И свет во тьме светит

Алексей Фоминых
                « И свет во тьме светит… .»
из жизни и деятельности сельской учительницы

Вы  свет мира. Не может укрыться город,
 стоящий на верху горы. И, зажегши свечу,
не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике,
 и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела
 и прославляли Отца вашего Небесного.
(евангелие от Матфея)



Сколько еще тайн хранит наше прошлое! Истинным счастьем каждого любителя родной старины является возможность приоткрыть завесу времени над еще неизвестными страницами истории.
Пути подобных озарений поистине неисповедимы. Кто то, находит раритетные издания в фондах библиотек кто то, перебирая тысячи листов документов,  находит один ветхий манускрипт – красноречиво рассказывающий о своей эпохе.
Случай имеет также большое значение в исследовательской деятельности.
Например, совершенно случайно , в гардеробе императрицы Екатерины второй после ее смерти была обнаружена древнейшая русская книга Остромирово евангелие. Редчайшее издание книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» 1859 года было обнаружено в отхожем месте полуразрушенного особняка.
До сих пор ученые спорят о подлинности находки дощечек «Влесовой книги» обнаруженных в разоренном поместье во время гражданской войны.
Иногда сюрпризы может принести и обычная прогулка.
Нечто подобное произошло со мной в марте 2007 года, когда совершенно случайно я забрел на Коневский рынок и попал в небольшой закуток,  где на прилавках продавался всякий не нужный прежним хозяевам скарб.
Там в дальнем закутке не было ярких товаров , кроссовок ,кофточек и джинсов. Продавцы как правило старше шестидесяти . И продают они самые простые вещи скопленные за жизнь или полученный в наследство. Некоторые даже брезгуют сюда заходить. Но именно здесь можно найти такие вещи, которые хранят тепло рук людей живших почти сто лет назад.

Именно таким образом в мои руки попала, точнее сказать была куплена за 35 рублей, прелюбопытная книжица – называется она «В ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ ХОЗЯЙКАМ».
Казалось бы – ну и что тут удивительного ?
-Отвечу ничего !
За исключением того ,что издана она в 1910 году в уездном городе Котельниче учительницей сельской школы Еленой ОКУЛОВОЙ.
А это значит что перед нами не просто старая книжка, а ценнейший исторический документ. Содержащий  в себе,  информацию – о жизни наших с вами предков.   
Тут и рекомендации по ведению домашнего хозяйства,
Советы по медицине – как лечить различные болезни. Рецепты простой крестьянской кухни. Руководство по уходу за животными и многое другое необходимое в повседневном крестьянском быту.
 Теперь предоставим слово автору (и чтобы сохранить колорит времени –оставим авторский слог в неприкосновенности):
«Служа учительницею в сельской школе 22 года и, имея близкое общение с крестьянами, я наблюдала, что в некоторых домах при материальном достатке нет порядка в доме, чистоты, нет умения приготовить обед при наличии продуктов.
….Желая прийти на помощь крестьянам в их домашней жизни, я старалась привить учащимся различные полезные сведения в школе, но мои труды пропали : дети забыли советы.
В последние годы крестьянские юноши нашей местности почти все уходят в города на заработки.  Возвратясь домой они становятся недовольными ведением домашнего хозяйства: и грязно то им кажется в избе, и неряшливо приготовляется обед и похлебка не вкусна…..
С целью придти на помощь молодым хозяйкам я и составила эту книжку…»
 Как много для исследователя крестьянского быта начала 20 века может сказать уже только предисловие! Становится ясно , что педагоги уже в то время стремились помимо школьных знаний привить ученикам навыки ведения домашнего хозяйства. Что молодежь также стремилась на заработки в города – где впитывала в себя городскую культуру. А самое главное что автор книги Елена Окулова стремилась сделать окружающих лучше посредством просветительской деятельности , а не революционных идей достаточно модных в ту эпоху.
Следующая глава в книге «ДОМАШНИЙ ОБИХОД» несет ценнейшие сведения о жизни простой крестьянской семьи. Предоставим слово Автору:
«Многие из хозяек, заботясь о чистоте в доме, часто моют пол и думают что этого достаточно. Но это не так: чтобы жилище было здорово и имело опрятный вид , нужно раз в неделю протирать св. иконы, рамы в окнах и стекла в них, обтирать пыль на полках , полатях, лавках ; мыть стол обтирать тенета, убирать с лавок лишние ненужные вещи на надлежащее место…
….Мне приходилось видеть за печкою: и решето, и обломки горшков, и старые веники, и обломки кирпичей и бельевой валек и многое другое. Все это накопляется многими годами, перекидывается же разве тогда, когда хозяин ищет затерявшуюся лапотную колодку…
Чашки и ложки после каждой еды нужно мыть, а не разставлять по полкам не мытыми. Если употребляются при обеде вилки, то их нужно чистить так: взять тряпочку, помочить ее немного водою, обмакнуть в золу или песок и чистить вилку. Приходилось видеть не раз , как чистят вилку поплевав на нее. Иногда же вилки чистят, проводя ею по кирпичу. Такая чистка портит вилку и не прочищает ее….»

Да…, автор прямо скажем, не идеализирует вятскую деревню. Но то , что здесь описывается не оставляло сельскую учительницу равнодушной и она вступила с этим в неравную борьбу. В сражении за чистоту немаловажная роль отводилась крестьянским детям.
«…Во многих работах матери могут помогать дети. Девочки 6-7 лет уже могут мыть посуду (нужно их заставлять прежде вымыть свои руки, а потом приниматься за посуду), протереть окна, вымести в избе, сенях и на крыльце.
Мальчики вместе с девочками пусть заботятся о чистоте во дворе, полют в огороде …..Если научить детей с малых лет к работе, то они будут трудолюбивы и не приобретут тех дурных привычек, которые приобретаются детьми, когда они играют вместе с деревенскими товарищами . »
Как видим актуальный вопрос – как уберечь детей от дурного влияния улицы –существовал уже вначале 20 века. И решался с помощью привлечения детей к домашнему труду. Благо в деревенском доме всегда было чем заняться. Не уборка так прополка.
Следующая глава «Правила ПРИЛИЧИЯ» позволит нам познакомиться с правилами крестьянского этикета. Слово Автору:

«Неприличным считается почесываться, чесать голову, грызть ногти, ковырять в носу и зубах, особенно во время обеда. Нужно сдерживать отрыжку; позевоту; не нужно плевать на пол. Для плевания нужно поставить в избе ящичек с песком, опилками или золою….
…когда сидишь, то не разваливайся, не клади ногу на ногу и не качай ногою. При разговоре не размахивай руками. Говорить нужно не очень громко и не слишком тихо. Не перебивать речь собеседника, а внимательно слушать его.
Ко всему этому мать должна приучать ребенка с малолетства»
К сожалению мне не удалось найти информацию о месте жительства сельской просветительницы , неизвестно и в какой школе она преподавала.
Скорее всего,  это сельская школа близ Котельнича. По тексту становиться ясно,  что Елена Окулова учительница со стажем и большим опытом(22 года) по долгу службы бывала часто в семьях своих воспитанников проводила и там свою благородную работу.
В течении стольких лет сохраняя любовь к своей профессии сельская учительница решается на издание книги и скорее всего на свои скудные накопления. Вряд ли подобную литературу крестьянин стал приобретать за свои кровные – скорее всего книги раздавались бесплатно через детей – учеников школы.

Мне думается ,что усилия сельской учительницы не пропали даром. Старожилы рассказывают о том какой порядок был в единоличных крестьянских хозяйствах до коллективизации . Беспорядок в избе считался укором и хозяйке и всей семье. И в этом есть частичка благородного труда ,ныне уже никому неизвестной сельской учительницы  Елены Окуловой.

Такой вот экскурс в историю может провести для нас старинная книжка, продававшаяся среди старых ненужных вещей, и таящая в себе еще не остывшее тепло рук предшествовавших поколений.