покой? ]

 [ об Иоанне, сыне о.Всеволода] '' ...Он горячий, я с ним согласен, но все же так не надо. Я тоже всегда был вспыльчив и понимаю его. ...''


4 июля 1983 г.


'' « Дорогой о.Всеволод! сердечно благодарю Вас за службу на Вознесение, за проповедь. Все я получил, все у меня есть. А вот служба на Троицу – слишком тяжело, старайтесь не служить с Тимаковым. Эта служба у меня есть. Ваш голосок слабенький. А когда вы вышли садиться в машину, сказали слово о значении цветов – это было утешительно! ... ''
'' ... Знаю, что Вы хотели мне писать. Не нужно, я Вас чувствую. Пока никаких хлопот о возвращении о.Александра и Николая - нет воли Божией. ...''

'' ... Я по милости Божией служу часто, но писать мне трудно.
 12/Vll хорошо было бы мы вместе служили с Вами! ...''


[ Из моего рассказа 2002 года ''Цветы''


На Троицу 14 июня 1983 г., когда о.Всеволод вышел с цветами на ступени храма, где его окружили люди, я подумал: «Почему священники на Троицу выходят с цветами?»Подошел под благословение. О.Всеволод, глядя мне прямо в глаза, вдруг произнес: «Почему мы приходим на праздник Троицы с цветами? Потому что через свое освящение человек освящает весь мир, каждую травинку.» [ о. Всеволод развил эту тему до короткой проповеди ] Благословив всех подошедших, о.Всеволод вместе с Агриппиной Николаевной [ с Андреем Борисовичем]  сели в машину такси, стоявшую у дверей храма.
Я  по обыкновению сделал короткую запись в дневнике о службе о.Всеволода с упоминанием  этого диалога. В то время я не имел ни малейшего представления об о. Павле Троицком. Через девятнадцать лет в 2002 году мне посчастливилось читать письма о.Павла к о.Всеволоду. В письме от 4 июля 1983 г. я прочитал такие строки:
« Дорогой о.Всеволод! сердечно благодарю Вас за службу на Вознесение, за проповедь. Все я получил, все у меня есть. А вот служба на Троицу – слишком тяжело, старайтесь не служить с Тимаковым. Эта служба у меня есть. Ваш голосок слабенький. А когда вы вышли садиться в машину, сказали слово о значении цветов – это было утешительно! ... и т. д.
(На фотографии о.Всеволода с цветами во дворе храма, по правому краю виднеется нос автора.)]


6 сентября 1983 г.


''... многим хорошо за Вашими службами, и моим, и мне тоже. ...''
'' ... Может быть ещё послужим вместе 11/ lX?..."
''... Я очень часто бываю с Вами. Слышал службу Вашего о.Евгения. [( новый дьякон, бурсак с комплексом  Наполеона, )] Простите, если к Вам его прислал протопресвитер Матфей - он намерен Ваш храм закрыть. Кому он метит? Вы меня понимаете, почему я ушёл?... И никогда не жалел и не жалею. ...''

[ Вы меня понимаете, почему я ушёл?... И никогда не жалел и не жалею. ...''

Формально  запротоколированная  ''смерть о.Павла Троицкого'' в лагере освободила его как монаха от власти епископов, полностью подчиненных атеистической, коммунистической власти. ''Канцелярия Куроедова''  Преподобный Сергий не мог бы принять как волю Божию повеления епископов, ''ищущих, как только угодить власти'' повелевающей ими. Отец Павел тот же уровень преподобного. Он не был епископом, как святитель Лука Войно-Ясенецкий, не был призван на ''общественное служение'' и мог уйти в тайный ''затвор''  для сохранения чистоты сердца, при коммунистических опричниках, ищущих как погубить побольше духовенства. Свои 15 лет лагерей по доносу епископа Мануила он отсидел. Свой крест нес. Но принимать ''брехню митрополитов'' как волю Божию, а ему была открыта  подлинная воля Божия, не мог. Потому и ушёл из под формального подчинения епископов, вынужденных в угоду власти говорить то, что они не думают, как это было и в ''православные времена'' при царе Иване Грозном, когда стараниями православных епископов в темницу на двадцать пять лет был заключен Максим Грек. А через три столетия Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. И несомненно Собором Русской Православной Церкви иеромонах Павел Троицкий будет причислен к лику святых.


В семидесятые годы, когда в атеистической литературе рассматривался спор  Иосифлян с  нестяжателями, последователями Нила Сорского, то с иосифлянами расправлялись легко - церковники такие же феодалы. А как быть с нестяжателями, отказывающимися от собственности?  Нашли формулировку - '' Духовенство, напуганное крестьянскими выступлениями,  ради сохранения своей власти, прибегло к такой форме обмана населения, якобы отказ от собственности. Что носило только временный, тактический характер.''
Когда некоторые церковные и около церковные писатели заявляют, что подлинный о.Павел умер в лагере в 1944 году, а от его имени в дальнейшем до 1991 года действовал сотрудник КГБ, это была операция по разгрому диссидентского движения в Церкви, и приведению молодёжи к состоянию послушных овец, которыми управляют Пастыри, послушные КГБ, и все письма неведомого затворника были написаны в КГБ, это воспринимается как дикость. Очень похоже на заявление по поводу Нила Сорского и нестяжателей, что все они  жулики и эксплуататоры, только предприняли обманный маневр. А отец Павел это выдумка КГБ.
 У таких людей, если они так честно думают, синдром КГБ, они воспринимают КГБ как Бога.
О.Павел постоянно восхищался проповедями о.Всеволода, и категорически запрещал говорить о себе,о нем знал только узкий круг людей. Что же считать о.Всеволода разработкой КГБ? А молчание вокруг имени о.Павла - мощной пропагандой, одурманивающей умы молодёжи?]



25 ноября 1983 г.


'' ... Мне кажется, что Вы уйдете из Вашего храма и будете очень жалеть. Теперь у Вас о.Александр [ Салтыков]. Я слышал как он читает Апостола, хорошо, но он ещё как-то смущается и немножко путает, слишком мало служит. Все у него будет хорошо. Вас, дорогой о Всеволод, прошу никому не писать, и не обьяснять, и не просить. Пусть все делается без Вашего вмешательства. ...''


21 декабря 1983 г.


'' ... Знаю все о Вас. Зачем Вы пошли в это логово?  Было ли Вам хорошо после этого сидения за столом? Знаю все Ваши болезни, страдания, мучения. Мы все  за Вас просим, пристаем, умоляем Матерь Божию, чтобы нам быть ещё с Вами. А Вы, мы все Вас просим, выполняйте, что предписывает Ваш добрый доктор....''

'' ... Дорогой о.Всеволод! Всегда с Вами хорошо, вот и о.Александр стремится быть чтецом около Вас, и о.Валентин. с радостью служит с Вами, и Ваши слова летят в записях, и так много их слушают. Вы ничего не знаете, как Вы многих обогащаете. Я оживаю от своих недугов, когда бываю с Вами в Вишняковском переулке. ...''

                ***    
       

8 января 1984 года на второй день Рождества, в Собор Пресвятой Богородицы о.Всеволод почил.


              ***

Из воспоминаний Ивана Шпиллера, сына о.Всеволода

'' Ранним осенним утром 1975 года я направлялся в 67-ю Московскую больницу, где в то утро папу должны были оперировать. Операция предстояла сложная, результат мог быть любым. Я очень волновался ещё и потому, что у меня были подозрения, связанные с персоналом этого отделения, в частности с заведующим, от которого как от хирурга, я уже и отказался. Накануне впод вечер Агриппина Николаевна решила ехать к о.Павлу, и я в письме к нему начал было излагать свои тревоги и смятение, но так письма и не дописал, ибо выяснилось, что, если Агриппине Николаевне удастся выехать этим вечером, она доберётся до батюшки лишь к полудню следующего дня.
Итак, утром, выходя из лифта, встречаются почтальона: ''Вам срочная телеграмма'' Вот ее текст :" Персонал, больница - хорошие. Целую всех. Ваш Павел.'' Вернувшияся на следующий день после тяжёлой, но удачной операции папы Ашриппина Николаевна рассказала о том, как ее о.Павел напоил чаем с дороги и между прочим спросил : ''А почему это Иван Всеволодович все время стоит у косяка двери в операционную? ... Ах, да, ты этого не можешь видеть!..."
Я действительно простоял у косяка в операционную все это время... За много сотен верст от о.Павла. ''


''В моём собственном опыте, как и в опыте многих людей, имеющих с о.Павлом такое же, письменное общение, были случаи поразительные. Так, получаю однажды письмо от батюшки, в котором между прочим говорится : ''... ты не смущайся, что тяжёлое придёт в твою семью. Болезнь Севы, больница. Думаю, что у вас там больницы не на высоте? Все пройдёт, все будет хорошо... Слава Богу,что у Севы нет повреждений ни рук, ни ног ...?  Головка, как она болит, у меня тоже иногда болит..''
Мой сын был жив-здоров и лишь дней через 10 он ... попал под машину. Переломов не было, но оказалось сотрясение мозга, вызвавшее головные боли. Больница оставляла желать лучшего... Расстояние между батюшкой и потерпевшим  состовляло около четырёх тысяч километров. [Красноярск] Письмо было написано двумя неделями раньше.