Кипренский. Портрет Челишева

Алина Алексеева-Маркезин
 
О. Кипренский . ПОРТРЕТ ЧЕЛИШЕВА ,1809г.

           Одна из лучших работ, которые нарисовал Кипренский – «Портрет Челищева». Переоценить ценность картины очень трудно, ведь благодаря ей художник спровоцировал целую революцию в мире живописи, основав новое течение – романтизм.

         Работа над картиной началась еще в 1808 году. Молодой, но уже довольно известный портретист рисует портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Готовая картина представляется на суд публике в начале 1809 года, и почти сразу же становится культовой.
Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие, темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность.

       Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке, в которой все еще можно не досчитаться нескольких зубов. Довершают образ круглое лицо мальчика и слегка растрепанные волосы. При взгляде на портрет в голове так и возникает картина: уставший от позирования парень срывается с места и бежит во двор, а художник остается в мастерской, чтобы доработать детали.Непокорные пряди волнистых волос свободно обрамляют овал его белого, чуть румяного лица. Падает непослушная челка на чистый, еще не отмеченный заботами лоб. Милые, с еле заметной косинкой глаза что-то подглядели. Пухлые губы готовы улыбнуться.
Но время детства уже проходит.
      
       Задержав взгляд, зритель может заметить, что глаза ребенка отражают еще что-то. Они все так же мечтательны, но мы видим, что это уже не детские мечты. Мальчик не такой уж наивный, как это может казаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Отличным завершением образа является сочетание цветов, выбранных художником.

         Темная куртка, едва видимый ворот белой рубашки, и жилет алого цвета придают личности Челищева нотки загадочности.

        Великолепная работа, которую подарил миру Кипренский, «Портрет Челищева» изображает миг перехода ребенка во взрослую жизнь. Взрослая задумчивость и еще не прошедшая детская игривость невероятным образом совмещаются в одном человеке. Это сочетание сумел уловить художник, его пытались уловить его последователи, и благодаря ему картина смогла прочно
 утвердиться как первое и неповторимое проявление романтизма в русской живописи.

Как же сложилась судьба нашего героя?

 Александр Александрович Челищев ( 1797 — 4 1881) — штабс-капитан, участник Отечественной войны 1812 года; член Союза Благоденствия. Как и старший брат Николай, с 1808 года воспитывался в Пажеском корпусе. 29 августа 1812 года выпущен прапорщиком в 49 егерский полк и вскоре уже участвовал в сражении под Малоярославцем.

      В составе Силезской армии дошел до Парижа. В апреле 1814 года за отличия в боях произведен в подпоручики и переведен в лейб-гвардии Егерский полк. С 1817 году — поручик, с 1820 года — штабс-капитан.

            Состоял членом Союза Благоденствия. 20 марта 1822 года переведен в 16 егерский полк, вероятно, в связи с участием в так называемом «норовской истории». После роспуска Союза Благоденствия, по свидетельству Н. М. Муравьева, вошёл в тайное общество, но в делах его фактически не участвовал[3].

          После восстания декабристов Челищев избежал наказания, однако следственный комитет собрал о нём сведения и некоторое время он находился под надзором. В 1827 году вышел в отставку в чине майора.

         Все последующие годы он жил в своем поместье в Медынском уезде Калужской губернии. Владел селом Мошарово с деревнями Киреевой и Махониной.
Скончался в Петербурге и похоронен на Преображенском православном кладбище. Могила не сохранилась.